Жертвы одиночества и приватизации. Бандит Борисена

  • 2 мар. 2017 г.
Жертвы одиночества и приватизации. Бандит Борисена

Одинокая старость сама по себе явление печальное и вызывающее сочувствие со стороны окружающих. Остаться одному в престарелом возрасте опасно не только из-за того, что серьезно ухудшилось здоровье, близкие родственники разъехались по другим городам или умерли, но и из-за того, что пожилые люди имеют в собственности то или иное имущество. Чаще всего, это недвижимость — квартиры и дома.

Начавшаяся в 90-е годы волна приватизации позволила людям оформить в собственность хоть какое-то жилье. Как правило, это квартиры старой планировки в городской черте. На рынке недвижимости наибольший интерес со стороны покупателей имелся и имеется к квартирам, расположенным в Центральном и Ингодинском районах Читы. Другие городские районы особого интереса у приобретателей жилья не вызывают.

Черные риэлторы. Предтеча

Свой интерес к квартирам, где проживали одинокие старики или сильно пьющие граждане, проявляли не только нечистые на руку риэлторы, но и криминальный мир. Начиная с 90-х годов, в Чите постоянно действовали как одиночки, так и целые группы «черных риэлторов». Такое название стало нарицательным для личностей, завладевающих квартирами граждан путем обмана или совершением преступлений.

В конце 90-х и начале 2000-х в селах и поселках вокруг Читы действовали группы, которые «по дешевке» скупали дома и квартиры для переселения в них одиноких и пьющих граждан из Читы. Таких людей, иногда даже целыми семьями, из города перевозили в села и поселки, где селили в неблагоустроенное жилье. Разницу в стоимости дома в деревне и благоустроенной квартире в Чите, как правило, такие «переселенцы» не получали.

Доказать что-либо в судах такая категория граждан не могла в силу своей безграмотности и низкого морально-волевого состояния. Необходимые для оформления документы черные риэлторы получали обманом или угрозами. Несговорчивых могли бесплатно поить водкой в течении дней и недель, а потом получить нужные подписи в документах. В особо сложных случаях, владелец квартиры мог пропасть без вести.

Коррупциогенный фактор

Для правильного и быстрого оформления документов черные риэлторы на возмездной основе привлекали своих людей в БТИ (бюро технической инвентаризации — ред.) и органах государственной регистрации прав на недвижимость. Нужны были свои нотариусы и работники паспортных столов, а также сотрудники правоохранительных органов. Да и государство, принимая законы, как предполагается, в интересах граждан, не всегда предусматривает механизмы защиты этих граждан при использовании таких законов в преступных целях. В частности, это касается снятия с регистрационного учета граждан по их заявлению, без личного посещения паспортных столов и подобных органов.

Все схемы незаконного отъема недвижимости в принципе одинаковы. При наличии «интересной» квартиры самым главным было заполучить документы на квартиру и паспорт владельца. Личного участия и согласия самого хозяина, в общем-то, не требовалось. В квартиру подсылались свои люди, или под благовидным предлогом квартиру посещали люди «в форме». Имея на руках все документы, черные риэлторы могли продать квартиру любого из нас, живущего летом на даче или уехавшего в длительную командировку.

В таких фирмах черных риэлторов, как на нормальном предприятии, существовало разделение труда. Одни подыскивали квартиры, другие «работали» с хозяевами, третьи изготавливали нужные документы, четвертые решали вопросы регистрации сделок в госорганах. На вершине пирамиды находились «главные», которые все организовывали и получали деньги от продажи квартир. Приобретенные преступным путем и оформленные на участников преступной группы, квартиры продавались в дальнейшем ничего не подозревающим гражданам. 

Борисена — коварный, но талантливый бандит

Одну из таких «организаций» в Чите создал в 2009 году, вернувшийся из мест лишения свободы, Николай Николаевич Борисенко по прозвищу Борисена.

