На фото: Знак на въезде в Читу — еще один показатель
исторической безграмотности чиновников города
В газете «Забайкальский Рабочий» за 6 июля 2022 года в № 27 опубликовано, что экс-губернатор Забайкальского края Р. Гениатулин с историками на заседании Читинской городской Думы предложили депутатам в бывшем здании травмпункта создать музей истории г. Читы.
Нельзя согласиться с данным предложением.
В 2023 году будет отмечаться знаменательная дата — 370 лет вхождения Забайкалья в состав России. Празднование это стало традиционным и широко отмечается в Нерчинске и Чите.
Нерчинск действительно причастен к этой дате, он и основан именно в 1653 году Петром Бекетовым с казаками. Нерчинск долгое время являлся первой столицей Забайкалья — Нерчинского воеводства, Нерчинской области.
Уже сейчас, заблаговременно ведется подготовка к праздничной дате. В прессе появляется соответствующая информация. Так, в вышеупомянутой газете сообщается, что Чита в 2023 году отметит юбилейную дату — 370 лет со дня ее основания.
Напрашивается вопрос: при чем здесь Чита?
Как город Чита основана двумя веками позже — в 1851 году, а как населенный пункт — в 1687-88 гг., когда в целях заготовки продовольствия и строительства плотов для продвижения отряда посольства Федора Головина, следовавшего в Нерчинск для ведения переговоров с Цинской империей, в устье реки Читы было устроено плотбище.
Если обратиться к биографии этой поистине исторической личности, заложившей несколько сибирских острогов и внесшей достойный вклад в присоединение Даурских земель к России, то не найдем сведений о том, что Бекетов основал г. Читу, организовал в этом месте селение или острог.
Обратимся к энциклопедиям и справочникам о городе Чите — и там нет сведений о ее основании в 1653 году. А первое упоминание о реке Чите впервые в 1675 году дал посол Николай Спафарий, проезжавший и описавший эти места в своем дневнике, о селении же в устье реки в то время вообще речи не было, хотя Спафарий скрупулезно фиксировал все поселения, стоянки и зимовья.
Сам Бекетов в своей отписке от 1654 года подробно описывает свой путь. И, конечно, в этом документе нет никакого упоминания об устье реки Читы…
Вымысел о Бекетове как основателе города появился в 1950-60 годы.
Тогда же второпях на здании гостиницы «Забайкалье» был оформлен рельеф-панно с несуразной надписью «1653. Заложив Читинский острог, казаки Петра Бекетова положили начало нашему городу».
После чего уже и острог оказался привязанным к этой дате. Сегодня уже известно, что строился острог много позже (в 1708 году) около территории Читинской слободы как тюремное учреждение для содержания аманатов.
Сейчас поднимается вопрос о создании музея города Читы. Разве можно создавать музей истории г. Читы, когда на протяжении десятилетий в вопросе даты рождения Читы историки и власть используют ложную информацию, состряпанную еще в советское время путем фальсификации и подлога историком В. Изгачевым, а также искусственную информацию с использованием «миража» «Ингодинское зимовье», сочиненную современными историками Константиновыми? Такая деятельность историков Забайкалья вызывает явное недоверие к ним.
Поэтому есть опасность, что и там снова историки нам будут преподносить недостоверные сведения о Чите и Бекетове и вводить в заблуждение жителей Забайкалья и гостей нашего города.
Недаром в Конституцию Российской Федерации внесены нормы о недопущении искажения исторических фактов.
Само предложение о создании музея является неверным. У нас в городе функционирует приличный Краеведческий музей им. А.К. Кузнецова, в котором большая масса экспонатов, документов, фотоматериалов, книг посвящена г. Чите и которые тесно связаны с историей нашего края, а отделять их в отдельную структуру просто нельзя.
Работники музея проводят определенную работу по совершенствованию деятельности музея с учетом тех изменений, которые произошли в Новой России. И при необходимости могут создать в музее отдельный раздел истории города Читы.
В части дальнейшего использования здания бывшего травмпункта было бы правильно рассмотреть вопрос о создании под эгидой прокуратуры, ФСБ и УМВД края музея политических репрессий, что было бы положительно принято общественностью.
Степан Третьяков, юрист, краевед