Как живут казаки у монгольской границы

  • 30 мар. 2022 г.
Как живут казаки у монгольской границы

Что нового можно рассказать о жизни в деревне? Будни — жизнь, пропитанная ежедневным физическим трудом и заботами по хозяйству. Лишь изредка в ее спокойное течение может ворваться что-то особенное, например, праздник или приезд гостей. Но деревенская жизнь — особенная. Понять это можно лишь тогда, когда видишь село своими глазами. И понимаешь, что еще остались те, кто в деревне живет, а не выживает. Кто гордится малой родиной и не мыслит иной жизни. Именно о таких людях пойдет речь сегодня, ведь на прошлой неделе съемочная группа «Вечорки ТВ» вернулась из села Верхний Ульхун Кыринского района Забайкальского края.

Гостей встретили караваем

На тот факт, что село старинное, указывает памятная стела в центре. На ней написан год основания — 1728. С этого года местность документально стала казачьим караулом. С 1872 по 1918 годы Верхний Ульхун был центром станицы 2-го отдела Забайкальского казачьего войска.

Сегодня обычное село лежит на левом берегу реки Онон, в 55 км к востоку от районного центра — Кыры.

О том, что забайкальцы — гостеприимный народ, известно далеко за пределами края. Съемочную группу всегда тепло встречают в глубинке, но в этот раз все зашло еще дальше: впервые журналистов «Вечорки» встречали по-настоящему хлебом-солью с песнями и стихами.

Сразу после этого сотрудницы КДЦ «Казачество» пригласили нас в казачью комнату, полную старинных экспонатов — возраст некоторых превышает 200 лет.

Грудь казачки

В углу стоит деревянная кровать, ей более 200 лет. Сделана без единого гвоздя, от нее прямо веет духом предков. Шутка ли — два столетия мебель служит хозяевам! Поодаль утюги, самовары, телега, вилы, баяны, прялки, тумбочки, лавки и детская люлька.

Любителям ретро будет интересно посмотреть на патефон в рабочем состоянии. Необходимо лишь покрутить ручку, и из встроенных динамиков польется красивая казачья песня. Рядом почти такой же древний радиоприемник. Глядя на него, представляется, что именно этот экземпляр впервые изобрел Попов. На подоконниках — старинные куклы и поделки.

Одно из центральных мест занимает традиционный женский казачий костюм. Сотрудница КДЦ Наталья Коротыгина поясняет:

— Костюм обязательно состоит из широкой юбки и блузы. Юбка обшивалась лентами, оборками. По длине — всегда в пол. Под юбкой — сапоги. Ноги у казачек не должны быть на виду. Блузка с баской — что-то вроде резинки для приталивания. Сверху — вставка с рюшками. Грудь у женщины в таком костюме обязательно должна быть закрыта — никаких вольностей! И помогает в этом стоячий воротничок. Кроме того, никогда казачки не ходили с непокрытой головой. Даже рукава тоже длинные. Такие вот традиции.

Наталья Коротыгина рассказывает о каждой вещи со знанием дела, делится старинным рецептом приготовления чая — того, который заваривается в самоваре. Для пикантности женщина советует добавлять при растопке самовара обычную сосновую шишку. А в финале приготовления кинуть подожженную березовую лучину. Чай будет отдавать забайкальским лесом и иметь легкий привкус дымка.

JVC и свастика

«Казачья комната» КДЦ — не единственный музей в Верхнем Ульхуне. При общеобразовательной школе в селе есть не менее удивительный краеведческий музей, экспонаты которого не уступают по уникальности вещам из комнаты.

Еще одну экскурсию проводит заведующая Ольга Волошина. Со стен на нас смотрят черно-белые портреты почетных жителей села. Макет советского солдата в полный рост, в оригинальной форме и с настоящими орденами. Под ногами — растоптанный флаг с немецкой свастикой как память о подвиге советских солдат. На стеллажах под стеклом — забайкальские самоцветы. На стене висит громкоговоритель времен ВОВ. Именно через него верхнеульхунцы узнавали о победах, поражениях, наступления и боях в то непростое время.

— Когда музей создавался, приносили очень много старинных денежных купюр, которые уже вышли из оборота, — вспоминает заведующая Ольга Волошина. — Так и повелось, что все интересные вещи стали приносить нам на сохранение.

Чтобы еще больше проникнуться атмосферой тех времен, сотрудницы музея иногда включают песни военных лет. В двух комнатах пришкольного музея можно встретить практически все — старинная швейная машинка, фашистские каски, бюст Ленина, старая советская ЭВМ, VHS-видеокамера «JVC» из 90-х, пионерский горн, оружие с войн и школьная форма СССР.

Талантливые школьники и учителя-пенсионеры

Если в России есть образцово-показательные школы, то СОШ в Верхнем Ульхуне — одна из них. И не только из-за богатого музея, а в целом.

