Прокуратура кошмарит предпринимателя в Забайкальске

Прокуратура кошмарит предпринимателя в Забайкальске

Фото Олега Солоненко

Лишить предпринимателя бизнеса и жилья пытаются в Забайкальске. Прокуратура Забайкальского округа требует признать дом Олега Солоненко нежилым помещением и запретить эксплуатацию.

Забайкальск - посёлок городского типа у края российских границ с Китаем. Там, за рубежом, огнями и высотками сияет Маньчжурия - лицо Китая, а на российской стороне во всей неприглядности и неухоженности Забайкальский район, горы свалок, помойки и неприбранная реальность. 

Тем не менее жители Забайкальска свой посёлок любят. Близость границы дает особые условия для развития. В силу своих возможностей они пытаются сделать посёлок и район лучше и комфортнее для себя и для проезжающих здесь туристов и дальнобойщиков.
Для водителей большегрузов Забайкальск - второй дом. Здесь шоферы живут в многодневных очередях, когда едут в Китай, отдыхают и готовят машины перед большими своими поездками по просторам России уже после выезда из соседней страны. Поэтому по дороге в Забайкальском районе можно встретить много придорожных кафе и гостиниц.

Часто водителям приходится жить по несколько дней прямо в машинах. Между границей и Забайкальском стоят целые вереницы большегрузов, вокруг них неизбежно образуются стихийные свалки, туалеты, потому что водителям попросту негде жить. Гостиниц не хватает. Решением проблемы становятся гостевые дома, где есть возможность отдохнуть, помыться, постирать и даже подремонтировать машину, переночевать почти в домашних условиях за небольшую плату. 


Олег Солоненко - местный предприниматель, многодетный отец, спортсмен мирового уровня. Около 10 лет назад он построил трехэтажный дом, в котором стал жить вместе со своими детьми. В этом же доме живёт семья его друзей с маленькими детьми, для них это - единственное жилье и место работы: глава семьи - управляющий гостевого дома, его жена создала там салон по наращиванию ресниц. На первом этаже дома оборудованы гаражи и спортивный зал. Часть комнат в доме сдаётся, и это не секрет - налоги с доходов от аренды пополняют казну Забайкальского района.

На основании того, что несколько комнат сдается в аренду, сотрудники прокуратуры считают, что этот дом – гостиница. Хотя очевидно, что в здании просто невозможно устроить гостиницу, так как это жилой дом и в нем проживают люди, так как гостиница как минимум требует отдельного входа для гостей.

Гостевой дом — понятие, широко используемое в сфере туризма, близкое к гостинице. В отличие от гостиницы, гостевой дом обладает набором параметров, которые делают условия проживания в нём приближёнными к домашним.
Гостевой дом - частное домовладение, владелец которого сдаёт его в аренду целиком или покомнатно. Зачастую сам владелец и его семья проживают в том же доме, но на отдельном этаже или в отдельной его части. 
Этажность и площадь гостевых домов, а также количество комнат и номеров не регламентируется. Но в основном это двух- или трёхэтажные здания, общей площадью около 400 м² и количеством комнат порядка 10-20. 
Гостиница же — крупное здание с большим количеством номеров (от 50 до 500 и более). Гостиница управляется профессиональной командой менеджеров и персонала (штат от 20 человек и более), гостевой дом - владельцем или семьёй.  
Гостевой дом предлагает ограниченный набор услуг, обычно включающий проживание, уборку номеров (не всегда ежедневную), завтрак и консультации по вопросам организации отдыха. 

В мае 2024 года местные органы власти вдруг решили кошмарить предпринимателя, в его доме начались проверка за проверкой. 

«Первыми без всякого предупреждения нагрянули помощник прокурора округа М.Б. Ешиев и сотрудница МЧС Б.Т. Жалсанова с проверкой пожарной и антитеррористической безопасность и выдвинули требования к гостевому дому как к гостинице. Проверка была проведена с нарушениями закона: предварительно за три дня до проверки они обязаны были предупредить меня о своем визите, а после выдать требование и акт о проверке. Но ничего этого не последовало, то есть должностные лица, которые обязаны следить за соблюдением законности, сами же могут нарушать законы», - считает Олег Солоненко.

Отметим, что по закону гостевые дома по антитеррористической и пожарной безопасности не подлежат проверке, а в 2024 году в Российской Федерации и вовсе действовал мораторий на подобные проверки.

Тем не менее вслед за первой проверкой последовали другие. В августе дом Олега Солоненко проверяли сотрудники прокуратуры, налоговой службы и администрации, причём никаких предупреждений, вызовов в администрацию снова не было, и Олег Анатольевич даже не присутствовал при проверке, так как был в отъезде. 
Пошли суды. В октябре прокурор в суде потребовал переклассифицировать гостиничный дом - в гостиницу. В декабре прокуратура выдвинула новые требования – «запретить эксплуатацию дома для предоставления гостиничных услуг и кратковременных услуг для проживания и отдыха». В это же время судья запросил экспертизу здания у администрации Забайкальского округа, а не в БТИ. 

В марте 2025 года районная администрация, возможно не имея достаточной компетенции, без экспертов, составила заключение о доме. В заключении трехэтажный дом (согласно свидетельству о собственности – в доме 3 этажа) превратился в четырехэтажный, видимо, сотрудники администрации прибавили сюда чердак. Еще интереснее, что 19-метровый дом в заключении вырос до 45-ти метров. Наверняка, он стал соперничать с высотками по ту сторону границы.

