Сериал особого назначения. Что стоит за атакой на «Слово пацана» и какой след фильм оставит в нашей жизни

  • 21 дек. 2023 г.
Сериал особого назначения. Что стоит за атакой на «Слово пацана» и какой след фильм оставит в нашей жизни

Второй месяц все мыслимые и немыслимые рейтинги рвет российский криминальный сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте». Хотя лента, рассказывающая о советских молодежных бандах конца 80-х годов (в качестве сюжетной основы взят т.н. «Казанский феномен»), полностью еще не вышла (премьера 8-й, последней по счету, серии на онлайн-площадках назначена только на 21 декабря), копий вокруг нее сломано уже немеряно.

По буре эмоций как сторонников, так и противников сериала вполне можно сделать вывод, что сериал удался и след в отечественной кинокультуре он уже оставил. «Вечорка» попыталась препарировать весь поток мнений. Мы расскажем, как нашей аудитории зашел первый криминальный сериал, который начали обсуждать столь широко.

О чем «Слово пацана»?

Основой для сериала стала одноименная книга выходца из Казани Роберта Гараева. В общем-то скучную документалистику талантливый молодой режиссер Жора Крыжовников развернул в увлекательную и незаезженную жизненную историю, воплощенную в увлекательную картинку актерами, которые еще не успели приесться широкой аудитории.

В конце 1980-х годов, когда в СССР происходила перестройка и эпоха Советского Союза приближалась к концу, жизнь становилась нестабильной и переменчивой. Многие молодые люди в это время стали воспитываться на улицах, другим трудно было найти свое место в этой непредсказуемой реальности.

Главный герой, 14-летний Андрей, живет с мамой и младшей сестрой, которой 5 лет. Он учится в музыкальной школе и часто сталкивается с уличными подростками, которые притесняют его. Чтобы защитить себя, Андрей заводит дружбу с одним из этих подростков, Маратом. Тот помогает ему погрузиться в мир уличной жизни. Молодежные группировки, на жаргоне «моталки», сражаются за каждый кусочек территории, они защищают свое право на жизнь, даже нарушая законы и обещания. Единственное, что имеет для них значение, — клятвы, данные друзьям, с которыми они противостоят насилию и страхам взрослого мира.

Такое погружение в мир уличного молодежного криминала, основой которого стало деление на свой и чужой районы, было актуально для всех городов позднесоветского СССР. Наша Чита в этой связи совсем не исключение. Правда, у нас подростки 70-90-х годов просто бились на кулаках за свою территорию. До такого смертоубийства, как это было в той же Казани, у нас, к счастью, не доходило.

Люди говорят

Сериал получил смешанные отзывы. Критики в основном хвалили актерскую игру, костюмы и декорации, а также отсутствие романтизации бандитизма и насилия. Более неоднозначный прием получило мрачное изображение реалий 1980-х и использование как основы исторического «казанского феномена». РИА «Новости» похвалило сериал за атмосферу, точно воспроизводящую эпоху позднего СССР. По мнению издания, фильм не призывает к насилию, а показывает его бесперспективность, развеивает романтизированный образ 80-х и вместо этого показывает их как эпоху «яростной борьбы за власть на всех уровнях». «Слово пацана» был охарактеризован изданием как сериал-предупреждение. Кинокритик Антон Хитров в своей статье описал «Слово пацана» как «наверное, самый своевременный российский сериал, какой только можно представить», отметив, что, в сущности, это сериал о том, как идеализм компрометирует себя и замещается цинизмом.

Люди говорят — 2

Вокруг сериала «Слово пацана» почти сразу же начали разворачиваться нешуточные межэлитные баталии. По мнению высокопоставленного, но неназванного политтехнолога, слова которого приводит авторитетный телеграм-канал «Брифинг», сам сериал обвиняют в провокации подросткового насилия, героизации преступности и вагнеризации криминала. Учитывая, что фильм продюсировал сам Федор Бондарчук на деньги Ковальчуков, то удар наносят именно по ним.