Первое, что бросается в глаза, — все ученики ходят в школьной форме. Сама школа в аккуратном двухэтажном здании. Большая уютная столовая — как раз во время нашего визита дети обедали, повара на раздаче накладывали полные тарелки. Детский смех, радостные выкрики, ребятишки приветливо махали руками в камеру. Рассказать о школьной жизни согласилась директор заведения Наталья Власова.

— Сегодня в школе учится 94 ученика. Из них 21 ребенка мы ежедневно подвозим из соседнего села Тырин, это в двенадцати километрах от нас.

Что касается кадрового вопроса, Наталья Борисовна не скрывает: штат укомплектован, но большинство педагогов пенсионного возраста. К концу учебного года планируют покинуть ряды учителей несколько человек — уходят на заслуженный отдых. Поэтому придется столкнуться с кадровой проблемой.

— Регулярно выставляем вакансии, отправляем учителей на переподготовку, чтобы была возможность замещения.

Кому интересно, сельский учитель при нагрузке в 18 часов получает месячную зарплату в размере 18-20 тысяч. Как поясняет директор, свободного жилья в селе нет, поэтому молодой учитель домом обеспечивается с трудом. Возрастная группа большинства нынешних преподавателей — 60-70 лет.

На входе в школу — доска почета с фотографиями учеников. Наталья Борисовна не без радости сообщает, что в разные времена здесь училось много талантливой молодежи. Чтобы не быть голословной, добавляет: «В прошлом году в один из столичных вузов поступила выпускница Диана Путинцева. Девочка много раз одерживала победы на региональных олимпиадах».

Монгольская граница

Вокруг Верхнего Ульхуна — уникальная флора и фауна. Прямо на подъезде к деревне можно встретить большое количество пасущихся дзеренов, табунки косуль, летающих черных грифов. Чтобы дети понимали важность природного изобилия, в школе действует просветительский кружок.

— У нас ведется туристический кружок, поэтому дети ходят в лыжные походы, занимаются скалолазанием. Учитель физкультуры Александр Николаевич как раз ведет этот кружок. Ребята с удовольствием посещают дополнительные уроки, — добавляет директриса.

В самом начале нулевых в школе свободно обучались монгольские дети. Среди них также было много талантливых — пели, танцевали, быстро схватывали русский язык.

Такое было возможно именно благодаря близкому размещению соседней Монголии с Верхним Ульхуном. И близость эта начинает ощущаться по смс от сотовых операторов, когда время от времени поступает сообщение: «Добро пожаловать в Монголию. Вы находитесь в роуминге. Стоимость минуты разговора — 119 рублей». И тут же, пройдя чуть дальше по селу, опять оказываешься «в России» с соответствующим сообщением на телефон.

Дзерен — друг. Дзерен — враг.

Обилие дзеренов также объясняется близкой границей с Монголией. Но если в школе дети любят и уважают этих животных, то некоторые жители села им совсем не рады — дикие антилопы уничтожают кормовую базу домашнего скота, и буренки с баранами из Верхнего Ульхуна остаются без сена. Об этом нам рассказал глава села Дмитрий Матвеев:

— В первую очередь наше село сельскохозяйственное. Занимаемся животноводством. Работают крестьянско-фермерские и личные подсобные хозяйства. Несколько лет назад на нас свалилась проблема с дзеренами. На сегодняшний день в селе около 5000 голов КРС, 1500 лошадей, более 3000 овец, коз. И представьте поголовье дзеренов, которое достигает, по последней статистике, 7000 голов — это в окрестностях нашего села. Урон наносят большой. Съедают сенокосы, пастбища, и их никуда не прогонишь, так как звери краснокнижные. Пасутся где хотят, а нам на этой площади нужно пасти скот, косить сено.

Некоторые особенности миграции дзеренов «Вечорке» прокомментировал старший научный сотрудник Сохондинского заповедника Иван Белов:

— Монгольский дзерен — Procapra gutturosa (Pallas, 1777), семейство Полорогие — BOVIDAE Grau, 1821. Внесен в Красные книги РФ и Забайкальского края, а также в Красный список МСОП.

Степи Забайкалья были населены монгольскими дзеренами во второй половине восемнадцатого века вплоть до границ с лесным поясом. Путешествуя по Забайкалью, академик, русский ученый Паллас впервые увидел дзеренов 17 мая (по старому стилю) 1772 г. в долине реки Иля в окрестностях горы Алханай, где степные участки окружены лесными массивами. В степях по долине Онона от села Акша и вверх по течению дзерены встречались повсеместно. 23 мая 1772 года вблизи Нижнеульхунского караула (окрестности села Мангут) были добыты экземпляры монгольского дзерена, которые и были описаны впервые для европейской науки.

