Тень печати — 2. Вторая часть наполненного самобичеванием материала о прошлом, настоящем и будущем газетной журналистики Забайкалья

  • 31 янв. 2023 г.
Тень печати — 2. Вторая часть наполненного самобичеванием материала о прошлом, настоящем и будущем газетной журналистики Забайкалья

В прошлом номере «Вечорка» опубликовала материал, представляющий собой размышления о том, с чего начиналась и во что видоизменилась газетная журналистика современного Забайкалья. Сегодня — вторая часть повествования, в которой мы расскажем, как бумажные СМИ держали недолгую оборону против своих интернет-конкурентов, и попробуем предположить, чем же это закончится (рано или поздно бумага, как носитель информации, уйдет в прошлое, и это надо понимать).

Сетевые новости

Удивительно, но в противостоянии новых интернет-СМИ и старых добрых газет жертвы были не только со стороны последних. Закрывались у нас и сетевые проекты. В частности, уже давно отошли в историю два первых информационных агентства, шумно ворвавшихся в забайкальский сегмент Интернета в 2004-2005 годах. Речь идет об ИА «Регновости» и «ЗабИнфо», которых нет в Сети уже много лет.

Газеты в Забайкалье начали отмирать постепенно и незаметно, уходя в первую очередь из второстепенных, а значит, быстро отмирающих, тематических ниш. Тихо-мирно закрылась газета для дачников «Забайкальское подворье», которую предприниматель Михаил Степанов выпускал на базе своего еженедельника «Эффект». Некогда сверхпопулярная криминальная газета «Дело №», детище медиаимперии Андрея Любина, раньше выходила два раза в месяц. Потом стала ежемесячной, потом трансформировалась в приложение к газете «Экстра», а потом и вовсе ушла в небытие. Детская газета «Чадо», давшая путевку в жизнь многим сегодняшним состоявшимся журналистам, и вовсе ушла самой первой — еще в 2002 году, когда трагически погибла ее первый редактор Жанна Родионова. Оптимизации ради закрыл свое молодежное приложение официозный «Забайкальский рабочий». Оно, кстати, так и называлось — «Молодежная газета». К нашему большому сожалению, не миновала чаша сия и «Вечорку» — ту, старую «Вечорку». Кроме того, некогда выпускавшиеся нами и очень популярные у читателей женская газета «Забайкалочка» и газета на китайском языке «Жэньминь Ваньбао» — теперь достояние истории.

Основной костяк краевых газет, для которых первичной была журналистика, а не чисто реклама, сформировавшийся в 90-е и укоренившийся в 2000-е годы, в борьбе с Интернетом понес огромные жертвы, но в целом устоял.

Бренды «БНВ», «Новое Забайкалье», «Забайкальские областные ведомости» закрылись по причинам, не связанным с сетевым наступлением.

«Ваша Реклама» и «Эффект» погибли под руинами рухнувшей бизнес-империи предпринимателя Степанова уже в 2020-е. У него просто не осталось денег, чтобы тянуть свои проекты, зато долгов было выше крыши. Газету «Экстра» оптимизировали в ходе одного из недавних кризисов. Подрастерявшую значительную часть своего тиража, утратившую остроту и рекламодателей, давно работающую в ноль, решено было оптимизировать, сосредоточив основные усилия на сетевых проектах.

Старейшая не только в Забайкалье, но и в России, газета «Забайкальский рабочий», чтобы вписаться в новые реалии, была вынуждена сменить периодичность с ежедневной на еженедельную, а сейчас, как говорят, и вовсе планирует с головой уйти в сетевое пространство.

Самыми стойкими, кто пока никак не ужался и продолжает выходить почти в тех же форматах и почти тех же объемах, являются «Азия Экспресс», «Читинское обозрение», «Земля». Ну и, конечно, «Вечорка». Нельзя сказать, что все удается легко. Но мы держимся. Главное — не останавливаться.

Феномен новичков

До этого материала мы как-то не задумывались, что в новейшем Забайкалье было всего три газетных проекта. Первой стала обновленная «Вечорка», стартовый номер которой вышел в мае 2010 года. То, что вы сейчас держите нашу газету в руках, служит самым главным доказательством того, что сделать продукт, победивший свое время, у нас получилась. Каких усилий и трудозатрат это стоило — это отдельная, очень большая и интересная тема. Когда-нибудь основатель и главный редактор «Вечорки» Владимир Праницкий-Кантемир об этом обязательно расскажет, а мы напишем.

Запустить свою газету, когда в кармане у большинства совершеннолетнего населения уже давно были смартфоны с мобильным Интернетом, попытался и одиозный предприниматель Александр Щебеньков. Некоторое время к изданию под названием «Взгляд», изрядно помогавшему ему в делах предвыборных, он относился довольно серьезно. Но потом перегорел и отдал газету на откуп бывшему корреспонденту «Экстры» и даже «Вечорки», потерявшему ориентацию иуде Борису Ветрову и оппозиционеру голубых кровей, откровенному гопнику и просто отмороженной скотине Стасу Захарову, которому, явно в каком-то забытьи, кто-то нашептал, что он, оказывается, журналист и медиаменеджер. «Взгляд» они не потянули.

А вот их собственное издание со странным названием «Черная газета» какое-то время в свет выходило. Сделанный явно на коленке конгломерат бессистемных и неглубоких материалов, наполненных жизненной неудовлетворенностью и лютой злобой, интересантам процесса какое-то время удавалось распихивать по киоскам и распространителям. Главным образом за счет своей гиперактивности и гопнической непосредственности. Итог закономерен — пачки нераспроданной и давно не выходящей «Черной газеты» в некоторых киосках лежат до сих пор.

Чем все закончится

То, что газеты рано или поздно прекратят свое существование, окончательно уступив Интернету место в сердцах людей, это почти медицинский факт, опровергать который бесполезно. Это данность. Однако вот это самое «рано или поздно» может затянуться на годы и даже на десятилетия. Согласно одному из исследований, газеты окончательно станут историей, когда на пенсию выйдут люди, родившиеся в 1987-1988 годах. Это значит, что лет 30 у нас еще есть. Значит, будем работать дальше. Спасибо, что вы с нами!

Соломон РАЗМАХНИН