
Автомобильный журнал «Колеса» составил рейтинг самых опасных дорог России. В его составлении участвовал также мотопутешественник и основатель сайта selipoehal.com Павел Кобяк. Согласно рейтинга, участок трассы «Амур» от Читы до Сковородино возглавляет список российских дорог, куда лучше не соваться.
Журнал «Колеса» назвал три главных опасности, которые подстерегают путешественника на дороге Чита — Сковородино.
«Во-первых, места там болотистые, подложку под асфальт сделали некачественную, из-за чего покрытие изобилует глубокими «волнами» и ямами. Местные дорожники вешают знаки ограничения скорости — к ним нужно относиться со всей серьезностью. Вторая опасность — отсутствие приличных бензоколонок. В Чите нужно не только заправляться «под пробку», но и брать с собой канистру. АЗС расположены очень редко, и качество бензина на них оставляет желать лучшего. Третья опасность — бандиты, которые активизируются по ночам и чувствуют себя свободно», — сообщает журнал.
Второй по степени опасности названа трасса А360 «Лена» Невер — Якутск. Ее протяженность 1 235 км. Самая большая опасность — дорожное покрытие, которое на большей части трассы представляет собой разбитую грунтовку. Периодически ее посыпают гравием, и пока камни полностью не вмяли в песок и не раскидали по обочинам, ехать немного проще. Впрочем, в сухое время здесь всегда стоит пылевая завеса, а в сезон дождей — еще хуже. Дорогу размывает так, что «сесть» можно даже на полноприводном «Урале». На некоторых участках есть асфальт, а неподалеку от Тынды в 2012 году началась реконструкция, однако идет она крайне медленно.
Еще одна особенность дороги — отсутствие моста через Лену между собственно Якутском и поселком Нижний Бестях. Летом действует паромная переправа, а в мороз можно перебираться по льду. Самое проблематичное время — межсезонье и в особенности весна. Если оттепель началась по дороге, есть риск встать перед Леной на месяц (!), пока не начнется ледоход и не пустят паром. Охраны у выхода на лед нет — едет любой желающий. Люди рискуют и нередко тонут вместе с автомобилями. Строительство моста через Лену отложено на неопределенный срок в связи с присоединением Крыма и необходимостью вкладываться в инфраструктуру нового региона.
Трасса Р504 «Колыма» Якутск — Магадан, является фактически продолжением «Лены». Трасса большую часть года покрыта льдом, который ничем не посыпают. Ограждений практически нет, а местность тут гористая, не редкость подъемы и виражи. Свалиться вниз, если переборщить со скоростью или забыть навыки управления на скользкой дороге, проще простого.
Еще одна напасть (не считая холода, отсутствия цивилизации и АЗС) — это пьяные. Трассу изначально строили в 30-40-е годы силами заключенных, и сколько народу погибло на этой стройке, невозможно узнать даже в архивах НКВД-КГБ-ФСБ. Существует давняя дальнобойная традиция выпивать стопку водки в память об умерших. Стоит ли говорить, что стопкой дело ограничивается далеко не всегда.
Ну и третье, уже традиционное препятствие — река. На сей раз не Лена, а Алдан. Правда, мост тут начали строить еще до территориального конфликта с Украиной, поэтому перераспределение бюджетов стройки не коснулось — она продолжается и будет закончена, скорее всего, в 2015 году.
Еще две дороги, по которым следует передвигаться с большой опаской, расположены на Северном Кавказе. Это трасса Е-50 Верхний Герзель — граница с Азербайджаном и трасса А301 Беслан — граница с Грузией «Военно-грузинская дорога».
Трасса М-5 «Урал» пролегает по территориям Московской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Ульяновской, Оренбургской и Челябинской областей. Главная опасность на этой дороге с отличным дорожным покрытием и развитой инфраструктурой вокруг нее — это банды грабителей.
Кроме вышеперечисленных дорог журнал «Колеса» отнес к опасным все российские зимники, которые можно найти практически в любом российском регионе.
На фото: участок дороги Чита — Сковородино в Чернышевском районе Забайкальского края.