КПЗ: Черное надежное золото. Кому принадлежит забайкальский уголь?

  • 16 февр. 2022 г.
КПЗ: Черное надежное золото. Кому принадлежит забайкальский уголь?

Забайкальской энергетикой рулит постоянство. Идея второго губернатора Забайкальского края Константина Ильковского о газификации региона пытается перейти в стадию реализации уже десятый год. Внедрение в крае атомной энергетики, несмотря появляющиеся время от времени концепции, продолжает казаться прожектерством. Ветряки в Забайкалье появились, но в количестве, подпадающем под термин «статистическая погрешность». Солнечная энергетика развивается весьма активно. Однако в полной тишине. О том, что солнце у нас уже несколько лет производит драгоценные киловатт-часы, мало кто знает. Просто факт: угольная генерация тепла и электричества в крае не собирается сдавать лидирующие позиции. Первый выпуск проекта «КПЗ» (Кому принадлежит Забайкалье?) — о том, кому принадлежит забайкальский уголек.

История вопроса

Забайкалье имеет богатую угольную историю, уходящую корнями в первую половину XVII века. Именно тогда разворачивал горные промыслы Нерчинский завод, основанный по велению Петра Первого.

Масштабные промышленные работы по добыче угля на Петровских угольных копях Холбонского участка начались в 1887 году. Есть версия, что угольный разрез в Холбоне был первым в России. Как утверждают историки, Забайкалье можно считать пионером добычи угля открытым способом. Само месторождение разрабатывалось до 1972 года.

Начало активной разработки угольных закромов Забайкалья пришлось на первые годы ХХ века и было связано с Транссибирской магистралью. Например, Черновское месторождение бурого угля, расположенное на территории одноименного района забайкальской столицы, начали разрабатывать в 1907 году именно для нужд «железки» и закончили добычу лишь в 1989 году, когда разрабатывать особо было нечего.

Главный актив Забайкалья — Харанорское месторождение бурого угля — был открыт в 1895 году. История гласит, что его нашел в районе Шерловой горы некто Михаил Васильевич Сергеев. Харанорский уголь с разной степенью интенсивности добывают с 1908 года и до сих пор.

Миллиарды под ногами

Размеры прогнозных запасов угля в Забайкалье впечатляют — около 2,3 миллиарда тонн. Это 1,2 процента всех российских угольных кладовых.

Однако в сравнении с соседними сибирскими и дальневосточными регионами мы далеко не лидеры. В Кемеровской области и Красноярском крае (на двоих) содержится почти 1,5 ТРИЛЛИОНА тонн угля. В соседней Якутии — свыше 14 миллиардов тонн. На Сахалине — почти 50 миллиардов тонн. Правда, добыча шахтным способом на острове прекращена.

Угленосные отложения занимают 10 процентов территории края. В структуре запасов превалирует бурый уголь, но довольно много у нас и каменных, и коксующихся месторождений. Всего известно о существовании на территории края 46 угольных месторождений, из которых оценено и разведано только 22.

Последние 10 лет в них ежегодно добывалось в среднем около 20 миллионов тонн угля. Около 60 процентов черного золота уходит на нужды населения и предприятий Забайкальского края. Остальное идет на внутренний экспорт. Главным образом в Приморский и Хабаровский края.

Первый инцидент

Угольный гигант компания СУЭК зашла в Забайкальский край весной 2001 года. Именно тогда, не без участия первого губернатора Равиля Гениатулина, пакет акций читинского предприятия «Читауголь» был выкуплен финансово-промышленной группой МДМ, генеральным директором которой был 29-летний предприниматель Андрей Мельниченко.

Изначально Правительство Читинской области уступило 15-процентный пакет акций, впоследствии холдингу удалось взять все под свой контроль.

Именно в том же 2001 году Мельниченко на основе купленных в Читинской области, Бурятии и Иркутской области угольных активов начинает формировать свою «Сибирскую угольную энергетическую компанию» (СУЭК). Сегодня она также управляет угледобывающими предприятиями Хакасии, Кемеровской области, Хабаровского, Приморского и Красноярского краев.

Принято считать, что именно с того момента в Забайкалье начали расти цены на уголь, а значит, и электроэнергию. И рост негативно сказался на местной экономике. Вместе с тем приход в регион СУЭК создал и мощный рынок, в котором крутились многие и многие десятки миллионов долларов США.

