Зам губернатора по возможностям

  • 30 нояб. 2021 г.
Зам губернатора по возможностям

В гостиной «Вечорки» — Петр Геннадьевич Попов, заместитель губернатора Забайкалья — руководитель представительства региональной исполнительной власти при Правительстве России. В крае Попов работает с марта 2021 года. Мы говорили с ним о первых достижениях на новом ответственном посту.

 

— Вы работаете в Забайкалье с марта текущего года, на каких участках работы уже есть достижения, о которых можно говорить?

— Если смотреть по направлениям, первые успехи, о которых можно говорить, есть в туризме, развитии спорта, вопросах земельных отношений, культурных инициативах, строительстве, привлечении инвестиций. Начали большую работу по авиаперевозкам — ведем переговоры с «Аэрофлотом».

 

— По первому образованию Вы технолог пищевой продукции. Что Ваши знания в этой сфере могут дать региону?

— Я уже встречался с «Мираторгом» (мясоперерабатывающий холдинг с собственным стадом) и «Белой дачей» (производитель и переработчик овощных культур). Откровенно говоря, «Мираторг» пока заинтересован слабо — промышленников останавливает ситуация с ветеринарией в регионе. А вот производство овощей и плодово-овощных культур и реализация их на месте инвесторам уже интересны. И вообще в Забайкалье и производство молока, и его переработка очень перспективны.

 

— Какие конкретные шаги сделаны в сельском хозяйстве и пищевой промышленности?

— Чтобы перейти к конкретным шагам, нужно понять, кто из предпринимателей готов взять на себя инициативу участвовать в программах развития. И посмотреть, какие федеральные программы и государственные средства могут помочь нашему сельскому хозяйству. Сейчас мы ведем переговоры, чтобы забайкальским фермерам федеральный бюджет субсидировал затраты на поливные системы. Идет работа в направлении малой энергетики для фермерских хозяйств, в первую очередь работающих на альтернативной солнечной энергии. Удешевление энергии очень актуально для фермерских хозяйств.

 

— Каким образом малая энергетика придет в село? Будет создана управляющая компания или какая-то иная структура?

— Здесь два варианта. Первый предполагает создание экономических условий для фермера, пакет поддержки, который позволит ему поставить такую электростанцию. Второй — это создание отдельных автономных электростанций, которые будут поставлять энергию хозяйствам района. Это выгодно всем — и району, и частному хозяйству.

 

— Но ведь электростанции где-то нужно производить?

— Во-первых, под боком у нас Китай, который в состоянии обеспечить ими наше сельское хозяйство. И второй — более разумный путь — производство элементов солнечных электростанций здесь, на территории Забайкальского края. На Петербургском международном экономическом форуме мы подписали соглашение на эту тему с компанией «Хевел». Учитывая нашу экологическую обстановку, это прекрасная альтернативная возможность для всего региона. Особенно на фоне ситуации с углем и газом. В федеральном Министерстве энергетики есть программы, которые мы сможем запустить здесь. Солнечная энергия уже успешно работает в Алтайском крае. У нас здесь тоже очень много солнца…

 

— Когда Вы ехали в Забайкальский край, что Вы знали о регионе?

— Больше того, принимая решение стать вице-губернатором, изучил всю краевую экономику, ее потенциал, логистику, проблематику. Край заинтересовал, все возможности в регионе есть. Третий регион по золоту в России! И в других направлениях потенциал огромный — те же курорты Забайкальского края — возможностей миллион… Но они почему-то не реализованы. Я и пришел в госуправление для реализации возможностей развития края. Сейчас у края период развития — строится комбинат для добычи меди Удокана, таможенный терминал в Забайкальске — это готовый логистический узел для Озона, Wildberries, Почты России. Нужно объединить их в одном месте и отправлять грузы из Китая по всей России… Я уже просчитывал, отправка одного килограмма дешевле на четыре доллара, чем из Иркутска.

 

— То есть в разговоре о развитии прежде всего речь идет о логистическом потенциале?

