Ну не везет Забайкалью с доморощенными депутатами Госдумы от партии ЛДПР. То небезызвестная Василина Кулиева в начале «десятых» нынешнего столетия без объяснения причин лишилась мандата, за что была прозвана журналистами «Безмандатницей».
А теперь вот и ее коллега по партии Юрий Волков совершил свой политический демарш и на прошлой неделе намекнул, что дел никаких с Жириновским и его политическими служками отныне иметь не желает, но депутатом Госдумы остаться не прочь. Его босс Владимир Вольфович в свою очередь так не считает.
Что же на самом деле произошло с забайкальским депутатом Волковым в Госдуме? Ответ на этот и многие другие вопросы держит сам «виновник торжества».
- В Интернете пишут, что во фракции ЛДПР существует какая-то партийная касса, а Вы отказались туда платить дань. Пишут, что это и есть основная причина Вашего конфликта с фракцией. Это правда или слухи? И вообще, сколько реально на руки получает депутат Госдумы?
- Зарплата депутата, не занимающего никаких постов, порядка 230 тысяч рублей в месяц. Я столько получаю. Будучи избранным по партийному списку, в состав которого входил только Забайкальский край, что очень важно, я естественно приступил к исполнению своих обязанностей депутата. Приступил в общем-то активно. Каждый раз, когда прилетаю в край, я бываю в районах. Каждый раз я увожу какие-то документы, которые ложатся в основу моей работы в думском комитете по местному самоуправлению. Муниципальные депутаты обратную связь хорошую дают.
- Так за это поощрять должны по идее?
- Мое начальство работу депутатов видит иначе. В какой-то момент руководством партии мне было предложено перестать активно работать в Забайкалье, а взамен работать в других субъектах РФ, где не было избранных депутатов от ЛДПР. Это Бурятия, Якутия, Горный Алтай. Мои читинские коллеги из регионального отделения фактически эту идею горячо поддержали. Но для меня это неприемлемо. Я себя нисколько не отделяю от Забайкалья. Отрываться таким образом от региона – не приемлемо для меня. Я готов был взять в качестве дополнительной нагрузки Бурятию, и даже некоторое время работал там. Ездил в командировки в Якутию по заданию фракции. Но силы человеческие небезграничны. Приезжать в родной край раз в три, четыре месяца ведь тоже неправильно. Поэтому в конце концов я решил сосредоточиться на работе в Забайкалье.
В связи с этим я два года не мог согласовать себе здесь назначение официального помощника, партия отказывалась. Даже внештатника (помощник, работающий на общественных началах-ред.) не согласовывали. Не давали долгое время рабочее помещение. Кабинет, где мы сейчас общаемся, выделен мне буквально неделю назад (приемная Волкова в доме №13 по ул. Амурской в Чите– ред.). При этом полномочия депутата я исполняю уже два года. Соответственно теми возможностями, которые мне гарантированы по закону, я не мог воспользоваться. Это легло в основу того, что я высказал свое несогласие руководству партии, позиция которого не давала мне возможности полноценно работать в Забайкалье.
После того, как без согласования принял на работу помощника, Ольгу Владимировну (Найдюк-ред.) и написал обращение на имя Ждановой о выделении мне рабочего помещения, в минувшем июне родилось некое решение фракции ЛДПР об откреплении меня от Забайкальского края.
- А что это такое – открепление?
- Оно абсолютно не основано на действующем законодательстве. Такой процедуры просто не существует. Очень странно откреплять депутата от региона, где он был избран. Я же не в составе федерального списка был избран. Сегодня мои оппоненты и критики говорят, что Волкова никто не избирал, потому что он прошел по партийному списку. Но таких депутатов в Госдуме, на минуточку - 225 человек, ровно половина. И закон не делит депутатов на тех, кто избран по одномандатным округам и тех, кто избран по списку. Это всего лишь форма комбинирования. И мы помним, как она менялась за последние 15 лет – то были одномандатные округа, то их не стало, то вновь появились в этом созыве. Факт остаётся фактом – была избирательная кампания и было мое участие в этом избирательном процессе по действующему законодательству.
Давайте тогда посмотрим, кто в составе ЛДПР не является списочником, включая руководство фракции?
- Как Вы относитесь к принятому Путиным решению о передаче нас и Бурятии из СФО в состав ДФО. Чем чревато? Почему раньше не передали?
- Решение о передаче Забайкалья в состав Дальневосточного федерального округа назревало давно. Что это даёт нашему региону? Тот набор льгот и инструментов, который есть в программе по развитию Дальнего Востока - это налоговые льготы, режим территорий опережающего развития и федеральные инвестиции в развитие экономики и социальной сферы. Это программа дальневосточного гектара и субсидирование авиабилетов. Не нужно забывать, что на Дальнем Востоке есть политика регулирования тарифов на электроэнергию. Если проводить аналогию, то раньше Забайкалью давали рыбу, а теперь дали удочку. Наша общая задача максимально быстро перестроить всю систему управления, чтобы не упустить возможностей.
