«Анналы «Вечорки»: Ну, за Объединение!

  • 1 мар. 2018 г.
«Анналы «Вечорки»: Ну, за Объединение!

1 марта 2008 года на картах России появился новый регион - Забайкальский край. За год до этого, 11 марта 2007 года, состоялся референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. В нем приняло участие более 80% забайкальцев. Сегодня «Вечорка» попробует вспомнить события десятилетней давности.

Безусловно, начать необходимо было с подготовки к референдуму, без нее удачных итогов объединение не произошло бы.

Предисловие

После ряда блестяще проведенных объединений регионов, так называемая, территориальная реформа в 2006 году дала небольшие сбои. Первыми «заартачились» в Адыгее. Там националистические организации выступили резко против объединения с Краснодарским краем. После массовых выступлений национальных черкесских организаций и их обращения в Европарламент с просьбой признать геноцид адыгов, процесс объединения сошел на нет.

В конце 2006 года «встали на дыбы» два алтайских региона. Сначала горноалтайцы воспротивились, а затем уже и край Алтайский. Несмотря на все увещевания центра, на уговоры полномочного представителя Президента в СФО Анатолия Квашнина и этот референдум пошел прахом. Объединительный процесс активно забуксовал.

Остался лишь один вариант - Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ. Это объединение нужно было провести образцово-показательно, хотя с самого начала в АБАО были категорически против. И тогдашний глава округа Баир Жамсуев, и депутат от Агинского Иосиф Кобзон не раз публично высказывали свое неприятие этому процессу.

Подготовка

Незадолго до проведения референдума Минрегионразвития РФ опубликовал списки дотационных регионов. АБАО, единственный из всех регионов Сибири, вошел в число низко дотационных, объемы помощи федерального центра составляли всего лишь 6,43%. У будущего «поглотителя» округа - Читинской области - доля федеральной помощи достигла 45%. Такие данные позволили ЧО занять «почетное» 70-е место рейтинга из 87.

Для сравнения – в 2017 году, через девять лет после объединения, объединенный Забайкальский край практически по всем показателям оказался в числе пяти наихудших регионов, занимая в таблицах рейтингов места с 81 по 84. Хуже дела обстоят только в упомянутом выше Горном Алтае.

Руководство ЧО просто вынуждено было согласиться с планами по объединению, так как особенно ничего не теряло, а обещания федерального центра по увеличению инвестиций в развитие будущего объединенного региона вселяли пусть и размытые, но все-таки надежды.  

А вот руководство АБАО было резко против объединения, им то как раз было что терять. К тому времени округ был фактически оффшорной зоной. Огромное количество налоговых резидентов предпочитали регистрироваться здесь. Ставки налогов были гораздо ниже, чем по всей России, но автономии, в которой проживало около на тот момент около 76,4 тысяч человек и этого было достаточно. Округ в начале 2000-х годов переживал небывалый подъем по всем направлениям. Шло активное строительство жилья, школ, детсадов, объектов соцкультбыта, Чите это только снилось. Росло количество местных предприятий. Начало расти и население. Идти в «объятия» нищего соседа в Агинском не хотели.  

Пряник

После того, как расстановка сил перед предстоящим референдумом стала примерно ясной, федеральные власти начали вести политику кнута и пряника.

Главный федеральный инспектор по Читинской области Валерий Попов в конце 2006 года заявил, что правительство Российской Федерации направит на развитие Забайкальского края 700 млрд. руб. в течение 10 лет.(700 млрд. руб. - это 10% всего российского бюджета за 2006 год - авт.). Основная часть инвестиций в новый субъект РФ пойдет после объединения Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом. По словам г-на Попова, Забайкальский край станет самым богатым субъектом РФ в Сибири, а его экономическое развитие - крупнейшим проектом в стране. По линии инвестиционного фонда, отметил чиновник, правительство намерено перечислить в край 100 миллиардов, а остальные деньги в размере 600 миллиардов станут взносом крупных государственных компаний - РАО «ЕЭС России», «РЖД» и других инвесторов».

После того как Баиру Жамсуеву и Иосифу Кобзону пообещали после объединения сохранить особый статус округа, они сдались и стали активными поборниками объединения.

