X




X






X

Напишите нам:

Сегодня 25.05.2018. Сейчас в Чите 6°С
Расследования 27.02.2018

Избранное «Вечорка» № 8: Предпоследний день читинского троллейбуса

Захватывающая история о том, как власти краевого центра губят троллейбусный парк в угоду маршруточным буржуям? И вновь об общественном транспорте. Первая декада февраля была посвящена деятельности муниципального троллейбусного управления. Руководство предприятия пришло в Читинскую городскую Думу, чтобы донести до власть имущих не очень оригинальную, но чертовски злободневную проблему.

Самый народный вид транспорта в городе находится если не у последней, то у предпоследней черты точно. Виной всему явно дискриминационное положение, в которое в последние годы был поставлен городской электротранспорт Читы. Суть обозначенной проблемы, проста, как коробок спичек. Сегодня троллейбусы явно задавлены маршрутными такси, за которыми стоит частный капитал, живущий  исключительно в парадигме «деньги-выручка-прибыль» и который плевать хотел на такую категорию, как социальная ответственность бизнеса. 

Власти города с умным видом послушали о проблемах последнего муниципального транспортного предприятии и уже привычно не сделали НИЧЕГО.

Маршруты-дублеры

Цифры даже не потрясают, а бьют в глаз с энергией боксера тяжеловеса. В Чите маршрутки ежегодно отбирают у троллейбусов по миллиону (!) пассажиров в год.

Это происходит из-за  того, что маршруты движения городского электротранспорта дублируют более 50 % маршрутных такси города. Мэрия уже несколько лет предлагает оптимизировать маршрутки, но дальше обсуждений вопрос не двигается.

По данным, которые на заседании Читинской городской Думы озвучил директор МП «Читинское троллейбусное управление» Денис Ишенин, на начало 2018 года в забайкальской столице было четыре автобусных маршрута, которые более чем на половину совпадают с троллейбусными ветками. Это маршрутки № 61,21,41 и 35. Само собой, что фиксируемый на них пассажиропоток является одним из самых напряженных в городе. Например, на 21-м и 41-м маршрутах, одна маршрутная «Газель» за одну ходку способна перевести от 20 до 40 пассажиров. Помножьте это на десять рейсов и стоимость проезда в 25 рублей  и не забывайте, что льгот на проезд в маршрутках нет, после чего вы поймете, что деньги в сфере маршрутных пассажирских перевозок действительно крутятся шальные. А ведь есть еще около двадцати (!) маршрутов, которые дублируют троллейбусные линии на 10-50 %.

В то время, когда маршрутки оперируют лишь понятиями рентабельности и прибыли, их электроконкуренты вынуждены выполнять целый перечень условий, не самым лучшим образом влияющих на финансовое положение предприятия. Троллейбусы ездят медленнее, но  вынуждены проходить более жесткий в сравнении с маршрутками техосмотр. У них кратно больший список пассажиров-льготников. При этом стоимость проезда в троллейбусах ниже, чем в маршрутках – 20 рублей против 25.

Король отрасли

Негласным маршрутным королем забайкальской столицы является 39-летний депутат Читинской городской Думы Артем Меняйло. В миру сей моложавый парламентарий носит неблаговидный, думаю, статус индивидуального предпринимателя. По факту же г-н Меняйло с  молчаливого согласия градоначальника Анатолия Михалева и его бледной тени – сити-медеджера Олега Кузневова занимает статус некоронованного короля отрасли.

Согласно собственноручно поданной декларации за 2016 год (данные за 2017-й год  пока не обнародованы – авт.) личная прибыль Артема Меняйло превысила 30 млн. руб., дав ему право именоваться самым богатым депутатом Читинской городской Думы. Согласно онлайн-системе проверки контрагентов СПАРК-Интерфакс, Меняйло является индивидуальным предпринимателем и участником семи юридических лиц. Все – в сфере пассажирских перевозок. География деятельности – Забайкальский край и город-герой Севастополь. На крымской земле, согласно открытым источникам, у Меняйло работает несколько десятков маршруток. В Севастополе же г-н Меняйло, опять же по официальным данным, имеет законную прописку.

Это, с точки зрения банальной логики, должно означать, что все налоги владелец полутора десятков читинских маршрутов платит не у нас, а на гостеприимной крымской земле.