Президент принял такое решение именно сейчас потому, что другие возможности развития региона, очевидно, исчерпаны. Мы не можем самостоятельно привлечь инвесторов, а позиция вечно просящих денег надоела федеральному центру.
У нового главы региона, Александра Осипова, безусловно, стартовые возможности в связи с этим многократно лучше, чем у всех его предшественников. Поэтому и ожидания от него выше.
- Раз заговорили о моменте вашего избрания, давайте вернемся в 2016 год. Это был фарт какой-то? Это был его величество случай? Или тонкая игра спланированная. Ведь, согласитесь, мало кто ожидал, что Юрий Волков станет депутатом Госдумы?
- Здесь все просто – от руководства партии поступает предложение баллотироваться. Естественно взвешиваешь – «за» и «против». На тот момент я полностью устраивал партийное руководство. И только начав как депутат ГД поднимать какие-то забайкальские проблемы, требовать их решения, принимать граждан, вдруг, почему-то перестал их устраивать. Это у меня тоже вызывает вопросы.
– Владимир Жириновский заявил, что Вы просто обязаны сдать мандат. В этой связи помните ли Вы первую встречу с ним. Соответствует ли Вольфыч телевизионный тому, которого вы увидели вживую?
- Вопрос интересный. Я всегда руководствуюсь принципом – на работе работать, а не дружить. Прежде всего есть результат, а какое-то там личное отношение, нерабочее – это всегда вредит делу. Я смотрел на избрание себя, как на инструмент с помощью которого мы действительно можем что-то изменить для Забайкалья. Зачастую этот инструмент работает. Например, я вспоминаю ситуацию, когда правительство нашего края подписало с Минфином РФ соглашение об оздоровлении финансов. Там было несколько пунктов, среди которых введение критериев нуждаемости, он вызвал большую бурю. Одним из пунктов была отмена районного коэффициента,тогда вопрос этот был фактически решенный. И только после того, как на заседании комитета я эту проблему озвучил перед замминистра финансов РФ, мы озвучили, это попало в федеральную прессу, в краевую, началось широкое обсуждение и после этого вопрос был снят. Пусть не прямым, но косвенным путем можно воздействовать на какие-нибудь процессы. В результате люди, как получали, так и получают районный коэффициент. Они даже не поняли какая угроза нависла тогда над их семейными бюджетами. Сюда можно добавить еще и социальные программы, например, районный коэффициент используется для индексации части пособий. В том числе для опекунских семей. Речь в целом идет о более сотни тысяч человек.
Сегодня все бюджетники, и краевые, и муниципальные получают районный коэффициент – в каждом районе разный.
– Можно подробнее про Жириновского?
- И в связи с тем, что я не отказался работать, а вопреки партийному решению имел наглость назначить себе помощника в Забайкалье, меня попытались открепить от региона. Помню, как наша краевая администрация с радостью ухватилась за телеграмму об откреплении депутата Волкова. Тут же были разосланы письма по муниципалитетам с тем, чтобы со мной прекратили всяческое взаимодействие. Краевики телеграмму из Москвы оперативно в течение дня отработали. Им бы такую оперативность в решение всех вопросов! А у меня тогда начался процесс увольнения помощника. Пять месяцев мы боролось. Потребовалось два раза обращаться в Генеральную прокуратуру, чтобы добиться выделения помещения и успокоить партию по поводу помощника и т.д. Этот процесс закончился каких-то две недели назад.
Открепление от региона – это беспрецедентный случай. Таких прецедентов нет, это законом не предусмотрено более того. Для меня было бы проще согласиться на те условия, которые ставит партия. Вы же знает и в истории нашего региона такие примеры были – руководство сказало, мы исполнили и все (вероятно речь идет об истории с лишением мандата Василины Кулиевой-ред.). А что там подумают избиратели, это на самом деле никого не интересует в Москве.
И положение в нашем регионе тоже никого там не интересует. Когда все это начиналось, я лично пытался обосновать перед председателем партии (Жириновским-ред.), почему я так поступаю? Почему я хочу работать в Забайкалье так активно, для чего мне нужен здесь помощник прежде всего. Пытался поднести объективную информацию о том, что у нас в краевой администрации происходит, какие действия там наши некоторые министры совершают. Какой тут конфликт интересов у нас зачастую разворачивается, особенно в здравоохранении. Все эти аргументы отметались. Разговор в партии короткий: шаг влево, шаг вправо – сдавай мандат. Я с таким подходом не согласен. Когда конфликт вышел на какую-то острую стадию, я предложил коллегам и вышестоящему руководству руководствоваться федеральным законом. Но в ответ на меня пытались повлиять, надавить, даже неправовыми методами(!) Я уж не буду углубляться в подробности.
– Били? пытали?
- Нет, конечно. Но фактически угрожали, давили на меня. Оказывали давление по линии партии. В какой-то момент, после того как меня открепили, я для себя принял решение – пока ситуация не изменится, я приостанавливаю свое сотрудничество с партийными структурами. Это выразилось в ряде моментов – с июня я перестал посещать заседания фракции.