Очень многое наобещали тогда и Равилю Гениатулину. С его слов, в случае объединения регион ждут радужные перспективы. В проектах – строительство четвертого энергоблока на Харанорской ГРЭС, строительство мощного горно-рудного комплекса, возведение цементного завода в Агинском округе. Кроме этого, в крае будет реализовано много проектов по развитию социальной сферы.

18 января 2006 года губернатор Читинской области сообщил следующее: «…я намерен обозначить перед президентом проблему - эффективного использования территорий города Читы. Ведь половина областного центра занята специальными землями, а это создает большие трудности в развитии столицы Забайкалья».

По предварительной информации, её на прошлой неделе озвучили некоторые городские СМИ, между властями области и Кремлем достигнута принципиальная договоренность о передаче земель федерального назначения, находящихся на территории города Читы в собственность города. Другими словами, заключена сделка: власти выдают «на гора» и на радость Кремлю «Забайкальский край», а в обмен получают баснословно дорогие земельные участки в черте города. Прошло десять лет, но Министерство обороны не поступилось ни пядью земли.  

Кнут

Если с чиновниками Москве удалось договориться довольно быстро, то с электоратом все было гораздо сложнее. Многие действительно не понимали будущего объединения. Одни приводили доводы, что это не даст никакого экономического эффекта. Другие говорили о том, что будущее объединении негативно отразится на бурятском этносе.

Так против объединения выступила бурятская общественная организация «Эрхе». Ее деятельностью активно интересовалась прокуратура Бурятии. В июне 2006 года одна из ее активистов Раджана Дугарова была задержана за пикетирование Всебурятского Съезда в Улан-Удэ. Общественники распространяли брошюру «Почему мы против объединения», в которой высказывали опасение за судьбу бурятского этноса, его культуры и языка. Активисты также заявляли о намерении провести в столице Агинского Бурятского автономного округа «юрточный майдан».

Очень сильным был нажим и на средства массовой информации. За любую информацию освещающую точку зрения противников объединения могли примерно наказать.

Запомнилась фраза, сказанная представителям СМИ в те дни:

- Вы же все понимаете, что референдум все равно состоится. Не состоится он в первый раз, так во второй раз его все равно проведут, но уже без нас, - и попросил журналистов «расстараться» ради положительного результата референдума.
Достаточно упомянуть, что инакомыслящими тогда занималось Управление по борьбе с организованной преступностью.

Голосование

Очень изобретательным со стороны властей стало и само голосование. Главным вопросом перед днем голосования была явка. Власти не без оснований опасались, что она будет низкой. Тогда придумали следующее: всем, посетившим 11 марта избирательные участки выдавали именные благодарственные письма с индивидуальными номерами. Эти письма затем граждане должны будут сдать руководителям своих предприятий, которые, в свою очередь отчитывались в явке к избирательным урнам перед властями различного уровня. В первую очередь это коснулось госслужащих и студентов. Из-за того, что некоторые руководители жестко приказали своим подчиненным сдать пригласительные до 11:00, на некоторых участках возникли самые настоящие давки. Людям в толпе становилось плохо, приходилось к некоторым местам для голосования даже «скорую помощь» вызывать… Но все завершилось благополучно. Проголосовали. Явка была просто астрономической – более 86 %. «За» объединение сказали почти 90 %.

Тут, что называется «без комментариев». Очень уж сильно напоминает все это времена махрового застоя, когда примерно таким образом КПСС обеспечивала практически 100% явку на выборы.

Три года спустя

В апреле 2010 года Институт современного развития (ИНСОР), главным попечителем которого является Дмитрий Медведев, порекомендовал президенту отказаться от дальнейших слияний регионов, так как они скорее губительны, чем полезны.

Экономического эффекта объединения эксперты тогда не нашли. Регионам обещали дополнительное финансирование, но ничего этого не произошло.

ИНСОР сделал неутешительные выводы: экономический, социальный и административный эффект от объединения «нулевой». Но разве такой пустяк помешает нам поднять 1 марта тост:

Ну, за объединение!?