«Красные нити» сенатора Жамсуева, часть I

  • 21 нояб. 2023 г.
«Красные нити» сенатора Жамсуева, часть I

На фото: Разговор по душам редактора (слева) и сенатора

Или почему монголы остались в юртах, а буряты нет

Его как будто подменили. Он без запинки отвечал на все вопросы «Вечорки». Даже на самые неудобные. Речь идет о члене Совета Федерации от Забайкалья Баире Баясхалановиче Жамсуеве.

Например, в первой части без проблем поведал про так называемые офшоры Агинского округа в эпоху его автономии. Рассказал, где дышится ему легче – в Москве или в Агинском?

Во второй части рассуждал о том, почему в монгольских степях юрты сохранились, а в агинских их днем с огнем не сыскать.

В третьем блоке нашей беседы порефлексировал на тему СВО – ее истоках, настоящем и прогнозируемом конце. Затронули мы также вероятное участие в защите Отчизны сенаторов и даже … отпетых бандитов.

В четвертом, финальном пассаже, Баир Баясхаланович рассказал о том, почему губернаторы в Забайкалье не задерживаются. Поведал неизвестные доселе широкой публике тайны большой федеральной и региональной политики на заданную тему.

Полную версию душевной беседы редактора Кантемира и сенатора Жамсуева можно посмотреть на канале «Вечорка ТВ» в YouTube. Сегодня же и в последующих номерах «Вечорки» мы предлагаем на суд читателя ее печатную выжимку. Но, поверьте, это нужно смотреть, слушать, читать, а лучше конспектировать.

 -  Договорняка никакого у нас не было, но тем не менее где-то мы обмолвились, что говорим обо всем. Первый вопрос такой - я забайкалец с 2002 года. За этот 21 год я помню Баира Жамсуева - главой администрации Агинского Бурятского автономного округа. Я его помню чиновником, так называемой «аптеки» - Администрации президента, на всякий случай. Помню главным федеральным инспектором, и вот уже, наверное, третий срок - сенатором Совета Федерации. На каком из этих мест Баир Баясхаланович Жамсуев чувствовал себя в своей тарелке, где ему дышалось также легко, как мне совсем недавно в монгольских степях.

 - Наверное, начнем с того, что дышалось везде нормально, но наиболее интересная, продуктивная и результативная была работа в должности главы администрации Агинского Бурятского автономного округа. Почему? Потому что это исполнительный орган власти. От тебя зависит практически все. По крайней мере, ты имеешь определенные рычаги, определенные возможности, статус, чтобы решать те проблемы, которые волнуют твоих земляков. А где-то работаешь и на перспективу. Например, взять хотя бы строительство той же дороги «Агинское – Дульдурга». Никто ведь не заставлял меня эту дорогу делать. Но соответствующее решение было принято исходя из просьб конкретных людей, которым дорога была жизненно необходима.

Или дорога на Цасучей, которую жители Ононского района иногда называли в то время «дорогой жизни». Мы ее сделали — это было и желание людей, и у нас возможности были. То есть мы принимали такие решения. И в этом заключается работа главы администрации округа, она позволяет тебе видеть реальные плоды труда. Они радуют людей с точки зрения, что эта работа выполнена, что она сделана и осязаема.  В этом отношении работа главой администрации была наиболее интересная, я бы так сказал.

- А забот, хлопот, где больше - быть главой администрации целого субъекта Российской Федерации, либо сенатором?

 - Конечно же, главой субъекта Российской Федерации. Потому что работа главы субъекта предполагает и оперативное решение тех вопросов-проблем, которые есть, и стратегические задачи, которые направлены на развитие территории. Поэтому, забот - хлопот, как вы выразились, конечно же, больше у главы субъекта Федерации. 

- Я предлагаю пока свернуть тему агинской автономии, к ней мы еще вернемся. Скоро уже 20 лет как живем мы вместе без условных автономных границ. Были всегда вместе и будем вместе -в это я тоже верю. Но у меня один вопрос к вам, как к представителю прекрасного бурят-монгольского народа…

 - Бурятского!

 - Ладно, воля Ваша - бурятского. Недавно был в экспедиции в Монголии с писателем Виктором Борисовичем Балдоржиевым и знаете, вроде бы по ту сторону границы живут, в принципе, этнические буряты, хамнигане те же, которые проживают и у нас…

…- Которые в свое время ушли отсюда …

- Вопрос - почему они живут в юртах и кочуют по обширным степям, а у нас те же обширные степи, отары, а наши буряты от юрт отказались?

 - Потому что уровень жизни у нас был лучше, чем у них в Монголии. Даже когда были колхозы и совхозы уровень жизни был намного выше, чем в монгольских степях. Кстати, предки тех бурят, которых вы встречали на монгольских территориях, выходцы из Забайкалья. Я прекрасно знаю многих людей, которые живут в аймаках и сомонах, где вы были. Их предки же уходили от Советской власти, от Гражданской войны, потом от коллективизации и репрессий. У нас прошла коллективизация, потом образовались мощные колхозы, совхозы в условиях советской системы коллективного хозяйства. Мы занимались не только выращиванием скота, но занимались и растениеводством. Очень большое внимание было уделено повышению уровня жизни людей, которые работали в районах. Если брать по степи, то практически на каждой животноводческой стоянке строились мощные капитальные дома с банями, с остальными удобствами, строилась инфраструктура для достойной работы и жизни. На центральной усадьбе, как правило, был всегда хороший дом культуры, хорошие школы, интернаты для детей животноводов и т.д.

