Восток-2018: Большие победоносные маневры

  • 26 сент. 2018 г.
Восток-2018: Большие победоносные маневры

Глядя на то, как артиллерия и вертолеты долбят далекие сопки, чувствую сотрясение воздуха после вздымающихся столбов дыма, я несколько раз поблагодарил судьбу за проваленный план. Воплотись он в жизнь, пришлось бы не стоять в тесной толпе коллег, а драпать от собственной армии словно условным террористам.

Если честно, то получить аккредитацию на грядущие учения «Вечорка» не надеялась. Мы знали о повышенном интересе московских и зарубежных коллег, поэтому окучить «Восток-2018» планировали из незаметной калитки. Хитрый план состоял в том, чтобы накануне маневров загнать мобильную редакцию на ближайшую сопочку. Отсутствие аккредитации компенсировал бы хороший бинокль, горячий чаёк и прочий комфорт.

Набитое брюхо Ми-26

За годы, прошедшие после ликвидации штаба Сибирского военного округа, местные журналисты отвыкли от гостеприимства военных. Поэтому первым сюрпризом стал звонок представителя пресс-службы Восточного военного округа, сообщившего, что в 3:30 в условленном месте прессу будет ждать автобус. Вторым сюрпризом стало то, что автобус поедет не на Цугол, а до военного аэродрома Черемушки. Доставить около 120 журналистов на «Восток» предстояло громадному Ми-26, чему многие несказанно обрадовались. Оно и понятно. Во-первых, вертушка долетает в Могойтуйский район почти за час - в три раза быстрее автомобиля. Во-вторых, статистика дает авиации больше очков в безопасности. Ну и наконец, путешествие на крупнейшем в мире вертолете тоже, знаете ли, не каждый день выдается. Все это некоторых коллег радовало как школьников. Лишь в дальнем углу «коровы» увидел грустные глаза знакомого англичанина Оливера. - Небось, сожалеет, что Петрова с Башировым без него гоняют, - подумал я и оказался прав.

Многофункциональная полынь

Единственный минус вертолета - это его шум. Зато неработающие уши и язык искупают глаза, под которые попадает все и сразу. Сверху становится видно большой крест, немного тщательно скрытой под сеткой техники и пасущихся около нее коров. Когда Ми приземлился и унял огромные лопасти, на него нацелились десятки телефонов. Но суровые военные объяснили, что мы находимся на территории военного объекта, охраняемого от фотосъемки. Нарушители этого правила рисковали остаться без аккредитации и приехать в свои редакции вообще с пустыми руками. Зачехленные объективы с их обладателями дальше повезли на четырех «Уралах». Короткий путь лежал мимо палаточного форпоста Народно-освободительной армии Китая и диковинных машин связистов. Антенны военной техники были замаскированы вениками полыни и напоминали пальмы. Разноцветный КамАЗ «Мегафона», лишенный этой мимикрии, смотрелся ярмарочным петрушкой. До командного пункта, около которого роилось несколько палаток, «Уралы» не доехали метров 100. Но и этого хватило, чтобы продемонстрировать гостям тяготы и лишения военной службы, а также одну из российских бед. Степная дорога, после дождика и протекторов «Уралов» стала похожа на банку с солидолом. Понятно, что налипшее на 240 ног месиво тщательно выколачивалось на бетонке, ведущей к КП. Пока журналисты проходили осмотр перед входом в палатку, эту слякоть с плит пришлось убирать военнослужащим. Здесь пришло время первого шока.

Путина подвезли

- Товарищи солдаты, тут ещё немного грязненько, - обратился старший по званию к двум воинам, возюкающим полынными вениками по бетону. Прильнув к маскировочной сетке, я увидел на погонах говорившего одну крупную звезду. Нихрена себе, генералитет, как с рядовыми вежлив.

Через некоторое время всю творческую братию пропустили через рамки металлоискателя. В палатках немедленно возникла атмосфера позднего Вавилона - французы, испанцы и англичане распивали чаи, делились минобороновскими булками и спрашивали друг у друга пароли к вайфаю, а у российских военных - время начала маневров. Те с хитрой улыбкой велели ждать «три зеленых свистка», а понизив голос ссылались на прибытие «самого». Наконец журналистов вывели организованной толпой на площадки около президентской вышки и чтобы они не заскучали, показали откуда начнутся «военные действия». Через какое-то время над полигоном закружили вертолеты, сопровождавшие импровизированный «борт №1». Затем на вышке появились снайперы и после них к наблюдательному пункту прошагал верховный главнокомандующий. За ним следовали сопровождающие, в числе которых семенили губернатор и полпред.

Ми-Ми-Ми

Всего в учениях на Цуголе приняли участие до 25 тыс. военнослужащих, более 7 тыс. единиц техники, около 250 самолетов и вертолетов. НОАК была представлена 3,5 тыс. человек и 600 единиц техники.

Вставала земля на дыбы

В военных действиях, определенно, есть своя красота и поэзия. Тем более, если в них нет реальной смерти, но есть все остальное. Например, растянувшиеся в стихотворную строчку Ка-52, тихий клекот пулеметов, выбивающих пыль на склоне сопки. Рев бомбардировщиков и штурмовиков, поочередно укладывающих в мишени свой смертельный груз, от которого почва под ногами заметно вздрагивала, а в небо поднимались гигантские серые «грибы» и следом за ними черно-белые дымовые хвосты. Однако дадим место официальному языку армейского пресс-релиза.