По заключению администрации, жилой дом не отвечает признакам жилого индивидуального дома, а земельный участок под ним, разрешённый для объектов индивидуального жилищного строительства, используется не по целевому назначению: «Здание является гостиницей», - заключил глава Забайкальского округа А.В. Мочалов, именно за его подписью сделано заключение, в марте этого года.

«Судья рассматривает акты и заключения администрации без претензий к исполнителю, то есть фактически закрывает глаза на недочеты и фактические ошибки, допущенные в нем, и судебные заседания идут одно за другим. Очередное предстоит в конце апреля», - говорит Олег Солоненко.

В суде, кроме того, звучат странные вопросы: «Зачем вам спортзал? Якобы спортзал – это верный признак гостиницы. Спрашивали также, зачем гаражи», - добавляет он. Приходиться объяснять всё на пальцах. Олег Анатольевич занимается сельским хозяйством – для этого нужна техника, а для техники – гаражи. Он - мастер спорта по пауэрлифтингу (силовое троеборье с штангой), чемпион мира 2017 года в весовой категории до 75 кг, у него несколько мировых рекордов, возглавлял краевую федерацию пауэрлифтинга, на свои средства организовал и проводил кубок границы в Забайкальске. Для проработки всех групп мышц ему требуются разные тренажеры, с этой целью они и были приобретены, кроме него в зале занимаются его друзья и родственники, работники силовых ведомств, пограничники, по желанию гостям дома тоже не отказывают в занятиях спортом. 

Прокуратура требует признать дом Солоненко, в котором постоянно проживают люди, в том числе несовершеннолетние дети, нежилым и запретить его эксплуатацию, то есть фактически оставить нескольких человек без жилья, вопреки статье 34 Конституции Российской Федерации, в которой указано, что у каждого гражданина России есть право на свободное использование своего имущества для предпринимательской деятельности.

«Невозможно жить и развиваться в таких условиях. Разгоним людей по стоянкам, пусть плодят свалки. Получается, что мне просто пытаются запретить платить налоги. Какие обследования, заключения при отсутствии специалистов-экспертов может давать администрация? На каком основании, по какому праву работники администрации сделали такое заключение? Есть ли у них для этого соответствующие компетенции? Просто удивительно! Иногда, чтобы получить справку, нужно ходить к ним целый месяц, а тут они провели экспертизу. Молодцы какие!», - говорит Олег – многодетный отец, активист, помощник бойцов СВО.

Он считает, что данная ситуация показывает, что народ и местная власть в Забайкальском округе максимально удалены друг от друга. Такая политика особенно в современных реалиях ведёт к разъединению и дистанцированию людей от властей, так как администрация не желает разбираться в проблемах людей, а тем более их защищать. 

«Все уровни власти должны сделать все, чтобы занятие бизнесом стало привлекательным, доступным и престижным», - указал президент России В.В. Путин. Должны быть равные условия, стабильные и понятные правила и законы, честная конкуренция. «Чтобы никто не мешал работать... Не предлагал взяток, поборов, навязанных услуг», - пояснил он.
«Создание благоприятной деловой среды в каждом регионе и муниципалитете - ключевое условие развитие малого и среднего бизнеса», - убежден глава государства. Без этого никакие льготы, преференции и гранты не помогут.

«В районе угробили туризм, сельское хозяйство, давно не было ремонта сельских клубов, не благоустраиваются территории между сёлами, повсюду несанкционированные стоянки большегрузов, свалки и помойки. Крупный рогатый скот ходит по улицам посёлка, разбитые тротуары и дороги. Вместо того, чтобы делать посёлок лучше и комфортнее, проверяют людей, которые действительно что-то делают для района», - считает Олег Солоненко.

Имея в собственности дом, он по своему усмотрению сдает часть жилых комнат в аренду для временного проживания людям и получает от этого доход. В установленном законом порядке он ежегодно приобретает налоговый патент на право сдачи в аренду собственных жилых помещений для проживания людей, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и официально платит налоги. Он рассказал также, что в Забайкальске многие граждане сдают часть своих домов в найм, чтобы иметь доход для себя и своей семьи. Они также размещают для привлечения гостей в интернете соответствующие объявления, но почему-то прокуратурой подан иск только к нему. 

«Они требуют перевести мой жилой дом в нежилое здание в качестве гостиницы, но дом изначально строился для меня и моей большой семьи как жилой дом. Если дом перевести в нежилое помещение, мы не сможем там прописаться, то есть мне и моей семье негде будет жить, что также нарушает гарантированное мне Конституцией РФ право на жилище!», - говорит Олег Солоненко.

В курортных районах России гостевые дома - обычная практика, причем там они бывают большими по квадратуре и с числом комнат, превышающим двадцать разрешенных. Но никто не их не закрывает и не прессует их владельцев? Чего же хотят забайкальские власти?
«Что они хотят? Закрыть или отжать мой бизнес? Как отстоять свои права простым людям, если даже я, имея средства и связи, не могу их отстаивать?», - справедливо спрашивает Олег Солоненко.

По его мнению, вместо того чтобы развивать и улучшать район, местные власти не только ничего не делают сами, но не дают развивать район и поселок жителям.

Алена ВИКТОРОВА