Одиноким старикам из Новоильинска вставили новые окна после разгромного материала «Вечорки»

  • 5 дек. 2018 г.
Одиноким старикам из Новоильинска вставили новые окна после разгромного материала «Вечорки»

«Вечорка» в №44 писала о семье Карелиных из села Новоильинск Чернышевского района, которые несколько лет не могли добиться, чтобы им поставили новые окна. После публикации в «Вечорки» новые окна все-таки появились. 

Текст за авторством Елены Юсуповой сумел надавить на убогие бюрократические рычаги. Мы публикуем его целиком.

Жил старик со своею старухой. А надо было жить одному.

Наталья Николаевна, уходя с поста, пожелала нам с вами мира, добра и благополучия. И, как говорится, живите долго и счастливо. Будем, куда ж деваться-то. Губернаторы приходят и уходят, а нам тут жить. Кому-то долго и счастливо, кому-то просто счастливо, кому-то просто долго.

Голобокова Светлана Степановна из села Новоильинск Чернышевского района рассказала мне о своих родителях, людях пожилых и уважаемых. Карелин Степан Иович родился в 1931 году, Дарья Лукична — в 1932-м. Коренные забайкальцы, всю жизнь прожили в родном селе. В годы войны вместе с такими же мальчишками и девчонками трудились в родном колхозе наравне со взрослыми. И так всю жизнь, с самой войны и до той поры, когда колхозы в нашей стране приказали долго жить.

Труд их отмечен медалями, каждый год приходят поздравления с Днем Великой Победы, есть даже письмо, подписанное самим Президентом. Ветераны, труженики. Недавно отметили 60 лет совместной жизни.

Много ли у нас в Забайкалье таких пар, чтоб 60 лет вместе?

Думаю, семей таких гораздо меньше, чем многочисленная армия народных избранников, которые законы принимают, да тех, кто те самые законы претворяют в жизнь.

Нельзя сказать, что власти забросили стариков. Совсем наоборот — три года подряд приходили к Карелиным работники соцзащиты, интересовались, какую посильную помощь оказать ветеранам. Мало их осталось в селе, всего несколько человек.

Старики каждый год высказывали свои пожелания: перекрыть крышу, загородить забор или машину дров привезти. Соцработники тщательно записывали пожелания и приходили с такими же вопросами на следующий год.

В сентябре 2018 года сначала пошли слухи, а потом приехали рабочие и стали в домах односельчан, ровесников Карелиных, менять старые окна на пластиковые. Пожилые люди, порадовавшись за земляков, стали ждать, когда и к ним придут — такую помощь можно было и три года ждать. Это ж какая благодать — ни тебе затыкать щели, ни вторые рамы по весне-осени вставлять-вынимать. Не зря же записывали!

Только не дождались ветераны никаких окон, ничего и никого не дождались.

Добра нам, благополучия и… одиночества?

Светлана Степановна стала звонить чиновникам в Чернышевск:

— Как же так, когда же к Карелиным придут?

— Не положено. Их двое, а помощь только одиноким.

Дарья Лукична, когда услышала такой ответ, сказала:

— Ой, девка, попустись! Нету, дак и не надо, не заслужили, видно! Зачем тогда три года ходили, сулили? Нам с дедом теперь надо решать, кто вперед помрет, чтоб окна вставили?

Если честно, я не поверила Светлане Степановне. Думала, может, не так поняла, не расслышала.

Позвонила сама в Чернышевский отдел государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края. В разговоре со мной Татьяна Александровна Подойницына подтвердила, что в 2018 году деньги выделены только для помощи одиноким и одиноко проживающим. А Карелины же не одинокие, раз вдвоем живут, в этом году им ничего делать не будут, но в очередь капитального ремонта их включили. Значит, ремонт будет, пусть ждут дальше.

