«Вечорка» № 1: «В борьбе обретались долги района. Сказ о том, как Плюхин школу в Могоче строил»

  • 9 янв. 2018 г.
«Вечорка» № 1: «В борьбе обретались долги района. Сказ о том, как Плюхин школу в Могоче строил»

Непримиримый борец за все хорошее против всего плохого Дмитрий Валентинович Плюхин, видимо, решил сузить специализацию и сосредоточиться на интересах предпринимателей. Впрочем, как представляется, отстаивать интересы предпринимателей, но не вообще, а конкретных, Плюхин начал еще в должности главы Могочинского района. Благодаря этой «заботе» бывшего главы район оказался должен 14 миллионов рублей за несколько коробок бумаги, которые должны были стать проектом школы, но так и не стали. Однако обо всем по порядку.

Что нам стоит школу построить?

21 октября 2014 года между администрацией Могочинского района и ООО «Бизнес-Индустрия» был заключен договор на выполнение проектных и изыскательских работ для строительства общеобразовательной школы на 300 учащихся в г. Могоча. За проект школы район обязался уплатить подрядчику 12 млн. 100 тыс. рублей. 

Интересно, что договор был заключен без соблюдения конкурсных процедур. По общему правилу любые муниципальные контракты, заключаемые на сумму свыше 100 тыс. рублей, обязательно проходят конкурс. Однако из этого правила есть исключение. Закупка может осуществляться у единственного поставщика в случае аварии или чрезвычайной ситуации. Именно этим исключением и воспользовалась администрация. 3 октября 2014 года в одном из зданий могочинской школы № 92 произошла авария, которая и позволила Плюхину привлечь к проектированию «Бизнес-Индустрию» без всяких конкурентов.

Гораздо интереснее, что еще в июне Плюхин утвердил акт об аварийном состоянии школы. Т.е. он хорошо знал, в каком состоянии находится здание.

Более того, директор школы направил в администрацию ходатайство с просьбой запланировать капитальный ремонт. В письме отмечалось, что учащихся можно перевести в другое здание без ущерба для учебного процесса. Напрашивается вывод, что администрация могла еще в июне начать конкурсные процедуры для определения наиболее выгодного подрядчика, но предпочла запустить в сентябре учебный процесс, дождаться аварии и заключить договор с конкретной компанией.

Он за ценой не постоял

В соответствии с законом при осуществлении закупки у единственного поставщика заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете цену контракта. Как следует из отчета контрольно-счетной палаты региона, такого документа нет. Вместо него в районный комитет финансов (именно этот орган контролирует сферу закупок для муниципальных нужд) было представлено обоснование заключения контракта за подписью самого Плюхина. Назвать это документом трудно — нет ни номера, ни даты. Но самое главное — в нем цена контракта никак не аргументируется. Все обоснование сводится к тому, что возникла чрезвычайная ситуация, надо успеть войти в федеральную программу и потому была выбрана «Бизнес-Индустрия» как компания, положительно зарекомендовавшая себя при строительстве дома в поселке Амазар.

При заключении контракта по тем основаниям, на которых был подписан договор между администрацией и «Бизнес-Индустрией», закон требует, чтобы контракт содержал в себе расчет и обоснование цены. Ничего подобного в нем нет. Откуда взялась сумма в 12 млн. 100 тыс. рублей — так и остается загадкой.

Денег нет, но Плюхин держался

После заключения контракта перед главой района встал вопрос — где взять деньги на его исполнение? Понятно, что в бюджете района на 2014 год средства не были запланированы. Самый простой ответ — предусмотреть эти деньги в бюджете 2015 года, а там, возможно, появятся и источники финансирования. В ноябре на заседании районного Совета Дмитрий Плюхин уверил депутатов, что Правительство края решило вопрос о включении строительства новой школы в федеральную программу. При этом Плюхин заявлял, что вообще проект стоит 38 млн. рублей, но ему удалось найти проектную группу, которая возьмется сделать за 13. Депутаты согласились внести эти расходы в бюджет, учитывая, со слов Плюхина, что покроют их деньги из краевого бюджета, который в свою очередь получит их из федерального. 