При всем при этом ИП Меняйло является 100-процентной креатурой вечного читинского градоначальника Анатолия Михалева. В 2014 году Дядя Толя со свойственной ему аппаратной твердостью поддержал выдвижение десятка читинских предпринимателей в парламент краевого центра. Все ставленники гнезда Михалева, в тот числе и наш герой, выборы выиграли. Ну и, само собой разумеющееся, стали самыми верными нукерами читинского "падишаха" Михалева.

Что хочет, то и творит?

До 2009 года фамилия Меняйло в Чите была неизвестна вообще. Артем Евгеньевич до этого времени трудился простым водителем маршрутного такси № 69 и мечтал разве, что об увеличении ежедневной выручки, чем о контроле над всей пассажирской отраслью. Потом все поменялось. Меняйло становится предпринимателем, знакомится, а точнее втирается в доверие к г-ну Михалеву и начинает свой неудержимый путь.

Уже в 2010-м он заходит на весьма прибыльные маршруты 28 и 42, которые до него «накатывали» люди, близкие к топ-менеджеру читинского ПАТП-1 Сергею Кожевникову и его ООО «Белгород» Конкуренты Меняйло тогда не согласились с положением дел. Имели место ряд конфликтных ситуаций, выразившихся в перекрытии конечных остановок. Кое-где доходило до стрельбы из травматических пистолетов и битья стекол в маршрутках.

В 2014 году Меняйло, надо полагать не без помощи мэрии, выигрывает у подконтрольных Кожевникову предпринимателей сразу шесть маршрутов.

Для создания себе более выгодных позиций на конкурсе Меняйло заключил фиктивные договора на аренду подвижного состава в Новосибирске и Екатеринбурге. В последнем случае Меняйло заключает договор аренды без экипажей на 10 автобусов ПАЗ-3205, прикрепляет копию данного договора к своему пакету конкурсной документации, но через два дня расторгает вышеназванный договор. Физически автобусы продолжают находиться в Екатеринбурге, но по документам выходило, что арендованный транспорт находится в ведении Меняйло и готов к работе на маршрутах Читы.

Кроме того, по некоторым данным, Меняйло включил в свою конкурсную документацию ряд машин марки «Газель», от которых по факту оставался один остов.

1 апреля 2015 года машины Меняйло вышли на работу на спорные маршруты. Кожевников в знак протеста снял с этих маршрутов свой транспорт. Это вынудило Меняйло мобилизовать для работы на новых маршрутах транспорт с других линий. В частности, на  маршруты №3 и 25 вышли работать резервные машины с 42 маршрута. Для обеспечения нормальной работы всех маршрутов транспорта Меняйло не хватало. Это привело к транспортному коллапсу по всему городу.

Знают ли об этих и многих делах маршруточного короля вся Читы в зеленом особнячке городской мэрии? Да, знают. И очень их поддерживают. Так, по просьбе Михалева Меняйло несколько лет назад взял в оперативное управление муниципальный автобусный парк - около 30 автобусов, окончательно поставив крест на работе предприятия. Сегодня, собственного автотранспортного предприятия у городе нет, а ИП Меняйло, наоборот есть.

Некоторые горячие головы утверждают, что Меняйло является своеобразным «смотрящим» за общественным транспортом Читы от мэра Михалева, выполняя для него разные поручения и, предположительно, делясь доходами от предпринимательской деятельности.

Убийца троллейбуса?

Выводы, по субъективному мнению автора, напрашиваются не совсем утешительные. Все четыре маршрута (см. выше), которые больше всего давят на читинский троллейбус, сегодня, по неподтвержденным данным, контролируется либо Артемом Меняйло, либо его структурами. Если он в свое время с молчаливого согласия мэрии, добил и муниципальный автобусный парк и десяток конкурентов рангом поменьше, то к дышащему на ладан троллейбусному управлению от него пощады точно не будет.

Очень похоже на то, что в ближайшее время мы можем стать свидетелями если не последнего, то точно предпоследнего дня читинского электротранспорта. Эта веха способна кратно повысить прибыль мощной маршруточной империи г-на Меняйло. А наш вечный градоначальник, как бывший член КПСС, прекрасно знает цитату Карла Маркса о том, что ради прибыли в 300 % частный бизнес будет готов на всё…

Карп ВЛАСОВ.

