Страшно жить на Красной

Страшно жить на Красной

Фото предоставлены жителями с. Газ-Завод

Большинство забайкальцев мало представляют себе, где находится Газимуро-Заводский район, зато все слышали, какие там дороги: «Там дорог нет. Лучше туда не ездить», — такой вывод делают люди, если разговор заходит об этом уголке Забайкалья.

Обещанного пять лет ждут

Помню, летом 2019 года, в День металлурга, в Газ-Заводе ждали прибытия Александра Осипова, на тот момент врио губернатора Забайкальского края. Он должен был прилететь на самолете (ибо как ехать по таким дорогам, да в такую даль?), но не позволили погодные условия. Был дождь.

В Газ-Завод приехали тогда (на авто) замминистра образования Евгений Егоров, министр здравоохранения Валерий Кожевников и министр строительства, транспорта и дорожного хозяйства Алексей Гончаров. На встрече с жителями района Гончаров тогда охарактеризовал дорогу до Газ-Завода коротким словосочетанием «просто ужас» и заявил, что в 2024 году новая дорога будет построена. Обещанного не дождались. Пять лет пролетели, но ни километра дороги в сторону Газ-Завода не было заасфальтировано. 

Сто большегрузов в день

Расстояние до села от Читы по трассе составляет 534 км. Около двухсот километров из Балейского района — гравийка. Мало кто знает, что от Газ-Завода до Кактолги, самого отдаленного села района, еще 250 км. И все это — плохая гравийка.

Нагрузка на дороги увеличивается с каждым годом. Кроме больших, действующих уже много лет, предприятий — Быстринского ГОКа и Ново-Широкинского рудника, каждый год, а то и каждый сезон разрабатываются все новые большие и маленькие участки по добыче золота. Уже несколько лет ведется работа на еще одном крупном месторождении — Култуминском, которое планируют запустить в этом году.

Мало того, что разрушена экология этого таежного, некогда глухого района, разбита и без того плохая грунтовая дорога, так еще и жителям районного центра нет никакого покоя от большегрузов. Бесчисленное их количество ежеминутно едет по многострадальной дороге прямо через Газ-Завод. Дороги в селе тоже оставляют желать лучшего — они хотя и заасфальтированы, но в ямах и рытвинах. Ежегодный ямочный ремонт проблему, конечно, не решает.

Через улицу Красную проходит главная трасса, по ней бесконечно движутся тралы. «До сотни в день, — поясняют жители улицы. — Раньше на Красной было одностороннее движение, в обратном направлении ездили по улице Юбилейной (в народе — Армянская улица), довольно-таки широкой. Можно было по ней и двухстороннее движение пустить, но, увы, нельзя, там живет элита». 

Между трассой и домами — один метр

Начало улицы — самый уязвимый участок. Дома расположены в критической близости, в метре от региональной трассы. Большегрузы днем и ночью везут технику, тракторы, оборудование. На узкой дороге они едва разъезжаются. Уже не раз машины врезались в столбы. До аварии недалеко. А если большегруз опрокинется, он просто упадет на дом и разрушит его.


«От грохота и скорости машин в домах сыпется штукатурка, спать по ночам невозможно — от вибрации стены раскалываются. Мы обращались к главе поселения Ольге Георгиевне Семеновой и к исполняющей обязанности главы района Наталье Борисовне Макушевой, к районному депутату Елене Юрьевне Лоницкой с просьбой найти решение, но воз и ныне там», — рассказали жители.

На описанном участке улицы проживают в основном пенсионеры, но есть и семьи с маленькими детьми. Жители улицы Красной написали обращение к депутату Законодательного собрания Забайкальского края Д.В. Виноградскому: «По большому счету, вообще нужно сделать объездную дорогу. Сделайте хотя бы опять одностороннее движение, как раньше. Мы очень надеемся на Вашу помощь, иначе будем обращаться дальше. Надеемся только на Вас», — попросили они.

Словно чего-то ждут

Зима в Газимуро-Заводском районе была снежная. Несколько предыдущих лет были дождливыми. Снова газимурозаводцы в предчувствии размытых дорог, трясин, ухабов, пробок из завязнувших в грязи тралов.

Ни районные, ни краевые власти не хотят обращать внимание и решать проблемы местных жителей, словно ждут, когда люди сами покинут этот золотой уголок земли, чтобы навсегда превратить его в промзону. 

Елена МУРАТОВА