В то же время глава района не мог не знать, что финансирование проектной документации краевым бюджетом и тем более федеральным не предусматривается. Таким образом, контракт на 12 млн. рублей был подписан Плюхиным без ясного понимания, откуда поступят эти деньги. Зачем в таких условиях заключать контракт на проектирование — остается большой загадкой.

«Юридически чистые» руки и сообразительная голова

В порыве самопиара Дмитрий Плюхин создал себе репутацию человека, щепетильно относящегося к соблюдению буквы закона. Однако внимательное изучение контракта с ООО «Бизнес-Индустрия» вызывает в этом большие сомнения. Так, в договоре указано, что его предметом является привязка типового, имеющего положительное заключение экспертизы, проекта. Т.е. подразумевается, что у администрации уже есть типовой проект школы, который подрядчик должен просто привязать к местности. Поэтому в техническом задании контракта указано, что для проектирования заказчик обязан предоставить подрядчику проект школы, различные инженерные изыскания, а также утвержденный и зарегистрированный план земельного участка.

В то же время в протоколе соглашения о договорной цене, которое является приложением к договору, сказано, что «достигнуто соглашение о величине договорной цены за выполнение проектных работ — выполнение проекта общеобразовательной школы на 300 учащихся». Налицо явное противоречие. Совершенно не понятно, что именно должен сделать подрядчик — то ли привязать к местности готовый проект, то ли создать новый. Более того, у объектов, указанных в договоре, разные адреса! На одной странице школа должна располагаться по улице Школьная, а на другой — по улице Стадионная. Такая неопределенность напрямую нарушает требования закона, который указывает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Представляется, что техническое задание составлено с грубыми нарушениями действующих нормативных актов. В частности, не указан источник финансирования проектных работ, нет сведений об участке строительства, не указаны технические характеристики объекта. Контрольно-счетной комиссии, которая проводила аудит контракта, так и не удалось выяснить — был ли типовой проект школы и передан ли он подрядчику. Не исключено, что Плюхин взял на район обязательства, не имея на руках проекта. Что касается изыскательской документации, то вся она оказалась без подписей. Естественно, что заключения государственной экспертизы на эти документы нет. Таким образом, были грубо нарушены нормы градостроительного кодекса и ряда федеральных законов.

Безземельный глава района

Не менее интересно обстоит дело с земельным участком под строительство школы. Подрядчику были предоставлены схема границ землепользования и свидетельство о праве собственности. Нюанс заключался в том, что построить школу на этом земельном участке можно было только после перевода его из зоны общественно-деловой застройки в зону, позволяющую размещать объект недвижимости. Проведенные публичные слушания по вопросу перевода участка из одной зоны в другую закончились отказом.Более того, в свое время этот стадион находился в собственности ОАО «РЖД» и был передан в муниципалитет по договору пожертвования.

Этим документом было оговорено, что использовать его администрация района может только по функциональному назначению. Поэтому Плюхин обратился в РЖД с просьбой использовать участок для строительства на нем школы, однако и тут получил отказ. Как именно глава района собирался реализовать проект стоимостью 12 млн. рублей, не имея земельного участка, совершенно не ясно.

Долг платежом страшен

Несмотря на все указанные выше проблемы и нестыковки, 20 января и 20 февраля 2015 года глава района подписывает два акта выполненных работ по 6 млн. 50 тыс. рублей каждый. Причем акты предельно лаконичны — «выполнение работ по разработке проектно-сметной документации: школа на 300 мест». Нет ни слова о том, в каком составе и количестве проектная документация была принята заказчиком. Можно предположить, что на момент их подписания никакого проекта не было. Дмитрий Плюхин подписал приемку, не имея на руках объекта заказа. Это подтверждается письмами из «Бизнес-Индустрии», датированными июнем 2016 года с просьбой получить проектную документацию. При этом накладная ее приема-передачи была подписана только в сентябре 2016 года. К слову сказать, от администрации района этот документ подписало лицо, вообще не имеющее на это полномочий.