Решения, принятые не без участия бывшего губернатора, аукнутся нам еще не раз. Вот подскажите мне, как теперь смотреть в глаза ветеранам, которые ребятишками в колхозе работали, потом в тяжелое послевоенное время страну поднимали? Как объяснить им, что решения по оказанию помощи, принимаемые на уровне губернатора края, касаются только одиноких и одиноко проживающих стариков? Выходит, Карелины сами виноваты, что остались без новых окон — взяли и оба к моменту выполнения распоряжения живыми оказались! Товарищи дорогие, господа чиновники, вы серьезно? Им, Карелиным, 86 и 87 лет! Дождутся ли? Вот уж, поистине, выбирайте — или живете долго и счастливо вместе, но без помощи, или?

На мой вопрос — где же ознакомиться с таким распоряжением правительства, Подойницина Т.А. сослалась на то, что такие комментарии не в ее компетенции, она только специалист, делайте запрос или звоните в Читу, в Министерство труда и социальной защиты населения.

Сотрудник министерства Татьяна Богатырева тоже была очень вежлива в разговоре со мной и отправила меня за ответом к своей коллеге Светлане Заяхановой, которая отослала меня дальше — к Евгению Казаченко, который был на совещании. Я оставила в приемной вопросы, и спустя час мне перезвонили. Евгений Олегович сказал, что всего два месяца как занимается этими вопросами, и надо бы позвонить Заяхановой. Ну понятно, как не понять! Сначала рассказываю, что Заяхановой я уже звонила, потом в который раз повторяю историю про Карелиных. Казаченко пообещал выяснить, попали они в списки или нет, потому что пока не знаком с этой проблемой, и вообще он думал, что что-то срочное, раз из газеты.

Охотно верю и, скорее всего, отправлю официальный запрос в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, что б уж наверняка.

Ой, девка, попустись!

Непростой 2018 год заканчивается. Как и деньги, которых все равно кому-то не хватит. Уже хватило на перелеты, гостиницы, суточные, но не хватило на четыре новых окна для ветеранов. И ведь все правильно, никто ничего не нарушил. Расскажите им теперь, что это разные статьи расходов, только обязательно расскажите, а то ведь будут надеяться, считать — скольким старикам могли не только окна, крыши, двери и заборы поменять, деньги-то все равно бюджетные.

Я полдня звонила уважаемым людям из Чернышевска и Читы, отвлекала их от работы. А бабушка с дедушкой Карелины, которым под девяносто лет каждому, они тоже должны пройти всю цепочку, чтобы узнать, будут окна в их доме или другая какая помощь? Узнавать номера телефонов, фамилии, должности? И какие такие условия старики должны выполнить еще, кроме того, что всю жизнь работали, чтобы вписаться в рамки программ, решений, постановлений, приказов? Направленных, между прочим, на улучшение их, Карелиных, жизни.

Легче же, говоря нашим забайкальским языком, попуститься, и пусть все идет как всегда — люди отдельно, власти отдельно. Они же лучше знают, что нам надо. А лучше, оказывается, быть одиноким в этом году. Точка. Или запятая?

Елена ЮСУПОВА

Фото из архива семьи Карелиных

P.S. Вскоре после выхода этого номера в редакцию "Вечорки" принесли письмо благодарности, в котором Светалана Голобокова - дочь Карелиных - рассказала, что после публикации старикам вставили новые окна и перекрыли крышу. Вот оно:

"На сегодняшний день им в доме поставили все окна – пластиковые. Вот, наконец-то, пожелания моих родственников исполнены. На остатки привезли профлист, чтоб покрыть крышу. Выделили им по 50 тыс. руб. каждому. За что огромное спасибо и низкий поклон от моих родителей и от меня лично всем участвующим в этом деле: главе администрации с. Новоильинск Елене Александровне Бянкиной, организации "Чернышевские Профокна" Выходцеву В.С. и огромное преогромное спасибо в оказании помощи и содействии корреспонденту газеты «Вечорка» Юсуповой Елене Валентиновне. Если бы не она, может, ничего и не было".

Голобокова С.С., Карелины С.И. и Д.Л.