– От нашего края во фракции ЛДПР вы не одиноки. Там еще Василина Кулиева. Как складываются с ней отношения?
- Уже около года никаких контактов ни с ней, ни с региональным отделением ЛДПР. Все это началось сразу после того, как фракция начала предлагать мне работать в другом регионе.
– Во время выборов 2016 года циркулировали слухи, что Кулиева легла под едроссовское краевое правительство. Эти слухи были небеспочвенны – баннеры едросов и Кулиевой были выполнены в одной багуловой стилистике.
- Этот вопрос лучше задать Василине Кулиевой.
– Ну и самый неприятный вопрос – Вы проголосовали за антинародную пенсионную реформу. Зачем?
- Каждый законопроект принимается в трех чтениях. Когда, я подчеркну, правительственный законопроект был внесен в Госдуму, естественно его прорабатывали и внимательно изучали (вздыхает тяжело-авт.). Первый момент с которым я столкнулся – полное отсутствие финансово-экономического обоснования. Это был лист формата А4 и на нем пять строк. Когда законопроект был вынесен на первое чтение, я воздержался от участия в голосовании, и также поступили еще пара десятков депутатов из разных партий, которые фактически солидарны были по этому вопросу. Голосовать было не за что. Это был очень сырой законопроект. Правительство цифры нам не показывало. В первом чтении большинством голосов законопроект был все-таки одобрен и начался очень сложный процесс работы над текстом этого законопроекта. Я в частности работал на нескольких экспертных площадках и на площадке профсоюзных объединений. Заслушивали экспертов, представителей правительства, цифры запросили.
Эмоций очень много. И мне в сегодняшней ситуации было бы удобней поднять флаг и сказать: посмотрите какой хороший депутат – вот он против антинародного закона выступил. И вот нажил себе проблем. С учетом всех данных, которые у меня есть, это было бы нечестно ни по отношению к жителям Забайкалья, ни к остальным.
А теперь посмотрим цифры. Бюджет РФ на будущий год составляет 19 трлн. руб. Огромная сумма. А бюджет Пенсионного фонда (ПФ)– 8 трлн. руб. Сопоставимо без малого с ПОЛОВИНОЙ бюджета страны. Когда нам начинают говорить, что туда надо перечислить деньги, которые страна получает от продажи нефтепродуктов за рубеж, смотрим каким образом Пенсионный фонд формируется. Критики пенсионной реформы говорят, что ПФ формируется за счет взносов работающего населения. Пенсионная система так устроена. Но эти пенсионные взносы составляют порядка 50% бюджета пенсионного фонда. А еще половина (4 трлн.) - это безвозмездные субвенции федерального бюджета. То есть мы от тех 19 трлн федерального бюджета минусуем 4 трлн. - деньги, которые идут сегодня в ПФ. Статистика показывает, что количество работающего населения из года в год на протяжении ближайшей какой-то перспективы будет сокращаться, соответственно будут сокращаться и пенсионные взносы. Также соответственно будет увеличиваться размер трансфертов из федерального бюджета. То есть, уже сегодня пенсии платят больше чем на половину из госбюджета, а не за счет взносов работающего населения.
- Повышение пенсионного возраста – это единственный выход?
- Их было два – либо повысить пенсионный возраст, который все обсуждали, либо второй вариант, который никто не обсуждал, но который тоже был – это поднять пенсионные взносы, их платит работодатель. Сегодня они составляют 22%, а в таком случае непонятно даже до какого уровня их можно было бы поднять. Может до 30% они даже бы взлетели, а может еще выше. Это была бы большая нагрузка на работодателей, на работников. Как следствие – все бы массово начали уходить в тень, потому что налог был бы не подъемным. И к каким социальным последствиям это бы привело, можно только гадать. Поэтому вариант повышения пенсионного возраста, несмотря на всю его неприглядность, оказался более мягким. А с учетом тех поправок, которые в августе сформулировал Президент РФ и ко второму чтению внес, закон изменился очень существенно. И когда прошло голосование во втором чтении за поправки президента, то я напомню жителям Забайкалья, что эти поправки президента были поддержаны единогласно, никто не выступил против.
– В том числе коммунисты?
- Все поддержали единогласно…
(Продолжение следует)
Беседовал Владимир Кантемир
Фото автора
Врезка: Досье «Вечорки»
Юрий Волков родился 1 июня 1986 года на станции Новая Читинского района.
Закончил Забайкальский государственный педагогический университет по специальности "Учитель истории".
До избрания работал начальником Центра обеспечения функционирования комплексной системы безопасности жизнедеятельности Забайкальского края, являлся депутатом Законодательного собрания Забайкальского края второго созыва на непостоянной основе.
На выборах 18 сентября 2016 года Волков Юрий Геннадьевич был избран Депутатом Госдумы в составе списка ЛДПР. Член комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Дата начала полномочий - 18 сентября 2016 года.