В своем блоге Дмитрий Плюхин 1 декабря 2015 года пишет: «Уже однозначно принято решение об отмене планов по строительству новой школы на 300 мест на городском стадионе. Первая школа по данному проекту начнет строиться в 2017 году в селе Сбега по новой федеральной программе». Возникает логичное предположение — раз планы столь кардинально поменялись, то следует решить вопрос с контрактом. Тем более, что акты выполненных работ подписаны, а деньги до сих пор не уплачены. Любой ответственный руководитель постарался бы либо договориться с подрядчиком, либо подготовиться к судебной тяжбе и, учитывая плохо составленный договор, попытаться признать его ничтожным. В любом случае отдавать 12 млн. рублей за проект, который уже не воплотится, выглядит либо вопиющей некомпетентностью, либо злым умыслом.

Однако никаких действий Дмитрий Плюхин не предпринимает. Поэтому в апреле 2016 года ООО «Бизнес-Индустрия» подает иск в Арбитражный суд с требованием оплаты положенных ей по контракту средств, а также выставляет неустойку в 2 млн. рублей и 200 тыс. рублей за расходы на оплату юридических услуг. Таким образом, компания пытается взыскать с района 14 млн. 225 тыс. 513 рублей. К сожалению, Дмитрий Валентинович не отражал в своем блоге подробности этого процесса, поэтому мы не знаем, какими мотивами он руководствовался, но 8 июля он ставит подпись под мировым соглашением.

Этим документом Плюхин признает за районом долг в 12 млн. 100 тыс. рублей и обязуется возместить расходы на оплату юридических услуг в 200 тыс. рублей. В соответствии с соглашением задолженность должна быть погашена с августа по декабрь ежемесячными платежами по 2 млн. 460 тыс. рублей. Знал ли Плюхин о том, что районный бюджет не сможет выплачивать ежемесячно по два с половиной миллиона? Наверняка знал. Кто лучше главы района владеет информацией о состоянии местного бюджета? Впрочем, скорее всего, не это волновало Дмитрия Валентиновича — приближалась выборная кампания, и в связи с ней 15 августа он ушел в отпуск. А уже 7 сентября «Бизнес-Индустрия» снова обращается в суд в связи с неисполнением мирового соглашения. Ведь первый платеж должен был поступить 31 августа и, конечно, не поступил, так как денег у администрации района не было.

Поэтому 12 сентября суд принял решение выдать подрядчику исполнительный лист на сумму 14 млн. 225 тыс. 513 рублей. По этому документу 10 февраля 2017 года были прекращены операции по лицевым счетам администрации района, что повлекло приостановку «опекунских» выплат 98 гражданам, арест имущества администрации и создало серьезные проблемы для нормального функционирования муниципалитета. В настоящее время судебная тяжба между администрацией района и ООО «Бизнес-Индустрия» продолжается. Подписанное Плюхиным мировое соглашение не позволяет району признать договор, составленный с большими нарушениями, ничтожным, поэтому угроза ареста счетов постоянно висит над могочинцами дамокловым мечом.

А что же наш Дмитрий Валентинович? Судя по всему, его проблемы Могочинского района теперь волнуют так же, как проблемы индейцев шерифа. Он благополучно перебрался в краевой центр и активно пытается понравиться местной буржуазии. Думаю, что рассказанная история должна показать местным ударникам капиталистического труда, что Плюхин действительно радеет за интересы предпринимателей и в этом старании за ценой из чужого кармана не постоит.

 Карп ВЛАСОВ

На фото – Дмитрий Плюхин в интерьерах главы Могочинского района (фото Фейсбук)

Опубликовано в «Вечорке» № 1 (398) от 3 января 2018 года.