Вследствие бесконтрольной охоты, экстенсивного развития животноводства с начала 19-го и до середины 20-го веков численность дзеренов неуклонно сокращалась: в левобережье Онона и около границы с Монголией дзерены были полностью истреблены к 1950-1960 гг. Сегодня же в связи с возрастающей численностью дзеренов на левобережье Онона (постоянная численность достигла 3000 особей, а при зимней миграции поголовье до 10000 особей), местные жители сообщают о массовой потраве сенокосов и пастбищ.

Возникла проблема: необходимо сохранить дзеренов как редкий на территории России вид и в то же время защитить интересы местных жителей, для многих из которых животноводство является источником существования и образом жизни.

Считаю, что ФГБУ «Сохондинский заповедник», имея статус биосферного заповедника, охранную зону, предназначенную не только для охраны животных, но и для сохранения традиционного образа жизни коренного населения, уже давно обязан был подключиться к решению этой проблемы. Вариантов много: от привлечения средств природоохранных международных фондов до решения проблемы с возмещением ущерба от потравы на государственном уровне.

Хлеб — запах детства

Пока дзерены на российско-монгольской границе делят сено с верхнеульхунским скотом, мы отправляемся в еще одно культовое место в селе — хлебопекарню. Руководитель пекарни Александр Козлов с удовольствием проводит экскурсию. Если бы газета передавала запах, то вы непременно почувствовали бы аромат только что извлеченного из печи хлеба. Этот запах возвращает куда-то в детство.

— Перед выпечкой хлебобулочных изделий мы ставим опару, — Александр Михайлович показывает большую механическую тестомесилку. — Опара должна простоять не менее шести часов. Ничего лишнего — мука, вода, дрожжи и соль.

Самое любопытное — верхнеульхунская пекарня использует муку исключительно забайкальского производства — марки «Колос» из Приаргунского района. Постояв, квашня отправляется в специальные формы для хлеба. После — в печку. И вот тут перед нашими глазами самое интересное.

Как рассказывает Александр Козлов, печь военная, работает на дровах, дизеле и газе. Глядя на масштаб печи, понимаешь — с ней не пропадешь в случае отсутствия дизеля и газа. В углу лежат готовые охапки дров. Внутри множество форм с будущим хлебом, которые крутятся, поджаривая корочку.

Александр Козлов признается, что раньше было меньше конкурентов, сейчас они появляются в соседних населенных пунктах. Но и при таком экономическом раскладе верхнеульхунский хлеб попадает в Тарбальджей, Мангут, Михайло-Павловск, Гавань и даже в соседний район — в Акшу. За ночь большая печь успевает произвести порядка тысячи буханок. Руководитель пекарни делает прогноз, что скоро количество увеличится:

— Сейчас зимой хлеб многие селяне пекут сами. Летом, как показывает практика, хлеб покупают чаще и больше. Если бы не конкуренты в Кыринском районе, мы пекли бы намного больше, как это было ранее.

После экскурсии Александр Козлов с удовольствием угощает журналистов только что вытащенным из военной печи хлебом. Несколько буханок заворачивает с собой.

Вставать пораньше, работать побольше

Показать свое подсобное хозяйство соглашается учитель технологии сельской школы Александр Власов. Мужчина признается, что, помимо работы в школе, главный источник дохода — животноводство. На сегодняшний день семья Власовых держит 17 голов крупного рогатого скота, овец, свиней и коня.

О том, как непросто содержать такое количество живности, говорит множество техники и инструментов в огороде — здесь и приспособления для трактора, и автомобили, и даже литовки. Рядом большая куча дров.

— Проблема с дровами в селе есть. Заготавливать с каждым годом становится все тяжелее и тяжелее. Внизу, получается, весь лес уже выбрали, и сейчас на лошадях снимаем верх. Потом спускаем лес и внизу грузим по машинам. Процесс стал сложнее.

Благодаря хозяйству Александр Геннадьевич успевает помогать дочке, которая учится в Чите. Глядя на этого коренастого мужчину, начинаешь думать, что он совсем не боится даже самой тяжелой работы. Так оно и есть.

— Вставать пораньше, работать побольше, не злоупотреблять алкоголем — и результат будет виден, — резюмирует сельский учитель.

* * *

Гуляем по селу, видим приветливые лица местных жителей, и на душе с каждой минутой становится светлее. Мы обязательно еще раз вернемся в село Верхний Ульхун, успеем порыбачить на батюшке-Ононе, еще раз рассказать о верхнеульхунцах. Наш сюжет «Как живут казаки у монгольской границы в Забайкалье» вы уже сейчас можете посмотреть на канале «Вечорка ТВ». Если вы также хотите рассказать о своей малой родине, показать достопримечательности, поведать историю, вспомнить героев, редакция «Вечорки» всегда открыта к диалогу. И может, именно ваше село станет следующим героем наших видео и газетных репортажей.

 

Александр РОМАНОВСКИЙ

Фото автора