Александр Волков: министр в овечьей шкуре

  • 4 апр. 2017 г.
Александр Волков: министр в овечьей шкуре

Кресло главы министра природы Забайкалья в правительстве Натальи Ждановой с пугающей периодичностью меняет владельцев. В середине января ведомством взялся руководить третий человек. Однако у «Вечорки» есть все основания предполагать, что место министра вскоре вновь окажется вакантным.

Министерские мемуары

Предыдущий министр природы края Олег Поляков занял этот пост ещё в бытность первого губернатора Равиля Гениатулина и сумел сохранить должность в 2013-м, после прихода к власти Константина Ильковского. В октябре 2016-го, когда Наталья Жданова освоилась в должности губернатора и провела масштабную реорганизацию, Поляков ушёл в отставку. Коллегам из ИА «Чита.Ру» 51-летний экс-министр тогда пояснил, что ничуть не сожалеет и с охотой даёт дорогу молодым. Тем не менее, источники агентства сообщали, что увольнения чиновник не планировал. Почти месяц министерство работало без главы.

В середине ноября его пост занял незаметный ранее чиновник Максим Михайлюк, до этого работавший замминистра, а ещё раньше — боровшийся с коррупцией в специальном отделе администрации губернатора. Источники «Вечорки» утверждают, что с природой Михайлюк сталкивался только во время отдыха, никакого другого опыта работы в этой сфере он просто не мог получить ни в прокуратуре, ни во вневедомственной охране, ни даже в администрации Читы, где работал в разные годы. Немудрено, что и.о. министра Максим Михайлович проработал меньше месяца.

На смену ему пришёл экс-глава Сретенского района Александр Петров, который весной имел смелость потягаться с Натальей Николаевной на праймериз. Его кандидатура выглядела более серьёзной — за плечами Петрова преодоление карьерной лестницы от лесничего до главы терротдела Гослесслужбы, руководство деревообрабатывающим предприятием и два срока в администрации района. Но эти плюсы Александру Сергеевичу не помогли избиваться от приставки «и.о.».

Впрочем, как утверждают источники «Вечорки», должность главы Минприроды — не самый лакомый кусок. Во-первых, Наталья Николаевна изменила полномочия министерства — в него вошли Гослесслужба и Госохотслужба. Таким образом, полномочий только прибавилось. Помимо обеспечения работы лесников и охотинспекторов Минприроды должно заниматься болезненными вопросами обращения с мусором, недропользования и рыболовства, защитой рек и озёр, атомной энергетикой и так далее. Да ещё и всероссийский год экологии, объявили, будь он неладен. Глядя же на тришкин кафтан краевого бюджета, можно догадываться, что средств на эти полномочия не хватит. Вероятно, поэтому дорожащие репутацией люди быстро забирали вещички из кабинета министра. Так или иначе, 12 января ведомством стал руководить экс-начальник Забайкальского управления Ростехнадзора Александр Волков.

Александр Игоревич Волков родился в Чите. В 1985 году с отличием окончил Читинский политехнический институт по направлению «Электроснабжение промышленных предприятий». В 1981-1983 гг. работал слесарем 78 Военного завода. В 1985-1995 гг. — ассистентом и преподавателем кафедры ЧПИ. До 1998 года служил в милиции, затем работал мастером по ремонту оборудования электрического цеха Читинской ТЭЦ-1, к 2003 г. стал замначальника цеха. С 2003-го по 2006-й работал диспетчером оперативной службы «Регионального Диспетчерского управления Читинской области». До 2011-го сменил несколько должностей в ОАО «Читаэнерго» вплоть до заместителя гендиректора. С 2011 года руководил региональным управлением Ростехнадзора.

Выжали налог в Иркутск

Для обывателя официальная биография Волкова может сказать немного. Гораздо больше о нём знают люди, сталкивавшиеся с ним в его предыдущей ипостаси. Там и.о. министра успел наработать на уголовные дела.

История противостояния предпринимателя Николая Салтанова и Забайкальского управления Ростехнадзора могла бы стать основой для производственного романа в духе «Охоты на изюбря». В этой истории легко выделить завязку, развитие и кульминацию. Но газетный формат требует сократить все сюжетные перипетии, чтобы не заставлять читателя продираться сквозь пояснения и ссылки на законы.