— Не только. Кроме этого у края есть добывающая, перерабатывающая промышленность. Сейчас рассматриваем идею размещения перерабатывающих производств в рамках ТОР на всей территории края. У нас Фонд развития моногородов и его субсидии. На одно рабочее место, созданное в моногороде, предоставляется один миллион рублей. Прекрасная возможность для региона и предпринимателя, который может сочетать несколько программ поддержки.

 

— Таким образом, это будут новые частные предприятия?

— В рамках государственно-частного партнерства. У нас есть очень хороший инструмент для этого — «Дальневосточная концессия». В рамках этой поддержки любой инвестор и предприниматель может получить субсидию в рамках 70% необходимых средств. А объем компенсации капитальных затрат составляет до 100% от сметной стоимости объекта инфраструктуры. Также предусмотрена поддержка на этапе строительства объекта. Вопрос о предоставлении поддержки и размере капитального гранта для финансирования капитальных затрат на этапе строительства определяется, исходя из параметров проекта и бюджетной эффективности. Поддержка на этапе эксплуатации объекта осуществляется в форме платы концедента для компенсации капитальных затрат в течение 10-20 лет после ввода объекта в эксплуатацию.

 

«Дальневосточная концессия» — вид государственно-частного партнерства (ГЧП), разработанный и внедренный Минвостокразвития РФ. «Дальневосточная концессия» позволяет привлечь государственные средства к возведению объектов промышленной, транспортной и социальной инфраструктуры. Министерство планирует потратить на проекты концессии до 400 миллиардов рублей в течение четырех ближайших лет. Это позволит удовлетворить спрос бизнеса на инфраструктуру, необходимую для развития Дальнего Востока. До конца 2021 года Правительство планирует заключить соглашения о шести пилотных проектах объемом до 123 миллиардов рублей.

 

— Как будет работать концессия?

— Механизм концессии, например, предполагает передачу некоего государственного имущества в частные руки. И обеспечивает инфраструктурой. Возьмем в качестве примера Дарасунский курорт. Государство может передать его инвестору, который будет управлять этим комплексом. А взамен инвестор даст определенное количество коек или мест в этом курорте. И эти места государство сможет предоставлять своим гражданам для лечения… По программе, разработанной Минвостокразвития России и Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, государство компенсирует инвесторам до 100% от сметной стоимости объекта инфраструктуры в течение 10-20 лет после ввода объекта в эксплуатацию.

 

— Уже есть договоренности с инвестором?

— Нет, пример пока абстрактный. Но переговоры идут — корпорация «Туризм.РФ» готова профинансировать на 49% стоимость работ в Дарасунском курорте и предложить соинвесторов. Также ведем переговоры с Ростуризмом на предмет развития туристической инфраструктуры. А конкретные условия будут обсуждены в процессе дальнейших переговоров. Также по дальневосточной концессии будет создана социальная инфраструктура в поселке Новая Чара на севере Забайкальского края, где идет освоение крупнейшего в России Удоканского месторождения меди.

 

— Какие проекты могут получить средства «Дальневосточной концессии»?

— Проекты по строительству объектов инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов в сферах электро-, тепло-, газоснабжения. Для проектов, которые будут реализованы в рамках «Дальневосточной концессии», определены критерии. Самые важные — социальная значимость, экологичность, максимизация частных инвестиций, срок эксплуатации не менее десяти лет.

 

— Какие главные качества должны быть у заместителя губернатора, представляющего регион в федеральных органах?

— В первую очередь он должен быть лоббистом. И прекрасно разбираться, как работают государственные программы, где есть какие-то «входы/выходы» в ведомствах и министерствах.

— У Вас эти качества или личные знакомства есть?