Опубликовано в «Вечорке» № 8 (405) 21 февраля 2018 года.

Гость 14-14 27.02.2018

Голимая заказуха, а сараи эти давно убрать надо, одни развалюхи и ездят беспредельно, да и вообще эти габаритные сараи только мешают движению

Яга 14-30 27.02.2018

Дочитала до 3 абзаца и сразу опустила взгляд до автора сего творения- предсказуемо, но опять он, дальше читать не стала... И эт, может всё-таки не с энергией боксера-тяжеловеса, а с силой

Ира 20-56 27.02.2018

Голимая заказуха, а сараи эти давно убрать надо, одни развалюхи и ездят беспредельно, да и вообще эти габаритные сараи только мешают движениюТроллейбусы надо сохранить, модернизировать. Обязательно! Поскольку, это самый ЭКОЛОГИЧНЫЙ ВИД ТРАНСПОРТА. А вот на всех владельцев частных пуколок, что воздух портят, надо вводить налог на загрязнение окружающей среды! Сколько пуколок-столько и размер налога. И убрать все маршрутки с маршрутов троллейбусов. Чтобы не дублировали.

Ира 21-16 27.02.2018

На месте гаражных кооперативов пора строить многоярусные "народные гаражи", как это уже практикуется в крупных городах. И да! Перенять опыт города Краснокаменска. За полгода-год все гаражи-ракушки должны быть вывезены на территорию за пределами города. Исключение сделать только для участников ВОВ и инвалидов 1 и 2 групп. Собственно, это и так предусмотрено законом.

Ланка 07-18 28.02.2018

Троллейбусы-единственный вид общественного транспорта в Чите цены на проезд в котором можно контролировать. А под этот уровень вынужденно подстраиваются и остальные. Автобусы уже нет, поднялись цены на бензин - выросла цена поездки. А оставите одни маршрутки частные, они по части стоимости проезда наперегонки кинутся. И по части маршрутов они чудят. Помнится, мне рассказывали люди, работающие на Лазо, что маршрутка может вообще не доехать до их остановки. Она просто, по прихоти водителя, может отворот в их сторону не сделать.

07-27 28.02.2018

Они, как бы, обязаны по маршруту следовать. Но кто их контролирует. Хозяин точно заморачиваться не станет. У него водитель выручку сдает, ездит без аварий, он доволен. Да и с точки зрения экономии бензина выгодно

07-31 28.02.2018

На месте гаражных кооперативов пора строить многоярусные "народные гаражи", как это уже практикуется в крупных городах. И да! Перенять опыт города Краснокаменска. За полгода-год все гаражи-ракушки должны быть вывезены на территорию за пределами города. Исключение сделать только для участников ВОВ и инвалидов 1 и 2 групп. Собственно, это и так предусмотрено законом.Многоярусные парковки строить точно пора.Хоть земли и навалом, припарковаться нормально проблема была. Еще и так, чтобы авто в относительной безопасности было. Украсть, конечно, и со стоянки можно. Но тут хоть гарантия, что какой-нибудь олень в припаркованную машину не въедет. Он визиток оставлять не станет.

Дмитрий 16-01 01.03.2018

Голимая заказуха, а сараи эти давно убрать надо, одни развалюхи и ездят беспредельно, да и вообще эти габаритные сараи только мешают движению Расширять нужно маршруты в Новосибирске например есть траллебусы которые могут 50 километров без подводящих токоведущих частей ехать, на аккумуляторах! И кск и первую Читу можно обеспечить удобным, экологически чистым и дешёвым транспортом!

жители ЦРМ 16-59 11.03.2018

Троллейбусы-единственный вид общественного транспорта в Чите цены на проезд в котором можно контролировать. А под этот уровень вынужденно подстраиваются и остальные. Автобусы уже нет, поднялись цены на бензин - выросла цена поездки. А оставите одни маршрутки частные, они по части стоимости проезда наперегонки кинутся. И по части маршрутов они чудят. Помнится, мне рассказывали люди, работающие на Лазо, что маршрутка может вообще не доехать до их остановки. Она просто, по прихоти водителя, может отворот в их сторону не сделать. Город обязан помочь троллейбусникам. Троллейбус- единственный надежный общественный транспорт для города . Михалеву стоит обратить на это внимание и принять меры по сохранению троллейбусного депо

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.