«Люди, близкие к Совбезу и МВД, усматривают в сериале романтику преступного мира. Глава Татарстана уже дал понять, что сериал может нести негативные последствия. Депутаты КПРФ, которая близка к Совбезу и Патрушеву, уже направили запросы в силовые структуры на предмет проверки сериала», — пишет ТГ-канал. Между тем экспертное мнение и общественные акторы серьезно разделились в оценках сериала. Все признают, что работа Жоры Крыжовникова интересная и вызывает дискуссию. Рейтинги всех серий почти запредельные. Учитывая, что сериал хотят выпустить на Новый год, он явно может стать мейнстримом.

Лицом борьбы с новым киноявлением выступила заместитель председателя комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Наталья Орлова, направившая в Роскомнадзор запрос с просьбой проверить сериал на содержание пропаганды, которая может причинить «вред жизни и здоровью детей, а также всему российскому обществу». Депутат отмечает, что сцены сериала «внушают ужас». По ее словам, возникшие опасения, что «подростки начнут романтизировать преступность, насмотревшись на экранных бандитов», воплотились в жестокую реальность. В обращении она просит дать оценку действиям режиссера сериала Жоры Крыжовникова, а также лиц, причастных к его созданию и выпуску для широкой аудитории.

Ведомство думало недолго. Фильм очень оперативно проверили и также оперативно вынесли вердикт. Никаких нарушений действующего законодательства в сериале стражи российской информационной безопасности из Роскомнадзора не нашли. Ведомство проанализировало все вышедшие серии и не увидело в них никакой крамолы. В частности, в Роскомнадзоре отметили, что сериал (как это и положено по закону) распространяется с соответствующей возрастной маркировкой «18+».

Люди говорят — 3

Одновременно у сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» появились и весьма высокопоставленные адвокаты.

Маститый кинорежиссер, председатель Союза кинематографистов Никита Михалков назвал глупостью призывы запретить сериал «Слово пацана». Картина Жоры Крыжовникова, по его словам, основана на исторической правде, которую необходимо демонстрировать любой аудитории.

«Я считаю, что это огромная глупость. То, что показывают то, что было на самом деле, то людям надо понимать и объяснять — вот что было, чего не должно было быть», — сказал Михалков.

Депутат Государственной Думы Александр Хинштейн отметил, что картина снята так, «как было на самом деле, и, может быть, даже чуть лучше».

«У меня не складывается ощущения, что сериал пропагандирует криминальную культуру. Еще до его запуска мы встречались с продюсерами картины и говорили о недопустимости пропаганды криминальных субкультур, то есть о формировании их положительного образа», — написал парламентарий.

В качестве сериала, который, наоборот, пропагандирует криминальную субкультуру, он назвал «Бригаду». По его словам, те, кто его смотрел, не обращал внимания на то, что герои — бандиты. В них, по мнению Хинштейна, видели благородных, сильных и добрых людей.

Бывший начальник Центра по противодействию экстремизму ГУМВД по Нижегородской области полковник полиции в отставки Алексей Трифонов, ведущий влиятельного в среде силовиков телеграм-канала «Полковник Трифонов», также отметился своим мнением о сериале, написав, что ничего фатального лента не несет.

«После просмотра «Бригады» не было массового появления новых ОПГ, подражавших героям, после «Бумера» не стало массового угона BMW и ограблений банков. «Груз 200», «Холодное лето 53-го», «Брат», «Жмурки», «Решала», «Бык», «Околофутбола» (тоже о молодежных фанатских группировках) и многие-многие другие криминальные фильмы и сериалы вполне себе живут и существуют по сей день, имея весьма хорошие рейтинги», — написал он.

 

Вместо послесловия

Высказался по теме и актер другого культового криминального сериала. Фархад Махмудов, который сыграл в «Бригаде» Фархада Джураева, так же известного как Фара, отметил, что надо следить за воспитанием детей, а не запрещать сериалы.

«Слово пацана» и «Бригада» — это всего лишь сериалы. Зачем воспроизводить сцены в реальной жизни, пытаться жить так же? Я думаю, что это глупо. Наверное, с воспитанием у нас все плохо в ряде регионов, раз люди начинают нападать на других после просмотра фильма», — считает Махмудов.

Эти слова могли бы служить квинтэссенцией здравого смысла по отношению не только к этому, но и вообще ко всем спорным фильмам и сериалам. Не на них надо пенять, а на воспитание детей (или его отсутствие). Всем приятного просмотра! Делайте из него правильные выводы.

 

Аслан ПЛИЕВ

Обложка серила