«Вечорка» № 16 (413): Каинов мост в Дарасуне

  • 26 апр. 2018 г.
«Вечорка» № 16 (413): Каинов мост в Дарасуне

Удивительная ситуация сложилась в поселке Дарасун. Единственный водовоз, выполняя свою работу, вынужден по пять раз на дню становится нарушителем ПДД. Волей-неволей ему приходится въезжать на путепровод, нависший над Транссибом, и выставивший бесполезные в этом случае знаки.

Есть и другой путь с левой части поселка, где находится скважина, к жителям правой. Крюк через федералку - это больше чем 20 км. Будучи умноженными на пять эти километры убьют его бизнес и оставят людей без воды. Поэтому несколько лет путепровод пугает похлеще сказочного Калинового моста.

Поматросили

Дарасун разделен не только «железкой», но и Ингодой. В конце 30-х через них перебросили переправы. Оба сооружения в то время были уникальны для эпохи, считавшей лошадь - транспортом, а личный автомобиль - ненаучной фантастикой. Тем не менее, проектировщики шагнули гораздо дальше тех транспортных реалий и предусмотрели увеличение транспортного потока. Прошло время, вместо инфраструктуры новая страна начала строить рынок. Миллионы грузовиков покатились в открытый для торговли Китай, чтобы поменять металл и лес на бусы и зеркальца. Такой размах, конечно, не снился советским мостостроителям. Да и, наверняка, они предполагали, профилактические ремонты, на которые новая власть не находила денег. Аукнулось это в середине 90-х масштабной аварией. Многотонный тягач (по другой версии это был трактор К-700) обрушил пролёт, рухнул в провал и убил водителя. По иронии судьбы машина принадлежала организации, которая в то время строила дорогу. Латали мост, что называется всем миром. Завод горнорудного оборудования, дал свою территорию для хранения стройматериалов. Кроме того, дорожникам помогали военные из дислоцированных в Большой Туре и Дарасуне частей. Будто в память об этом крайняя секция выкрашена в защитный цвет. Все неудобства, которые вызвало отсутствие сообщения между левой и правой частью поселка, сохранились только в головах.

Залатанный путепровод получил небольшой запас прочности и вскоре вопрос о ремонте встал вновь. Решать его должен был Росавтодор - организация, обслуживающая все федеральные дороги - и за счет средств федерального бюджета. Но где-то в верхах посчитали, что лучше построить участок в обход Дарасуна и избавить посёлок от потока машин. С точки зрения безопасности и экологии решение, безусловно, верное, но старый участок дороги, включая мост и путепровод, обветшавшие от многолетней эксплуатации федералами, стал собственностью региона. Юристы не найдут повода для придирок в этой ситуации, но внутреннее чувство справедливости с ними не согласно - не по братски это. Москва использовала и бросила объект, жизненно важный для маленького поселка и неподъёмный для нищего края. Содержать путепровод должны были на налоги, которые платили и дарасунцы, но в конце 2009 года открылся новый участок трассы  - пользуйтесь.

Через пять лет владения путепроводом региональные власти признали, что федеральное наследство таит опасность. Памятуя о рухнувшем пролете, в 2014 году путепровод перекрыли для грузовых машин. Вроде не критично, но в 2016-ом местный житель из-за этого потерял имущество.  Пока пожарная машина делала крюк, пожар жрал постройки, смеясь над бегающими с вёдрами людьми. После этого для спасателей сделали исключение.

Не привыкайте

Сейчас переправа выглядит страшновато. Ограничитель габаритов - подвешенная на цепях труба, иногда звенит от встречи со стрелой микрогрузовика-воровайки. Чёрно-белые железяки сузили проезд до одной полосы. Кто по ней поедет первым, водители решают сами. Реверсивный светофор вместо сигналов показывает, что властям на проблемы людей тупо наплевать. На то же самое намекают выбоины, которые вообще-то можно было залатать, не дожидаясь капитального ремонта. Но нет, бьются машины, разбивая и без того уставший путепровод, дрожащий под ногами пешеходов.

