«Вечорка» и депутат Госдумы Говорин заставили краевые власти задуматься о восстановлении еврейского кладбища в Сретенске

«Вечорка» и депутат Госдумы Говорин заставили краевые власти задуматься о восстановлении еврейского кладбища в Сретенске

Депутат Госдумы Николай Говорин на сайте ОНФ сообщил, что о готовности властей Забайкальского края содействовать еврейской общине Читы в реставрации старого кладбища в Сретенске. Реакция властей последовала после депутатского запроса. Еще раньше, в ноябре 2017 года, о плачевном состоянии кладбища писала «Вечорка».

Как сообщается на сайте Общероссийского народного фронта, с просьбой о помощи к Николаю Говорину обратился председатель еврейской общины краевого центра Борис Ерёмин. Он указал на то, что еврейское кладбище в Сретенске разрушается, а денег на его содержание и реставрацию нет ни у местной администрации, ни у общественной организации. Для проведения реконструкции объекта необходимо порядка 4 млн. рублей. Говорин обратился к губернатору Забайкальского края Наталье Ждановой для организации совместной работы по решению проблемы.

Как поясняется в ответе краевого Минтерразвитияя, еврейское кладбище в Сретенске представляет историческую ценность. Минтерр рекомендовал Еврейской общине Читы обратиться в управление по внутренней политике губернатора Забайкальского края для оказания содействия в части подготовки проекта для участия в 2018 году в конкурсах грантовой поддержки некоммерческих организаций, сообщается на сайте ОНФ,

Еще раньше, в ноябре 2017 года, журналисты «Вечорки» побывали в Сретенске и даже сняли видеосюжет о печальном состоянии еврейского кладбища.

В «Вечорке» № 46 был опубликован пространный репортаж «Некропогром в Сретенске» за авторством Владимира Кантемира и Егора Захарова. Ниже мы приводим полный его текст.

«Удивительное сочетание истории древнего народа и дореволюционного, Забайкалья, загадка появления евреев на берегах Шилки, искусство камнерезов и ... Иудейское кладбище в Сретенске способно вызывать не только восхищение, но и возмущение.

Российская империя в отношении иудеев была негостеприимна, ограничив их проникновение чертой оседлости. Во второй половине XIX века сыны богоизбранного народа попали на берега Шилки. Привлекло их постоянное место жительства или золото приисков, торговля с Китаем или возможность развернуть оборот - на эти вопросы история отвечает молчанием. Какими бы ни были обстоятельства, иудеям они пришлись по нраву - Андроверовы, Штейны, Берковичи, Саккеры нашли вдали от земли обетованной приют, в том числе и последний. Традиции предков и вера требовали от иудеев обособленности даже после смерти. Поэтому они хоронили своих близких на отдельном кладбище. Архивные документы не помнят даты его появления, но хранят имя купца Михаила Штейна, обнесшего могилы соотечественников кирпичным забором.

Память об усопших близкие увековечивали монументально, не только характерными камнями - мацевами. Есть там надгробия ладно сложеные из кирпича, высеченные из мрамора и гранита. Дореформенная орфография и завитушки иврита говорят словами скорби. Несколько могил отмечены своеобразными скульптурами в виде деревьев со срубленными ветвями, значение которых имеет как минимум три трактовки. Одни источники называют такое дерево традиционным для евреев, другие связывают усеченные ветви с отсутствием наследников. Самая интересная версия гласит о связи покойника с масонами.

Ориентировочно с началом перестройки кладбище стали громить. Мацевы покрылись трещинами, покосились, а иные и вовсе исчезли, став мраморными заготовками. В 90-е вандалы стали гораздо наглее. Несколько могил неизвестные подонки вскрыли, надеясь поживиться украшениями купцов. Запущенная растительность стала пищей для пожара. Лихолетье прошло, но разрушения никто не спешит восстанавливать. Да и кто это должен делать? Исход евреев из Сретенска в 30-е годы спровоцировал конец периода НЭП и запрет предпринимательства, коллективизация и раскулачивание. Да и черта оседлости стала неактуальной. Потомки тех, кто покоится под осколками мрамора, разбросаны по всему земному шару. Вряд ли представители народа, сумевшего в вековых скитаниях сохранить веру, обычаи и язык, не знают о своих корнях. Но на сретенском кладбище от этого ничего не меняется.

Чтобы ответить на вопрос жительницы Хайфы Беллы Мандельбаум, «Вечорка» сняла сюжет (опубликован на сайте 13 ноября) с места захоронения ее предков. Редакция намерена обратиться к властям Израиля, Федерации еврейских общин России и потомкам сретенских евреев, чтобы прекратить разрушение уникального объекта. На встрече с губернатором Забайкальского края редактор «Вечорки» Владимир Кантемир озвучил проблему губернатору Забайкалья Наталье Ждановой. Она заявила, что вопрос «нужно решить по-христиански».

Фото из архивов «Вечорки».