Столп № 1

Основным угольным генералом Забайкалья на сегодняшний день является 59-летний депутат краевого Заксобрания Георгий Циношкин (21 января ему исполняется 60 лет). Он является директором трех юридических лиц, которыми в регионе представлена компания СУЭК.

Циношкин руководит компаниями АО «Разрез Харанорский», ООО «Черновский РМЗ» и ООО «Арктические разработки». Совсем недавно под его руководством был и «Разрез Восточный». Но эта компания ликвидирована в марте 2021 года.

Единственным учредителем перечисленных предприятий является компания СУЭК в лице ее генерального директора Степана Солженицына — сына знаменитого писателя Александра Исаевича Солженицына.

Согласно открытым данным за 2020 год, эти структуры заработали более 20 миллиардов рублей. При этом работу «в плюс» показал только «Черновский РМЗ», получивший 20 миллионов рублей прибыли. Все остальные конторы в официальной отчетности показали убытки.

Красный Чикой под крышей ТОР

Уже в этом году забайкальцы узнали о существовании некоей компании «Разрезуголь», являющейся резидентом Территории опережающего развития (ТОР) «Забайкалье».

Эта структура, якобы через административные связи, ломала всех для согласования строительства технологической дороги. Такая компания действительно существует. Зарегистрирована она в селе Черемхово Красночикойского района и занимается разработкой перспективного Зашуланского угольного месторождения.

«Разрезуголь» в равных долях принадлежит Иркутскому ООО «Байкалинвестэнерго» и офшору из Кипра «Нортерн Финикс Энерджи Компани ЛТД». Уставной капитал составляет более 1,6 миллиарда рублей.

Директором предприятия является Евгений Мастернак, выходец из структур «Русала» и En+, за которыми маячит тень влиятельнейшего олигарха Олега Дерипаски.

Примечательно, что еще не выйдя на стадию полноценной разработки месторождения, «Разрезуголь» в 2020 году выручил около 430 миллионов рублей, получив почти 17 млн чистой прибыли.

Атомный уголь

Краснокаменский угольный разрез «Уртуйский» входит в состав ПАО ППГХО и с 1993 года обеспечивает углем потребителей Забайкальского края и соседних регионов. Его уголь считается одним из самых качественных в регионе.

Его материнское Приаргунское производственное горно-химическое объединение является детищем государственной корпорации «Росатом» и относится к числу наиболее значимых промышленных активов и налогоплательщиков Забайкалья. В 2020 году краснокаменский промышленный гигант заработал 13,9 млрд рублей.

Миллионы и тюрьма

Еще одним столпом угольной отрасли Забайкалья является (точнее, являлся) бывший депутат Законодательного собрания Алексей Кужиков.

Он возглавлял ООО «Торговый дом «Тигнинский» и ООО «Разрез Тигнинский», работающие на одноименном месторождении бурого угля в Петровск-Забайкальском районе, на границе с Бурятией. В июле 2021 года суд приговорил его к двум годам лишения свободы в колонии общего режима, признав виновным в сокрытии денежных средств, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам. А также в злостном неисполнении решения суда.

Согласно материалам уголовного дела, в 2017-2019 годах Кужиков, осознавая, что его предприятия имеют недоимку по налогам в сумме более 65 млн рублей, использовал банковские счета третьих лиц для расчетов с партнерами за приобретение товаров и оказание услуг. Помимо того, Кужиков, зная об имеющемся решении суда и имея возможность его исполнить, сознательно и злостно судебное постановление не исполнял.

По информации «Вечорки», его предприятия находятся в состоянии банкротства.

 

Вместо анонса

Следующие выпуски проекта «КПЗ» мы, в числе прочего, намерены посвятить… нам, работникам средств массовой информации. Мы расскажем, какие люди и центры власти рулят забайкальским «журналистским» рынком.

После этого посмотрим, чьи деловые интересы переплелись в добыче золота и что финансируется за счет благородного металла наших недр. Наконец, мы вместе с вами посмотрим, а таким ли бесперспективным является сельское хозяйство региона, какие люди стоят за нашим животноводством и растениеводством, и зачем им это все надо?! Это только начало, рассказывать о том, кому принадлежит Забайкалье, «Вечорка» намерена в течение всего 2022 года.

Бальжинима БАТОРОВ

Фото сайта «Красный Чикой Забайкальский край»