Как долго будут люди это терпеть - неизвестно. Но надежда есть.

Валентина Чермных 

Глава поселка Валентина Чермных, за путепровод не отвечает, но переживает всей душой. По ее словам, в начале прошлого года «Служба единого заказчика» провела аукцион на разработку проектной документации. Выиграл ее АО «ИРКУТСКГИПРОДОРНИИ», снизивший цену с 10 до 7,5 млн руб. Подготовленный проект в конце марта ушёл на госэкспертизу, где будет проверяться, ориентировочно до конца лета. После этого объявят ещё один аукцион, который определит подрядчика. Стоимость объекта будет известна лишь после экспертизы, проверяющей в том числе и достоверность смет.

- Проект сложный, так как подразумевает реконструкцию не только путепровода, но и моста через Ингоду, и участка дороги между ними. Все три объекта инфраструктуры находятся в неважном состоянии - но работы будут идти поэтапно и начнутся с реконструкции путепровода. Работать строителям придётся без остановки движения на Транссибе, где в сутки проходит 200 пар поездов, то есть почти каждые четыре минуты. Кроме того, уникальность проекта заключается в длине одного из пролетов - его придётся изготавливать по спецзаказу, - рассказала Вера Ивановна.

Новый путепровод вырастет на месте старого, поэтому попасть из одной части Дарасуна в другую можно будет только через федеральную трассу, делая крюк в 20 км. Соседние сёла - Большая Тура и Маккавеево для дарасунцев будут ближе, чем другая часть их родного поселка.

Но глава беспокоится о другом: "На время строительства мы готовы потерпеть. Главное, чтобы не закрыли до начала работ. А то ведь может и так случиться - закроют, а потом скажут - ну вы уже и без путепровода привыкли».

Неразбериха с ремонтом аварийного моста породило уйму слухов среди жителей Дарасуна. Например, в приемной главы поселка мы встретили местную жительницу Татьяну Владимировну, которая, прознав о цели нашей командировки, шепотом сообщила, что деньги на строительство моста выделялись, но были умыкнуты предыдущими руководителями. Однако уже через пять минут нынешняя глава Валентина Чермных опровергла эти слухи и сообщила о готовом проекте и трудностях, которые ожидают поселок в связи с предстоящим ремонтом этой единственной артели, соединяющей обе части поселка, разделенных рекой и Транссибом. Во сколько обойдется строительство нового моста на том же месте Валентина Ивановна затруднилась сказать. Она просто не знает.

Как не знает и того, что согласно Постановлению Совета Федерации РФ от 10 апреля этого года Министерству транспорта РФ рекомендовано «рассмотреть вопрос о подготовке предложений по финансированию в 2019-2021 годах реконструкции моста через реку Ингода и путепровода через железную дорогу в поселке Дарасун Карымского района, находящихся на автомобильной дороге «Подъезд к поселку городского типа Дарасун». Надеемся, что федералы слов на ветер не бросают.

 - Читал где-то, что родственникам погибшей в кемеровской «Зимней вишне» в общей сложности выплатили по пять млн руб. за каждого убитого пожаром. Не проще ли было эти деньги потратить на приведение пожарной сигнализации в порядок. Так и тут, ждут трагедии и начнут выплачивать за погибших миллионы, вместо того, чтобы эти деньги вложить в ремонт, - справедливо возмущался на мосту оператор съемочной группы «Вечорки» Паша.

И с ним сложно не согласиться. По этой автомобильной «узкоколейке» через Транссиб в Дарасуне не то, что ездить, ходить опасно. Вибрация такая, что понимаешь – до очередной трагедии рукой подать.

С видеоверсией этого репортажа можно ознакомиться на сайте народной газеты gazetavechorka.ru.

Егор Захаров, Владимир Кантемир, фото авторов

Опубликовано в "Вечорке" № 16 (413) от 18 апреля 2018 года.