Серега Леший из Молоковки

Серега Леший из Молоковки

Фото автора

На Руси в древние времена у каждого угла был свой хозяин, в избе — Домовой, в озерах — Водяной, а вот в лесу хозяйничал Леший. С одной стороны, он был частью нечистой силы, но с другой — Лешего считали справедливым хозяином леса, он никому из шалости или просто так не вредил, если и наказывал, то только за ненадлежащее поведение, а в случае необходимости мог и помочь человеку.

Может быть, вас это удивит, но у популярного у забайкальцев источника «Молоковка» есть свой Леший. Он так и представляется.

— Серега Леший, — говорит он и добавляет: — Некоторые еще «Бомжом» зовут! Что еще могу о себе сказать? Алкоголик, но уже ровно год — ни капли.

Никаких фамилий и фотографий. Где вы видели, чтобы Леший делал селфи?

Некоторые родители им даже детей пугают, чтобы не шалили на источнике.

— Малец один расшалился, ему отец и говорит: «Баловаться будешь, Лешему отдам», и на меня показывает. Я говорю: «Подождите немного, я мешок дома забыл, сейчас схожу за ним!» Ну ничего, проказничать перестал мальчонка, — рассказывает Серега Леший.

Свое прозвище Серега получил в 2015 году, когда помогал тушить лесные пожары.

— Пожарные так назвали. С тех пор и повелось.

На источнике Серега живет тринадцатый год. Раньше жил в сторожке-полуземлянке, располагавшейся метрах в ста от источника вверх по склону. Оттуда и следил за порядком, особо не показываясь никому на глаза.

— Бывало, приедут посреди ночи на источник, орать начинают. Нехорошо ведь? А у меня фонарик такой мощный есть. Я посвечу сверху, и все сразу стихает.

Но сторожка сгорела пару лет назад.

— Пьяный был. Проснулся от того, что потолок надо мной горел. Хорошо, спал одетый. Успел только берцы надеть, отбежать на пять метров, и тут баллон газовый под кроватью взорвался.
На жизнь Леший не жалуется, наоборот — говорит о том, что на людей ему всегда везло.

Рассказывает, как пять-шесть лет назад на Молоковке фланец протек. Его бы заменить, починить, а оказалось — нет у источника хозяина. Военные — в отказ, «Водоканал» открещивается, хорошо, есть у Молоковки свой Леший, он-то все и сберег, что надо, починил. Сам бы не справился, говорит — люди добрые помогли.

Добрые люди помогли и фундамент часовни починить на источнике.
Покосилась часовенка несколько лет назад. Попросил Леший доброго человека помочь машиной с краном, а тот весь фундамент переделал.

— Я бы рассказал о нем и имя бы назвал, так он сам просил его не называть.
А сегодня у Лешего другая головная боль — надо пристроить собак.
— Собаки — головняк. Их жалко. Они твари полезные.

Вспоминает, как несколько лет назад неподалеку от источника потерялись женщина с девочкой. Несколько дней искали, не могли найти.

— А у меня тут среди собак была одна ищейка. С ней поехали. Она только машину понюхала и вывела нас на потеряшек. Девочка уже совсем невестой стала. До сих пор на источник приезжают.

По словам Лешего, собак чаще всего сюда подбрасывают. Реже они прибиваются сами. За те 13 лет, что Серега живет на источнике, он с дочерью раздал порядка двухсот собак.

— Раньше даже журнал был. В хорошие руки отдаем. Сначала едем, смотрим, куда и к кому попадет собака.

Сегодня на источнике живет около тридцати собак. Леший и дальше бы за ними ухаживал и присматривал, но собирается на СВО.

— Такие события в стране! Потом меня внук спросит: дед, а почему ты там не был? Даже если не спросит, я же могу пользу принести. Я туда должен ехать.

До того как стать Лешим, Серега отслужил срочную в 24-й бригаде спецназа. В 90-е годы работал опером в Ленинском районе Иркутска.

— Военком вчера приезжал. Говорит: оставайся. Сторожку твою отстроим заново. Устроим в военное лесничество. Работать некому. Кто был, ушли на СВО. Последние двое — в октябре, а сейчас на 23 тысячи идти туда никто не хочет.

Но Леший решил — надо ехать, даже несмотря на отмороженные пальцы и ногу. Из-за нее и прихрамывает.

— Ноги в прошлом году отморозил. Что обидно — трезвый был. Ступни хотели ампутировать, но хирурга хорошего нашел. Кореец. Ноги спас, хотя уже заражение пошло. Нога распухла до колена. Глюки начались, как при «белочке», спасибо доктору, научил, как мазать ногу, лекарства дал. Говорю же — на людей мне везет.

А собак Лешему действительно жаль. Кроме того, что он собирается уезжать, так еще и кафешку собираются сносить — признали незаконной пристройкой.

— Снесут ее, так под каждым кустом будет по мангалу. Народ же не перестанет ездить отдыхать. И собак жаль. Куда они пойдут? Их бы раздать по-хорошему. Это единственное, о чем прошу.

Если вдруг надумаете взять собаку — ищейку или надежного сторожа — приезжайте на источник Молоковка, Лешего найти здесь можно всегда.

Олег ТОПОЛЕВ