«Вечорка» № 9 (406): Подкузьмили Кузьминову. Кто копает под экс-министра сельского хозяйства Забайкалья?

  • 6 мар. 2018 г.
«Вечорка» № 9 (406): Подкузьмили Кузьминову. Кто копает под экс-министра сельского хозяйства Забайкалья?

Дело Михаила Кузьминова, теперь уже бывшего главы регионального Минсельхоза, вопреки всем ожиданиям, в разряд резонансных не выбралось и ряд ли теперь когда-нибудь выберется. Информационный шум по поводу ареста экс-главы сельхозведомства был на редкость скоротечным и закончился сразу же после того, как суд арестовал недавнего агрочиновника на 2 месяца.

Причину утраты людского интереса к вроде бы острой и поучительной коррупционной истории долго искать не надо. Слишком уж запутанной для обывательского восприятия выглядит фабула обвинения. Ну, давил министр на каких-то сельхозпроизводителей. Ну, заставлял вернуть деньги в какой-то там фонд, из которого они их когда-то и брали. Ну, выдал потом кредит еще одному хозяйству. На первый взгляд, все это кажется ужасно запутанным и лежит за пределами понятной большинству системы координат: «пухлый конверт, меченые деньги и скрытая запись происходящего».

Между тем, вся эта история гораздо интереснее и поучительнее, чем может показаться на первый взгляд.

По совести и закону

Дело Кузьминова – это яркий пример того, как юридическая суть обвинения может вступать с моральной точкой зрения на содеянное.

С правовой точки зрения позицию следствия по отношению к Кузьминову и попавшему все с ним под замес финансово-экономическому заму Ириной Малакшиновой, понять, в общем-то несложно. Цитата:  «По данным следствия, чиновники вводили в заблуждение получателей субсидий, выделенных Правительством РФ и предназначенных для компенсации ущерба от засухи 2016 году. Кузьминов и Малакшинова требовали от них выполнения ряда условий для выделения денег. От незаконных действий чиновников пострадало не менее семи сельхозпроизводителей, которым причинён ущерб на сумму более 10,5 млн. рублей». Кузьминов и его зам настойчиво требовали у аграриев, которым вдруг прилетело 350 миллионов из Москвы, вернуть с этих денег хотя бы малую часть средств, ранее взятых ими региональном Фонде поддержки АПК, этой своеобразной кассе взаимопомощи для селян. Следствие считает, что на языке Уголовного кодекса эти действия должны именоваться «преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий), а также ч. 2 ст. 169 УК РФ (воспрепятствование предпринимательской деятельности, причинившее крупный ущерб)».

Однако, если судить не по закону, а по совести, то Кузьминов в своем напоре получается кругом прав. Что плохого в том, что чиновник просит у многолетних должников Фонда поддержки АПК частично погасить застарелые долги? Ведь эта финансовая структура должна обслуживать всех аграриев региона, а не только тех, кто не привык платить по счетам. Разве что просил он слишком напористо. Правда, это уже не правовой фактор, а в большей степени личностный. Характер у Михаила Николаевича действительно взрывной, от этого не уйти.

Получается, в Забайкалье некоторым сельхозтоваропроизводителям можно активно пользоваться услугами целиком государственного Фонда поддержки АПК и годами не платить по счетам, наплевав на то, что другие аграрии лишены возможности пользоваться льготными кредитами Фонда?

Хоть режьте меня, но слишком нахрапистое поведение Кузьминова ответом на вышеозначенный вопрос являться никак не может.

Нереальные миллионы

Следственный комитет пока не раскрыл инкогнито сельхопроизводителей, которые, якобы пострадали от действия Кузьминова и его зама. Неизвестны они и нам. Однако, имена людей, которые стоят за атакой на забайкальский Минсельхоз, давно, я думаю, являются Секретом Полишинеля. Речь, как представляется, о предприимчивой парочке сельскохозяйственных воротил Ольге Сединой и Константине Наместникове, объединенных не только семейными узами, но и руководством группы компаний «ЗЗК +». Она (компания) будем верить, что по чистому совпадению является основным дебитором Фонда АПК – около 90 процентов всей задолженности.

В 2008-2016 году «Забайкальская зерновая компания» ныряла в Фонд АПК за деньгами аж 66 (!) раз. Льготных кредитов  набрали на 728,69 миллионов рублей. Деньги брались «на покупку ГСМ, семян, кормов и других насущные нужды».

Отдавать не торопились. На семейном бизнесе висело больше миллиарда рублей и около 50 миллионов, которые Наместников должен заплатить по своему предыдущему уголовному делу 2011 года за масштабные хищения из бюджета. Выход напрашивался сам собой. Чтобы не отдавать долг, надо, по-видимому, сделать так, чтобы его некому было просить.

Теперь уже можно предположить, чтобы против не в меру горячего Кузьминову, пытающегося полуультимативным наскоком решить проблему застарелых долгов, была разработана самая настоящая спецоперация. Подключили карманные СМИ. Нашли соратников, у которых также как у них было рыльце в пушку, и которые тоже очень не хотели отдавать долгов, а посему были готовы обвинить Кузьминова хоть в чем. И... как мы видим, своего добились.

В одном из последующих номеров «Вечорка» готова рассказать о том, насколько красивую схему вывода денег из Фонда АПК выстроили Седина и Наместников, а также о том насколько гигантские деньги в действительности вертятся в нашем сельском хозяйстве, которое вроде бы бедное, но, на самом деле, делает отдельных персонажей до неприличия богатыми. 

Карп ВЛАСОВ, опубликовано в «Вечорке» № 9 (407) от 28 февраля 2018 года