​Муниципальное окружение

​Муниципальное окружение

Фото: Центральная улица Борзи, которую не может отремонтировать городская администрация

Сегодняшний материал — не совсем о главах районов, однако способен заинтересовать тех, кому небезразлична тема местного самоуправления. Ведь структура местной власти в недалеком будущем может кардинально измениться.

Причина тому — принятый минувшей весной закон о муниципальных округах, которые способны поглотить в себя и районы, и города, и села. Собственно, закон дает право селам и городам создавать такой округ. Его закон толкует так: «несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления». Наиболее близко к объединению стоит Борзинский район, где эта тема муссируется не первый год. Глава района Юрий Сайфулин рассказал «Вечорке», как новая форма власти снизит расходы, справится с пьющими главами и «карающим мечом революции».

— Давайте начнем с того, зачем это нужно?

— Сейчас схема такая: район — это район, а поселение — это поселение. Это разные муниципальные образования, и порой между ними не получается взаимодействие. У нас в районе 15 сельских поселений и два городских, то есть всего 18 бюджетов вместе с районным. Случись какое-нибудь ЧП, скажем, в селе Южное полетел насос на скважине. Цена вопроса — 20- 30 тысяч рублей, которых в бюджете села нет. А у района есть, но не может просто так дать денег один муниципалитет другому. Это нарушение, которое зафиксирует либо контрольно-счетная палата, либо прокуратура. Поэтому приходится идти на выдумки — вводить режим ЧС или собирать деньги с населения, терять время. Консолидированный бюджет позволил бы такие проблематичные вопросы решать в одночасье. Еще один пример с дорожным фондом. В настоящее время такие фонды есть и у города Борзя, и у поселка Шерловая Гора, и у сел — условно говоря, везде понемногу, а общая сумма довольно неплохая. Сейчас своими фондами поселения не могут закрыть потребности — только так, дыры залатать. Логично было бы вкладывать всю эту сумму в один крупный проект, например, на улицу Лазо в Борзе — сделать ее всю целиком в текущем году, в следующем — весь фонд направить на Шерловую, еще через год заняться селами. Сейчас районная администрация не может просто чинить дороги в Борзе, чтобы это сделать, нам пришлось в прошлом году взять у города в аренду улицу Пушкина. В этом году будем таким же образом делать улицу Лазо (одна из центральных улиц Борзи — ред.) — часть денег вложит город, часть — район.

— Откуда проявилась идея?

— Еще до принятия закона о муниципальных округах законодательство позволяло таким же образом объединять населенные пункты в городские округа. Начали это делать в Московской области, сейчас уже есть примеры и в Магаданской, и в Якутии. Что касается нашего района, то когда я стал главой в 2016 году, идея уже витала. Когда она возникла, не могу сказать, наверное, в 2013-м или даже раньше.

— Создание округа предполагает ликвидацию администраций сел и советов. Как в таком случае будет вестись работа?

— В селах можно будет иметь административный аппарат, который будет выполнять функции местной власти. Абсолютно все функции, связанные и с ЖКХ, и с выдачей справок, и со всем остальным. Все контролирующие органы — прокуратура, Россельсхознадзор, Росприроднадзор — которые приходят, как я говорю, «с карающим мечом революции», будут вопросы задавать администрации округа, вся отчетность будет тоже на ней. В селах таким образом появится больше времени на реальную работу, на работу с людьми. Не секрет, что некоторые главы могут гулять, не появляться на работе — у нас, правда, нет таких — а рычагов влияния на них нет. Администрация района не может же снять такого главу — его же люди избрали. А когда он будет наемным работником, то мотивация, конечно, будет лучше. Люди никаких изменений в этом плане не почувствуют. Кроме работников администраций. Часть, может быть, придется сокращать, часть останется на месте.

— В основе идеи объединения лежит экономия бюджета?

— Нет. В основе — работа в одной упряжке. Будет единый бюджет — будет единая программа развития, план действий. Если вспомнить советские времена, то тогда было нечто похожее — в этом здании сидел первый секретарь райкома, которому подчинялись все-все-все, даже милиция. Это пример единоначалия — один сказал, все побежали исполнять. Во время каких-то ЧС, при необходимости, конечно, у нас так же происходит, но если аппарат или предприятия не подчиняются району, то может такое отношение возникнуть — это ваша каша, вы и расхлебывайте. Сегодня мы не имеем права приказывать главе села, можем только попросить, но что-либо делать он все равно будет по-своему, о чем и говорит федеральный закон № 131. Для администрации района это тоже хлопотно — у нас есть села с их проблемами, а округу придется брать на себя городские поселения, решать вопросы коммунальной инфраструктуры, капитального ремонта и так далее.

— Есть сейчас у района проблемы, вызванные работой сельских глав?

— У нас главы нормально работают. Есть молодые, может быть, амбициозные, которые не совсем понимают ситуацию, но особенных проблем там нет. В основном главы — люди грамотные и ответственные.

— Как вообще должен создаваться округ и что для этого нужно?

— Помимо публичных слушаний в каждом населенном пункте необходимы и решения всех советов сельских и городских поселений. Можно и референдум провести. В настоящее время есть как согласные, так и несогласные. В основном среди противников — Борзя и Шерловая Гора, они считают, что потеряют власть. Может быть, они и правы, хотя сегодня это решение уже назрело. Но совершенно точно это случится не в текущем и не в следующем году. Сейчас у нас приближаются выборы, затем перепись населения, перед которой мы не имеем права такие корректировки совершать. Вероятнее всего, вопрос будет решаться в 2022 году.

— А какие аргументы у противников объединения?

— В основном это руководство двух городских поселений и двух-трех сел. Когда людям все правильно объясняешь, они все понимают, соглашаются. Но кто хочет терять власть? — Настолько главы сел имеют власти, что не хотят с ней расставаться? — Они ведь тоже хозяева, которые живут на своем бюджете. Но сельские поселения в большинстве не против муниципального округа. В Шерловой население, например, считает, что объединение принесет только минусы — не будет в поселке ни больницы, ни почты, ни полиции. Разумеется, это не так — ведомства, которые этим занимаются, даже не подчиняются районной администрации и останутся на месте. Даже администрация в Шерловой будет на прежнем месте, будет те же задачи решать, но с меньшими расходами. (Продолжение следует)

Материал был опубликован в №29 от 17 июля 2019 года.

Егор ЗАХАРОВ