В отличие от монголов, мы занимались, допустим, разведением и созданием забайкальской тонкорунной овцы, потому что стране нужна была тогда шерсть. И была выведена тонкорунная овца. А это подразумевает новые направления - тонкорунная овца требует очень высокого уровня развития растениеводства — это корма плюс очень высокий уровень ветеринарной службы. Сама эта овца очень лебезная в отличие от традиционной овцы. Вот и возникла разница в ведении хозяйства. Мы стали работать иначе, чем веками занимались монголы и те буряты, которые ушли на обширные монгольские степи, где живут до сих пор в юртах.

Кроме перечисленного, мы еще очень массивно занимались молочными товарами. Были созданы молочные фермы. Молочное направление на определенном этапе стало более сильным, чем, допустим, мясное. …

 - И к этой интересной теме мы обязательно вернемся. Меня лично зацепило в МНР другое. Я считал монголов нашими родными братьями, русофонами. По факту, редкий монгольский старик помнит наш язык. Их дети не говорят по-русски, при этом свободно изъясняются на английском.  По-вашему, на каком моменте мы начали терять Монголию, которую заграницей-то и не считали?

- Во-первых, начнем с того, что мы с монголами, по их же выражению, вечные соседи. Никуда друг от друга мы не денемся, потому что живем вот здесь. Массово монголы никуда не переселятся. Они будут жить на этой земле также, как и мы - на обоих берегах Ульзы, Онона.

Мы, повторюсь, вечные соседи. А у соседей в отношениях бывают разные периоды. Иногда они очень крепко дружат, порой – не очень.

Что касается Монголии… в любом случае мы будем рядом жить, сосуществовать, общаться и т.д. Но в жизни бывают разные периоды. Почему ситуация вот такая сложилась, такой период сейчас? Не забываем, что в 90-х годах прошлого века развалился Советский Союз, рухнул социалистический блок, развалилась система СЭВ (Совет экономической взаимопомощи – ред.)…

В основном, конечно, СССР помогал Монголии. Это была, по сути, нашей еще одной республикой. Многие тогда так и шутили: "Курица - не птица, Монголия - не заграница". Естественно, мы обеспечили ее обороноспособность, если бы не мы на Халхин-Голе, то, конечно же, японцы бы пешком взяли Монголию, там населения-то было в то время порядка 600 тыс. человек. (Сейчас около 3,5 млн. человек – ред.)

А в 90-х годах, когда все у нас рушилось - экономика, рушилась система хозяйства, которая была в Советском Союзе, нам стало просто не до монголов, честно скажем. И в это время они объявили себя демократической страной. Объявили о том, что одним из внешнеполитических принципов у них становится «третий сосед». То есть, не только мы с Китаем, а появляется третий сосед в лице Запада, Кореи, Японии и т.д. 

 - Если завтра позвонят, например, со Старой площади знакомые вам по одному из предыдущих мест работы и скажут: «Возглавьте-ка регион, идите на выборы побеждайте, победу мы вам, наверняка, гарантируем». - Что ответит Баир Баясхаланович?

 -Вы знаете, я вам рассказываю откровенно, если бы такой звонок раздался лет пять или десять назад - без вопросов.  Но сейчас я смотрю на ситуацию и считаю, что нужен человек помоложе. Помоложе не просто в физическом плане. Время другое стало. Люди другой ментальности, иного воспитания. У них даже свой язык общения есть и многое другое. Поэтому нужен человек, где-то примерно тоже их возраста, который разговаривал бы с ними на одном языке, понимаете? Это очень важно для того, чтобы губернатор умел разговаривать со своими коллегами, которые работают в его правительстве. Язык среды…

- В Забайкалье появилась какая-то народная забава - досидит-не досидит очередной губернатор до конца полномочий? Ваш прогноз, ставка: наш губернатор Александр Михайлович Осипов досидит свой срок?

 - Думаю, без проблем. Потому что он уже фактически пять лет у власти. Я думаю, мы к Александру Михайловичу уже привыкли. К губернатору у любого человека могут быть вопросы, претензии — это нормально. А фактически первый срок — это не срок, особенно для губернатора. Во-первых, он узнает людей, новую территорию, сам учится работать в таких условиях. Одно дело в министерстве работать, когда четко определено твое направление работы, а тут регион - население разное, люди разные, климат разный в самом регионе, название населенных пунктов тут разные, люди тоже разные. При этом как-то и сам учишься обязательно, не без этого. Поэтому я, во-первых, уверен, что Александр Михайлович срок полностью отработает. Во-вторых, очень хотелось бы видеть его еще 5 лет в должности. Если он останется, если его не заберут от нас, следующие пять лет будут наиболее продуктивными в его губернаторской работе и в целом для Забайкалья.

 - Теперь о самом болезненном: когда на ваш взгляд закончится кровопролитие на территории бывшей Украины?

- Разговор вести – когда? - невозможно. Должно быть условие окончания Специальной военной операции. Некоторые говорят, что надо только русским договориться с американцами, тогда война закончится, это, мол, на поверхности все лежит. А на каких условиях? Америка нам объявила свое видение окончания военной операции. По их версии, закончится она лишь в результате только стратегического поражения нашей страны, смены политического руководства и конца существования России. Как говорит Зеленский: Россию надо расчленить.  Все мы прекрасно понимаем, что это невозможно. Война закончится победой одной из сторон. Нашей победой. 

 - Если, вдруг, все пошло не по плану, и в стране объявлена всеобщая военная мобилизация. Члены Совета Федерации на войну в окопы пойдут?

- Конечно пойдут. Кому положено и в окопы пойдут…

 

(Продолжение следует)

 

Беседовал Владимир Кантемир

Фото: А. Романовского