Фото предоставлены В. Максимовым
Двое жителей Дульдурги обвиняются в добыче краснокнижного тайменя, сами рыбаки утверждают, что наловили ленков, которых в Красной книге Забайкалья нет. Однако в экспертизе указано, что у них было изъято шесть особей тайменя.
После рыбалки
31 мая Владимир Максимов рыбачил на Ононе. «Рыбачу я всегда удочкой или спиннингом. В тот день я поймал шесть ленков и пошел домой», — говорит Максимов.
Мотоцикл у него сломался, и пришлось идти пешком с рыбой, спиннингом и удочкой. По дороге он встретил знакомого — Андрея Киселева, тоже заядлого рыбака. Киселев ехал на машине и предложил подвезти Максимова.
На беду для приятелей, в этот день полицейские проводили рейд по наркотикам и остановили машину Киселева. Обыскали, нар-котиков не нашли, а рыбу изъяли. Забрали и машину Киселева, который, по словам Максимова, просто его подвозил, причем машина принадлежала сыну Киселева. Но теперь и она приобщена к делу как вещдок.
Экспертиза
29 июня была проведена экспертиза рыбы, а 30 июня против Максимова и Киселева было заведено уголовное дело. Спустя месяц им показали результаты экспертизы. В ней было указано, что изъяты «шесть самцов тайменя обыкновенного». Вес всей рыбы составил 3,8 килограмма. Хотя только один половозрелый таймень весит более трех килограммов.
«Как определили пол у 600-граммовых «тайменей», если они еще не доросли до возраста половой зрелости? Половозрелые ленки как раз весят 600-800 граммов, и у самцов есть молоки, а у самок — икра. Это еще одно доказательство того, что я поймал ленков, а не тайменей. Хотя любой рыбак определил бы ленков и без всякой экспертизы. Каждую рыбу оценили по 10 тысяч 635 рублей, хотя они разного веса и длины», — считает Максимов.
Ленок
Он прекрасно знает, что ленков нельзя ловить в период нереста, и готов оплатить штраф, но за ленков, а не за тайменей.
В экспертизе также нет подписки за нарушение статьи 307 УК РФ о том, что эксперт несет ответственность за дачу ложных показаний, есть разъяснение, но подписи эксперта под ним нет. Подписка по этой статье вшита отдельно, но она не содержит ссылок на уголовное дело, поэтому эксперта по ней нельзя привлечь к уголовной ответственности. Кроме того, он не является государственным судебным экспертом и в данном деле может лишь дать какие-то показания по рыбе, но так как это ветеринар, а не ихтиолог, то и это не его профиль.
Таймень
Вещдок уничтожен
Когда Максимов решил провести независимую экспертизу, оказалось, что главного вещдока уже не было.
«Мне сказали, что рыба была уничтожена 3 июля, так как пришла в негодность, хотя ихтиологи могли бы определить вид рыбы даже по костям. И теперь экспертизу нам проводить было не с чем. Нас лишили права провести дополнительную экспертизу», — говорит Максимов.
По его мнению, дознаватель уничтожила рыбу — объект исследования, не взяв с подозреваемых согласия на уничтожение вещдоков, нарушив их права, а потом стала знакомить их с экспертизой. По словам Максимова, холодильник для вещдоков в отделе полиции был, почему рыбу сохранить не смогли, — неясно.
Кто на фото?
Максимов предоставил в редакцию фото рыбы из экспертизы. Бывалые рыбаки распознали среди шести рыб одного тайменя и пять ленков.
«Для возбуждения уголовного дела мало одного тайменя, нужно, чтобы все шесть особей рыб были тайменями. А значит, если хоть одна рыба будет ленком, то состав преступления не дотянуть до уголовного дела, и рыбакам грозил бы лишь административный штраф. Максимов обращался и в краевую, и в Генеральную прокуратуру РФ, но там предпочли не заметить нарушений Уголовного процесса — прямое нарушение статьи 198 УПК РФ, где четко прописаны права подозреваемых», — считает юрист Максимова.
В июле в домах Максимова и Киселева прошли обыски, у Киселева изъяли рыболовные сети, доставшиеся ему в наследство от тестя, у Максимова — пилы, болгарку, сварку и дрель. «Забрали, но никаких бумаг об изъятии не предъявили», — говорит Максимов.
Расследование длится уже полгода, в декабре предстоит суд. Рыбакам предъявляют ущерб в 126 тысяч 700 рублей. Кроме того, им грозит штраф от 500 тысяч до 1 млн рублей либо лишение свободы от двух до пяти лет.
В пресс-службе УМВД России по Забайкальскому краю по данному делу пояснили: «В рамках расследования уголовного дела по статье 256 УК РФ была проведена ветеринарная экспертиза, проводилась она в стороннем учреждении. По ее результатам установлен вид добытых биологических ресурсов, представлена справка об ущербе, причиненном животному миру, который составил 126 тысяч 700 рублей. В рамках дознания подозреваемые отказались добровольно возмещать ущерб, в связи с этим был наложен арест на имущество. В настоящее время расследование уголовного дела завершено и с обвинительным заключением, утвержденным надзорным органом, направлено в суд для рассмотрения».
Лилия СВЕРДЛОВА