«Вечорка» № 14 (411): Просто бизнес

  • 10 апр. 2018 г.
«Вечорка» № 14 (411): Просто бизнес

В самом начале информационного «цунами», вызванного трагедией в Кемерово 25 марта, мелькали сообщения о том, что торговый центр «Зимняя вишня» являлся, по сути, объектом малого бизнеса. И именно поэтому, там, в течение нескольких лет не проводились проверки на противопожарную безопасность. Потом эти сообщения утонули в потоке официальных сообщений, домыслов, сплетен и дезинформации. Однако именно этот факт удивительным образом напомнил нам о событиях осени прошлого года в Чите.

Бедные буржуи

Тогда среди предпринимательского сообщества города поднялась волна негодования по поводу повышения налога на коммерческое имущество. И главными застрельщиками в этом движении выступили владельцы крупных торговых центров.

Стремясь минимизировать издержки, они регистрируются как индивидуальные предприниматели. При таком условии их имущество проходило по категории «иное имущество физических лиц» и облагалось налогом по формуле: ставка 0,5 от кадастровой стоимости минус инвентаризационная стоимость умножить на понижающий коэффициент 0,2. Такая арифметика была необычайно выгодна. В соотношении «прибыль — издержки» налог выглядел статистической погрешностью. Помимо этого, как теперь выясняется, щит на котором начертано «малый бизнес» неплохо прикрывает крупных предпринимателей и от различного рода проверок. Конечно теперь, когда произошла эта жуткая трагедия, читинские торгово-развлекательные центры немедленно бросились исправлять все недочеты, которые у них есть по пожарной безопасности. Точно так же, как после пожара в пермском клубе «Хромая лошадь», пожарная безопасность улучшилась в клубах по всей стране. Вот только надолго ли? В конце концов, главный закон капитализма – «минимизируй издержки, повышай прибыль» никто не отменял. Это «золотое» правило буржуазии пустило глубокие корни в душах ее представителей.

Соцсети как витрина

Что осенью прошлого года, что сейчас, весьма любопытно наблюдать за реакцией местных крупных и не очень предпринимателей через социальные сети.

Осенью один из владельцев известной в Чите рекламной фирмы писал, что платил налог в размере 3 тыс. рублей, а теперь ему пришла платежка на 60. И вроде как он сейчас по миру пойдёт. Первая реакция — хочется пойти тушенки и хлеба ему купить, чтоб поддержать в трудную минуту. А потом ты смотришь — а он буквально неделю до этой записи размещал фото из европейской столицы, в которой весело проводил время на ежегодном международном мероприятии. И ты понимаешь, что для него заплатить 900 евро в год налога не проблема. Он на поездки и прочие удовольствия тратит гораздо больше. Или вот интервью другого предпринимателя, в котором он рассказывает, как душат бизнес этим налогом. И тут же в соцсетях фотографии из европейского путешествия.

Сегодня эти же люди активно обсуждают трагедию в Кемерово и, что не кажется нам удивительным, весьма сочувственно высказываются о владельце центра. Том самом человеке, который живет в Австралии и, если поразмыслить, является основным выгодополучателем от всего этого бизнеса. С точки зрения местных буржуа, владелец совсем не обязан нести ответственность за то, что происходит на принадлежащей ему собственности. Глубже понять эту логику, автору этих строк помог договор аренды торговой площади в одном из центров Читы расположенном на ул. Ленинградской. Согласно этому документу единственная обязанность владельца помещения вовремя брать деньги - всё остальное, включая капитальный ремонт и пожарную безопасность, возложено на арендатора. Стоит ли после этого удивляться тому, что с пугающей переодичностью происходят такие страшные вещи как трагедия в Кемерово? Ничего личного – просто бизнес.

Надёжа и опора

Один из главных тезисов который любят повторять как власти, так и сами бизнесмены звучит так — предприниматели экономическая опора вообще всего. Они тебе и рабочие места дают, и налоги платят. Правда, когда речь заходит о повышении налога, опора и надёжа недвусмысленно намекает, что за всё заплатит потребитель. С другой стороны, когда государство пытается усилить контроль над бизнесом, раздаются призывы перестать душить инициативу, не вмешиваться в свободный рынок и снизить давление на бизнес. Государство идет на попятную, а общество платит за всё. В том числе и человеческими жизнями.

Что касается местных предпринимателей, то в подавляющей своей массе никакого прибавочного продукта они не создают. Покупают за 3 рубля, а продают за 5, или за 15, это смотря, кто, чем торгует. Поэтому в чем тут основа местной экономики совершенно непонятно. Эти люди получают прибыль от перепродажи товаров потребителям, львиную долю которых составляют бюджетники. Т.е. получается, что и предприниматели опосредованно «сидят» на бюджете. И где тут опора? Мы не исключаем, что очень скоро многие из этих людей будут рассказывать, что именно они должны стать нашими представителями в краевом парламенте. Правда, сразу после выборов они забудут о своих обещаниях и начнут решать свои, сугубо личные проблемы. Вложенные в избирательную кампанию средства надо возвращать и тут нет ничего личного – просто бизнес.

Судя по периодическим публикациям местных СМИ, предприниматели это отцы родные для всех, включая их работников. Но стоит поскрести верхний лакированный слой, как проступают черты характерного оскала капитализма. Недавний скандал, связанный с увольнением сотрудников из одного крупного СМИ края показал и серые зарплаты, и отсутствие больничных и отпускных. Да и другие «эффективные собственники» Забайкалья не отстают – тут и увольнение беременных, и копеечные декретные, и смены по 12 часов, и отвратительные условия труда, и экономия на противопожарной безопасности. Повторимся – тут нет ничего личного — просто бизнес. Чтобы одни могли себе ни в чем не отказывать, другие должны им это обеспечить. За свой счёт конечно.

Олег Плетнев

На фото: 25 марта 2018 года. Кемерово. 

Опубликовано в «Вечорке» № 14 (411) от 4 апреля 2018 года.