Родословные Забайкалья. Зыряновы из Дамасово (6)

  • 11 авг. 2017 г.
Родословные Забайкалья. Зыряновы из Дамасово (6)

Из нашего маленького Дамасово за весь период войны были призваны военкоматом немало мужчин. На фронт попали и участвовали в боях 15 человек, из них вернулись с войны только четверо: Константин Игнатьевич Ворсин, Фрол Михайлович Овсянников, Георгий Григорьевич Зырянов, Григорий Яковлевич Ларионов. Но их сейчас нет с нами, они умерли в разное время — кто от ран, кто от старости.

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

Часть 5

Фронтовики

Погибли Федор Игнатьевич Ворсин, Григорий Григорьевич Голятин, Николай Михайлович Зырянов, Влас Васильевич Михалев, Тимофей Прокопьевич Самохвалов, Гаврил Федорович Голятин, Григорий Анганзоров, Николай Алексеевич Токмаков, Василий Долгов, Павел Зиновьевич Зверев, Павел Мартемьянович Зырянов, Александр Михайлович Корчагин, Николай Петрович Макаров, Василий Нестерович Михалев, Василий Венедиктович Нерадовский, Иван Зиновьевич Зверев. (Наверное, и этот список требует уточнения — Виктор Б.).

Каждый человек по-своему уникален. Нашего ветерана Константина Игнатьевича Ворсина я бы назвал человеком-легендой. Он был призван в армию еще в 1938 году, участвовал на Халхин-Голе, затем на Финском фронте, прошел всю вторую мировую войну. Получается, что Константин Игнатьевич воевал семь лет, весь изранен мелкими осколками, но ему везло — видимо, родился под счастливой звездой — дошел до Кенигсберга и вернулся домой в сорок пятом. После войны работал в колхозе шофером, лесорубом, скотником.

 

 

1941 год. Начало войны. Работники военкомата с. Нерчинский Завод, первым справа стоит Фрол Михайлович Овсянников.

Бывало, сядут мужики покурить и просят фронтовиков рассказать, как там было. Константин Игнатьевич, завертывая самокрутку, начинал вспоминать какой-нибудь очередной эпизод. Рассказчик он был отменный, слушали его внимательно, знали, что он воевал на передовой. Я был свидетелем, как его жена — тетя Нюра — гребешком, аккуратно, водила по его черным кудрявым волосам, вычесывая мелкие осколки, которые сами собой время от времени выходили из тела… Умер Константин Игнатьевич в больнице от сердечного приступа. В 1971 году, было ему 54 года.

Зырянов Георгий Григорьевич. Тоже прошел всю войну, дошел до города Нюрнберга, был награжден многими орденами и медалями, в том числе двумя орденами «Боевой Славы». Дядя Гоша умер, и никто не стал «догонять» третий орден, о котором он говорил при жизни.

Он так же был весь изранен, его мучили осколки до конца дней. Он мало рассказывал про войну, но я помню, когда меня провожали в армию, он захмелел на проводинах, обнял меня и говорит: «Служи, Вовка, с честью и достоинством, как мы служили». И рассказал, как он охранял после войны фашистских главарей вплоть до военного суда над ними в Нюрнберге.

Овсянников Фрол Михайлович попал на фронт, когда обороняли Москву. Но у него физических ранений не было, разве только что душевных немало. В 1943 году его секретным эшелоном с танковым заводом привезли в Атамановку под Читой, где он был в охране завода до конца войны. Умер по старости в 1994 году.

Ларионов Григорий Яковлевич был призван в 1943 году и попал в части укрепрайона под Досатуем, но в августе 1945 года с войсками прошел весь Китай, освобождая от японских войск. Он также уцелел, не был ранен, дожил до старости. Умер в 2000 году.

О каждом ветеране Второй мировой войны можно писать историю его личной жизни, каждый заслужил особого внимания и уважения, тепла, любви и почитания от нас — потомков, а мы в свою очередь должны помнить о страшных прошлых войнах и передавать историю нашим детям.

 

Дамасово в тылу

Когда в 1941 году забрали с наших деревень на фронт мужчин и парней, то весь труд лег на плечи стариков, женщин и детей.

Мне привелось в свое время говорить на фронтовые темы с Голятиным Григорием Филипповичем, жителем с. Ишага. Ветеран и инвалид первой группы, вернулся с войны без ноги.

Григорий Филиппович вспоминал: «Когда я приехал в Ишагу, то увидел картину, которая потрясла больше, нежели то, что пришлось видеть и пережить на фронте. Это происходило повсеместно, во всех селах и деревнях с 1943 по 1944 годы, много народу перемерло с голоду. Труд был непосильный, на поле работали дети от 12 лет, женщины, старики. Три года были неурожайными, что выращивали на полях — все сдавали для фронта. Спаслись от голодной смерти те, у кого была корова и те, кто сажал картошку…»

Мой отец вспоминает, что за одну зиму 1943 года в деревне Дамасово умерло около 40 человек.

Фактически, война коснулась каждого. Многие работали самоотверженно, растили хлеб, готовили лес, дрова, помогали пограничникам. Труженики тыла награждены медалями. Люди понимали, что их труд также приближает победу, которая была у всех на устах.

У нас в деревне Дамасово осталось два ветерана-инвалида войны – Редров Александр Васильевич и Ефимов Григорий Семенович. Они ушли на фронт с деревни Борщевка и вернулись с фронта, израненные и искалеченные, в свою деревню. В 50-е годы, когда производили укрупнение колхозов, Борщевку убрали. Народ расселили в Дамасово, в Ишагу, вот и живут с тех пор А. В. Редров и Г. С. Ефимов в Дамасово — уже полвека они дамасинские.

Есть и труженики тыла, которые, слава богу, здравствуют и поныне в нашей деревне, это наши старики. Наши земляки: Голятина Прасковья Ивановна, Ворсина Анисья, Зырянова Дарья Стратоновна, Зырянова Авдотья Леонтьевна, многих уже нет с нами. Лунегова Анна Ивановна, живет в г. Борзя. Зырянов Георгий Иванович, живет в Дамасово.

 

1976 год. Жители Дамасово: сидит слева — Степан Ефимович Харин, рядом — Прасковья Ивановна Голятина (Зырянова), Елизавета (Лисофета) Ивановна Нерадовская, Владимир Константинович Нерадовский, Федосья Ермолаевна Нерадовская, за ними стоят слева направо — Мария Дмитриевна Харина, Георгий Григорьевич Зырянов, Екатерина Степановна Зырянова.

 

Также многие живут в Дамасово, которые трудились во время войны в колхозе, в МТС, готовили лес, дрова: Зырянов Тимофей Леонтьевич, Игнатюкова Кристинья Ефимовна, Казанцева Аграфена Тимофеевна, Редрова Татьяна Васильевна. (Данные 2005 года, на момент записи В. Зыряновым).

 

Виктор Балдоржиев, Владимир Зырянов, фото из архива авторов