— Безусловно. Я в российской политике давно — в самом начале карьеры считался одним из самых молодых российских политиков. С кем-то лично знаком — если говорить об «Аэрофлоте». С кем-то знакомлюсь в процессе работы. Понимание государственного и политического устройства страны, федеральной власти очень помогает и серьезно ускоряет решение вопросов. Сейчас в Забайкалье остро стоит задача решения проблемы земли, принадлежащей Министерству обороны. Получение земельных участков, которыми владели и до сих пор владеют военные, — вопрос для муниципальной власти неразрешимый. А земля нужна для строительства — жилого и промышленного. Сейчас активно общаюсь, выстраиваю отношение с Минобороны, чтобы эти участки получили регион и муниципалитеты.

 

— И есть успехи в этой работе?

— Два земельных участка как минимум уже согласовали с Минобороны в Борзе.

 

— Это с Минобороны. А в общении с бизнес-структурами?

— Можно привести в пример десять спортивных площадок, полученных от компании «Спортмастер» — в Чите, Агинском и других муниципалитетах. Есть планы переговоров о строительстве крупных спортивных сооружений с федерациями спорта. Договоренность с Министерством спорта достигнута, пока финансирование не выделено, но есть обещание помочь, если у них возникнут возможности. Но я их ждать не буду, начнем общение с федерациями.

 

Завод-производитель ООО «ВегаГрупп» (Московская область) в августе отправил десять новых спортивных площадок для Забайкальского края. Сооружения закуплены и подарены региону в рамках благотворительного проекта «Поколение «Спортмастер». Активное участие в переговорах принял лично заместитель губернатора Забайкальского края — руководитель представительства Петр Попов.

 

— Какие еще стратегические проекты необходимы краю?

— Развитие туризма, которым собираемся заниматься, потребует обязательной реконструкции аэропорта Читы…

 

— Но он ведь и так не загружен?

— В этом и дело. Чтобы увеличить и реконструировать наш аэропорт, необходимо увеличить поток пассажиров и грузов. Я Вам говорил о логистическом узле. С его строительством грузопоток вырастет. А при развитии туризма получится развить и пассажирский терминал. Самое главное, что аэропорт был международным, взлетная полоса большая, позволяет принимать международные рейсы.

 

— В начале беседы Вы говорили о прогрессе отношений с «Аэрофлотом»…

— Я проговорил с руководителем «Аэрофлота» возможность предоставления рейсов Забайкалью. Такая возможность имеется. Другой вопрос в том, что нам нужно нарастить пассажирский поток. В этой цепочке дальше можно рассматривать возможность реконструкции аэропорта, дорожного комплекса.

Беседовал Николай ШЕЛЕПОВ

Фото Александра Романовского

 

Петр Геннадьевич Попов

Родился 9 марта 1985 года в Волгограде.

Образование — высшее техническое (Волгоградский государственный технический университет, химико-технологический факультет). Второе высшее образование — экономическое, получено в том же вузе.

Выпускник Академии народного хозяйства при Правительстве РФ по президентской программе переподготовки управленческих кадров и Волгоградского колледжа бизнеса и права по специальности «Основы предпринимательской деятельности».

С 2006 года участник федеральной программы «Высшей школы управления».

Общественно-политической деятельностью занимается с 2002 года. В 2005-2007 гг. руководил молодежным отделением «Единой России» в Волгоградской области. С 2003 года был членом политсовета регионального отделения партии. С 2005 года — член комиссии по молодежной политике Волгоградской области.

С 2011 года — помощник депутата Государственной Думы Олега Савченко. С 2017-го — член попечительского совета Национального родительского комитета, президент Национального фонда поддержки социальных и экономических проектов «Содействие».

В 2007 г. окончил «Школу региональной элиты» при Волгоградской академии государственной службы и стал участником проекта «Лидеры России».

Полуфиналист конкурса «Лидеры России 2020», полуфиналист конкурса «Лидеры России, финансы и технологии 2020», полуфиналист конкурса «Лидеры России, Политика 2020».

С 2021 г. — заместитель губернатора Забайкальского края — руководитель представительства Правительства Забайкальского края при Правительстве Российской Федерации.

Лейтенант запаса.