В целях завоевания огневого превосходства, деорганизации управления войсками и оружием условного противника подразделения группировки ракетных войск и артиллерии в составе оперативно-тактических ракетных комплексов Искандер-М, установок реактивных систем залпового огня «Торнадо-1», «Ураган», «Град», самоходных артиллерийских установок «Мста-С», «Мста-Б», «Гиацинт», «Акация» и артиллерийских орудий а также авиационная группа в составе стратегических бомбардировщиков Ту-95 и дальних бомбардировщиков Ту-22М3 дальней авиации, фронтовых бомбардировщиков Су-24 и авиационных комплексов Су-34 нанесли массированный удар по подразделениям противника.

Десантура покидает "аллигатор"

Всего, как следует из релиза в массированном ударе было задействовано 42 ударных самолета, 52 системы залпового огня и 27 орудий. После этого обороняющиеся подразделения 36 мотострелковой бригады ВВО и подразделения НОАК приняли участие в подготовке наступления и развертывания контрударной группировки.

Вслед за тяжелым буханьем артударов на полигоне затрещали зенитки, затем заработали огнеметные системы «Буратино» и на поле боя вышли юркие китайские самоходки. Потом появились степенные танки, добавившие гулких звуков, а уже под занавес ИЛы начали выбрасывать парашютистов.

Досмотреть окончательный разгром войск условного противника журналистам не дали. Так как часть техники затем принимала участие в параде, ее требовалось опередить.

Парадная баба в белом

Вдоль взлетки, спрятавшейся между цугольских сопок пространство топорщились боевыми машинами трех армий - Китая, Монголии и России.

Около вышки происходило примерно то же самое - журналисты заняли места на помостах, резво пробежали парни в костюмах, а через какое-то время подвезли верховного главнокомандующего со свитой.

- А что это за баба в белом рядом с ним? - простецки поинтересовалась какая-то журналистка.

Парадные рассчеты

- Во-первых, не баба, а женщина. Во-вторых, это наш губернатор, - максимально корректно защитила честь руководителя начальник ее пресс-службы Елена Назарова. Успевшие познакомиться с ней журналисты погасили конфликт комплиментами воле и силе главы региона. Помог и военный оркестр, предваривший речь Путина. Верховный был краток - напомнил о боевом братстве, сложившемся на Халхин-Голе, поставил задачу обеспечения стабильности евразийского региона и возложил ответственность за отстаивание интересов своих и союзников. Из рук президента получили награды 10 особо отличившихся военнослужащих.

С лязгом, грохотом и ревом военные машины покатились по взлетке и полетели над ней.

- А почему Англии интересны эти учения? - наконец-то я нашел время пообщаться со старым знакомцем Оливером.

- Все, что происходит в России в этой сфере нам интересно. Но куда интереснее сейчас в Москве, там ищут отравителей Скрипаля, - подтвердил грустный англичанин мои догадки и тоже закидал меня вопросами. Любопытно ему было знать о реакции местных жителей. Уже на следующий день жалобы забайкальцев "Вечорке" на колонны китайской техники стали достоянием английской газеты Independent.

Военный атташе Мозамбика и корреспондент "Вечорки" (справа) Фото: А. Будько

Попутно Оливер посетовал и на отношение Минобороны: Поселили нас на курорте Кука (название он не сразу вспомнил - ред.), это так далеко от Читы. Приходится рано вставать, чтобы поехать на полигон (12 сентября журналистов возили на полигон Телемба – ред.). Здесь очень серьезный контроль. Похоже, что сделали все, чтобы мы как можно меньше увидели.

Генерал-майор Игорь Конашенков, руководитель Департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны, к которому я подошел позже, разумеется, придерживается противоположного мнения. Интерес, с его слов, вызван беспрецедентностью учений - последний раз такие масштабные маневры проводились 40 лет назад.

- Мы ничего не скрывали, в начале года проинформировали и по дипломатическим контактам и непосредственно журналистам рассказали, в каком районе будут проводится. Организовали пресс-тур - более 100 журналистов зарубежных СМИ, приехали не только на Цугол, но и в другие места. Интерес не только к учениям, а в целом к ВС РФ, в которых увеличилась вооруженность, возрос уровень боевой подготовки и профессионализм личного состава. Мы максимально открыты, ничего не скрывали. Более того – показывали, чтобы люди могли своими глазами увидеть, - пояснил генерал.

В короткой беседе выяснилось, что он не только знает «Вечорку», но и читает и анализирует. На вопрос «откуда» разулыбался:

- Не думайте, что я тут первый раз.

Черные полковники

Помимо иностранных журналистов за учениями наблюдали и военные атташе. Мелькая разными оттенками мундиров и лиц они заняли одну из трибун, замаскировав собой даже местного уроженца сенатора Баира Жамсуева.

Уже перед отправлением удалось поймать военного, черного как уголь Харанора.

Черные полковники

- Экскьюзми, селфи плиз, - напросился я к нему в товарищи, ломая язык.

- Ноу-ноу, - отгородился он белой ладошкой, показав заодно флаг своей страны.

- Ай лив хир. Э-э-э-э. Мозамбик ис вери… Вери… - силился я вспомнить слово «далеко» на языке вероятного противника.

- Ахахаха. Я понимаю, но фотографироваться мне опасно, - на чистейшем русском отозвался заморский вояка. После этого анекдотичного начала общение пошло как по маслу. Русский полковника Антонидо де Заза оказался кристально чист благодаря Киевскому училищу.

- Здесь 80 наблюдателей из 59 стран. Всем интересно, как такие учения проводит Россия. Это демонстрация мускулов. Никто не собирается воевать, но мир сейчас такой - либо ты сильный, либо тебя … - многозначительно опустил конец фразы мозамбиканец.

- А как оцените маневры?

- Если это не высший класс, то, что тогда?

Егор Захаров, фото автора 

Опубликовано в "Вечорке" № 38.