Забайкальские маршрутки: братва, поджоги, кровь

  • 10 окт. 2017 г.
Забайкальские маршрутки: братва, поджоги, кровь

Маршрутный бизнес в Чите возник не сразу. До нынешнего состояния он пережил несколько метаморфоз, менял ключевые фигуры и условия, подстраивался сам или подстраивал под себя законодательство. Последнее время войны на рынке шли между двумя игроками, но вот-вот может появиться и третий.

После крушения советского строя пошатнулась одна из сфер экономики – пассажирские перевозки. Троллейбусы и автобусы удовлетворяли требования читинцев, но когда жизнь стала мобильнее, горожанам потребовались и другие средства передвижения. Маршрутки в 90-х стали именно тем, что было нужно. Они охватывали районы, не осчастливленные троллейбусными линиями, ходили чаще муниципальных автобусов, да и останавливались, где пожелает пассажир. Такие условия быстро завоевали симпатии читинцев, поэтому выручка у владельцев маршруток получалась весьма неплохой. Привлекательности добавляло и слабое законодательство - на рейс можно было поставить почти любую машину - «газельку» или «рафик» - лишь бы ехала. Особенных разрешений в то время не требовалось - государству было лень следить, кто и как возит его граждан. Поэтому владельцы микроавтобусов лепили на стекла цифры, обозначавшие номер маршрута и цену поездки.

В середине «нулевых» читинские маршрутки были успешно обложены данью осиновскими бандитами, находившимися тогда в зените криминальной славы. Автор этих строк лично был свидетелем, как осиновская «пехота» под вечер прямо на маршруте подсаживалась в «газельки» и водители без лишних слов отдавали им часть выручки. В свою очередь братва гарантировала им безопасность. Но не дорожную, а криминальную.

Маршрутчики ограничивались неписаными кодексами - при выезде с «конечки», не лезь вне очереди, не собирай чужих пассажиров, не обгоняй на маршруте. Нарушителей наказывали довольно жестко - драки возникали на конечных остановках. Нередко зарвавшегося коллегу ставили на место и во время поездки по городу - в таком случае пассажиры получали порцию зрелищ. Марку самых «криминальных» держали маршруты № 2 и № 3, считавшиеся и самыми привлекательными. «Двойка» и «тройка» проходили через весь город, собирая много пассажиров в центре - на «Сувенирах» и «Калинке», Старом и Центральном рынках, Диагностическом центре и Клинической больнице. Оба маршрута проходили через Большой Остров и зачастую водителями устраивались жители этого района. Кто знает, тот не даст соврать - люди там зачастую живут отчаянные, поэтому правила пассажироперевозок в Чите, как и ПДД, писались кровью.

Ни о каких медосмотрах речи тогда и не шло, поэтому за рулем отдельные товарищи не брезговали наркотиками. Задержание опьяненных маршрутчиков на рейсе стало дополнительным развлечением пассажиров.

Труп водителя маршрута №7 был обнаружен на конечной остановке в «Газели» летом 2004 года. Сердце мужчины остановилось из-за передозировки героина.

Маршрутный король

Потом время одиночек кончилось и водители шли на маршрут, который застолбил тот или иной предприниматель. От ежедневного заработка ему отщипывалась оговоренная часть, остальное оставалось водителю на зарплату, бензин, запчасти. Но и бизнесменов государству было сложно прижать к ногтю, поэтому контролирующие структуры ограничивались редкими облавами, вместо кропотливого наведения порядка. Но вооружившись аксиомой про спасение утопающих, маршрутчики взялись сами устанавливать порядки. Однако это был уже отнюдь неписаный кодекс. Один из первых предпринимателей, всерьез «севший» на маршрутки - Сергей Кожевников - начал политическую карьеру. В 2009 году его избрали в состав читинской гордумы, примерно в это же время он возглавил профсоюз автомобилистов-профессионалов, объединил под одним именем нескольких предпринимателей. С таким багажом статусов он мог поигрывать мускулами. Под его предводительством проходили митинги против цен на бензин, где звучали угрозы остановки маршруток. Для отдаленных районов Читы это обернулось бы катастрофой - муниципальный транспорт уже был похоронен, а обилия недорогих такси еще не было. Смело вел себя Кожевников и с властями, на повышенных тонах доказывая необходимость повышения тарифа перед самим Алексеем Кошелевым, возглавлявшим региональную тарифную службу, и славившемся буйным норовом. Город в эти годы начал понемногу чертить какие-то рамки для общественного транспорта. Конкурсы, которые начала проводить мэрия, рассчитывались на победу относительно крупных дельцов, имеющих не просто пару-тройку машин, а парк, условия для медосмотра и техобслуживания. Какую роль сыграл в появлении таких условий Кожевников - судить трудно.

Закат крупного пассажироперевозчика начался после того, как на горизонте зажглась звезда Артема Меняйло. Впервые он выпустил свои маршрутки в город в 2010-ом и столкнулся с противостоянием. СМИ в то время писали, что работники нового игрока попросту «отжимают» маршруты, невзирая на результаты конкурса, описывая, как водители перегораживают дорогу, «играют в догонялки» и бьют друг друга - словом, демонстрируют весь набор 90-х. Вскоре открытое противостояние затихло, чтобы затем подтвердить пословицу про двух медведей. Осенью 2014-го Артем Меняйло получил мандат депутата гордумы, сменив в ней конкурента.

22 млн - несколько лет или месяцев?

Апрель 2015 года начался для читинцев совсем не шутками. Утром несколько десятков маршруток не выехали в город - таким образом предприниматели, в числе которых был и Кожевников, протестовали против итогов конкурса. Он проводился мэрией еше в конце 2014-го, оспаривался в судах, и был признан законным, как и победа Меняйло. Тем не менее, шумиха была серьезной и растянулась почти на год. Время от времени в криминальных сводках фигурировали перестрелки, драки, гонки. В декабре и вовсе произошла потасовка некоего водителя и дочери Кожевникова. Несмотря на это, маршрут пришлось освободить. Это была вторая победа молодого предпринимателя. По итогам 2015-го он стал самым богатым депутатом, заработав почти 27 миллионов рублей, а в 2016-ом подтвердил этот статус 30-ю миллионами. Бизнес в это же время Артем Меняйло зарегистрировал в Севастополе, щедром на льготы. Казалось бы, все складывается успешно. Однако пассажироперевозками в Чите, по информации источников «Вечорки», заинтересовался еще один депутат. Его имя мы не называем в связи с отсутствием прямых доказательств. Косвенным же фактом может служить недавний пожар на стоянке Меняйло, основной причиной которого могло стать как короткое замыкание, так и поджог. По информации информагентств, огонь уничтожил 17 автомобилей стоимостью около 20 млн. рублей. «Несколько лет жизни», - оценил потерю предприниматель. Источники Народной газеты утверждают, что основная масса сгоревших машин принадлежала не Меняйло, а другим предпринимателям.

От редакции:

«Вечорка» продолжит освещение «маршрутной» темы, не только в масштабах города, но и края. В ближайших номерах мы расскажем, как не у дел остались районные автоколонны, и какую роль сыграли читинские бандиты.

(Опубликовано в №40)

Евгений ВОЛОКИТИН, Владимир КАНТЕМИР

Фото: Предвыборный баннер Артема Меняйло (Чита.Ру)