Около 10 лет назад принадлежащая Салтанову база «Стройлайн» в посёлке Антипиха попала в реестр опасных производственных объектов (ОПО) из-за того, что на ней использовались автокраны. Тогда бремя ОПО не особо мешало работе, но ужесточение законодательства навешивало на предпринимателя новые требования. К 2014 году, когда ОПО нужно было перерегистрировать, Салтанов подал заявление в Ростехнадзор об исключении объекта розничной торговли из реестра — в соответствии с законодательством база не могла быть объектом повышенной опасности. В ведомстве эту просьбу восприняли своеобразно — составили протокол об отказе в прохождении перерегистрации и оштрафовали за это на 200 тысяч рублей. Салтанов обратился в Арбитражный суд и спустя некоторое время получил два решения о незаконности действий Ростехнадзора.

Исключить объект из реестра ОПО суд постановил в сентябре 2014-го, но до конца года Ростехнадзор никаких действий не предпринял.

«Прошло какое-то время, и на нас началась охота. Сотрудники технадзора стали следить за кранами, фотографировать их. Мы подумали, что от нас не отстанут. С учётом того, что решение суда не исполнялось, мы в начале 2015 года обратились в полицию, добиваясь возбуждения уголовного дела и стали поднимать вопрос о слежке. К осени 2015-го у нас было 10 отказов от возбуждения дела. Пока мы эти вопросы разрешали, стало известно, что четыре наших автокрана технадзор снял с учёта, но нам об этом никто не сообщил. Волков заявлял, что раз у нас нет ОПО, то и кранами мы пользоваться не имеем права. Тогда стало понятно, зачем краны фотографировали — без постановки на учёт их нельзя использовать», — рассказал Салтанов.

Следствие согласилось с Ростехнадзором — судебный акт незаконный, и вступил он в силу только потому, что ведомство его не обжаловало. Следователь решила, что краны используются тоже незаконно и потребовала от Ростехнадзора проверки. Салтанов опять обратился в суд и действия Ростехнадзора признали незаконными на всех уровнях вплоть до Верховного суда.

Однако краны на учёт так и не были поставлены. Ростехнадзор должен был внести машины в Комплексную систему информатизации и автоматизации (КСИ). Но, по словам Салтанова, Волков упирался и предлагал записать краны в некий журнал. Эти действия равнозначными считать нельзя, так как если бы краны работали в другом регионе, то местные проверяющие органы не увидели бы информации о них в КСИ и запретили предпринимателю пользоваться ими. Более того, когда Салтанов обратился с заявлением о постановке на учёт ещё одного крана, то Ростехнадзор отказал ему в очередной раз. Вредительство? Другого слова я подобрать не могу.

Не дождавшись от местного управления Ростехнадзора адекватной реакции на его просьбы и решения суда, Салтанов зарегистрировался в Иркутской области и поставил краны на учёт в Енисейском управлении. Крупные суммы налогов с того момента ушли из Забайкалья и стали оседать в бюджете соседей.

Противостояние Ростехнадзора и Салтанова не остановилось на судебных распрях. В апреле 2016 года начальник отдела по расследованию экономических преступлений УМВД по Чите возбудила уголовное дело по ст. 169 УК РФ «Воспрепятствование предпринимательской деятельности» в отношении неустановленного лица. Того самого лица, которое незаконно сняло с учёта в КСИ принадлежащие Салтанову краны. У знакомых с работой интернета людей «неустановленное лицо» может вызвать улыбку. Дело в том, что для работы в КСИ нужна авторизация, как, например, в «Одноклассниках». Но нужно понимать, что государственная система — это не соцсеть с фоточками, и данные о работе пользователей там должны записываться. Когда следователи запросят информацию о пользователе КСИ, снявшем краны с учёта, лицо перестанет быть неустановленным. Разумеется, что этим пользователем может быть любой сотрудник краевого управления Ростехнадзора. Только я не думаю, что действовал он без санкции сверху.

Игнорирование решений суда тоже не прошло даром. В сентябре 2016 года дознаватель краевого управления службы судебных приставов возбудила в отношении конкретно установленного лица — руководителя управления Волкова уголовное дело по ст. 315 УК РФ «Неисполнение решений суда».

Противостояние Волкова с Салтановым — ещё не полный список грехов нового министра. Но даже этого должно было хватить для того, чтобы задуматься перед его назначением. Тем более предприниматель утверждает, что о ситуации знал первый вице-премьер Александр Кулаков, в известность Салтанов ставил и депутата Госдумы Николая Говорина. Но они почему-то не уберегли Наталью Николаевну от такого соратника. Никто ведь не сможет гарантировать, что в ипостаси министра природы Волков не начнёт притеснять предпринимателей.

В распоряжении «Вечорки» имеются сведения о других не вполне праведных действиях Александра Волкова на предыдущем месте работы. Эту информацию и комментарии нового работодателя и.о. министра мы намерены опубликовать в следующих номерах.

Фото Яндекс