Организовал он все по-взрослому. Для силовой поддержки подыскал молодых и наглых спортсменов, а также знакомого по совместному отбыванию наказания для решения «особых» вопросов. Были у него хорошие знакомые и среди лиц, занимавшихся риэлтерской деятельностью. Они ему нужны были для правильного оформления документов по купле-продаже квартир. У риэлторов имелись нужные «коррупционные» связи в государственных организациях, которые регистрировали сделки с недвижимостью и выдавали необходимые документы. Сотрудники таких организаций за небольшие деньги или просто по знакомству, оформляли сделки без участия владельцев квартир и закрывали глаза на другие нарушения в бумагах.

У самого Борисены также имелись знакомые в паспортных столах не только Читы, но и в районах края. Это знакомство и привело в дальнейшем к краху всего предприятия, организованного им. Имелся и свой умелец, который с помощью специальных компьютерных программ и принтеров изготавливал необходимые поддельные документы, внешне не отличимые от настоящих. Вел этот бандит и свой учет «интересных» квартир. В книжечке он аккуратно отмечал адрес квартиры, кто проживает, особенности жильцов (сильно пьют, давно не платят за квартиру, есть ли родственники и т.д.). Эти данные ему поставляли как участники группы, так и знакомые по криминальному бизнесу.

Лохматить бабушку

Свою схему по отъему имущества у граждан Николай испытал на квартире, с которой случилась следующая история. В своем неприватизированном жилье в центре Читы проживала одинокая бабушка. Был у нее внук, но связи с ним она не поддерживала. Когда бабушка умерла, то полноправными хозяевами в квартире стали квартиранты. Новые «хозяева» исправно платили коммунальные платежи и считали себя законными владельцами. Но на их беду о квартире стало известно Борисенко. И схема заработала по полной программе.

Для начала, используя связи в милиции, нашли внука, который был совсем не рад такому вниманию к его скромной персоне. Внука быстро уговорили помочь «авторитетным» людям в оформлении бабушкиной квартиры. Получив от него паспорт, риэлторы и «умельцы» изготовили документы на приватизацию квартиры и дарственную от бабушки на внука. Через своих людей в государственных органах оформили все нужные документы на квартиру. И стал внучок обладателем благоустроенной квартиры в центре города, но только на бумаге. Он подписал документы на аренду квартиры «своим» людям и доверенность на продажу. Больше «наследник» стал не нужен, и, не заплатив ему ни копейки, про него забыли.

Имея на руках пакет всех документов на квартиру, Борисенко начал операцию по выселению несговорчивых квартирантов. Сначала квартиру посетили люди с «правильно оформленными» документами на аренду и попросили квартирантов освободить жилплощадь по-хорошему. Но по-хорошему не получилась, глава семьи что-то рассказывал — про то, что он почти законный владелец, про квартплату, про заявление в суд и т.д. Он даже вызывал милицию, которая приехала. Но приехала «своя» милиция и, проверив у всех документы и увидев договор на аренду квартиры, так же и уехала. Все эти перипетии выселения несговорчивых квартирантов так бы и остались тайной операцией, организованной Борисеной, если бы не бдительные спецслужбы.

Как в дальнейшем оказалось, все разговоры по сотовым телефонам бригады этого бандита оказались записанными специально обученными людьми. Поэтому все обстоятельства завладения квартирой бабушки, сначала записанные на магнитные носители, а затем переложенные на бумагу, стали одними из основных доказательств в суде после разоблачения всей банды.

Но Николай отступать не привык и отказываться от денег не собирался.  Поэтому дальнейшие события по квартире развивались стремительно и без сантиментов. Семья квартирантов успокоилась, надеясь на помощь милиции, которая «меня бережет», но как-то вечером, вернувшись в квартиру, застали следующую картину. Замок в квартире был новый, их вещи валялись около подъезда. В квартире уже поселились новые жильцы, с договором аренды на руках. Когда глава семьи квартирантов попытался разобраться с наглыми молодыми людьми, они провели с ним «разъяснительную» беседу, смысл которой вся семья осознала буквально. Жить квартирантам в Чите было негде, и они срочно уехали к родственникам в отдаленный район края.

Решив таким образом все проблемы с квартирой бабушки, свои риэлторы удачно ее продали ничего не подозревающим гражданам. После этого бригада обратила свое внимание на другие «интересные» квартиры, но это уже другие истории.

(Продолжение следует)

На фото Борисена — крайний справа

Марк ЖЕРЕБЦОВ, фото из архивов «Вечорки».