Население Забайкалья упало ниже психологической отметки. Что дальше?

  • 3 апр. 2023 г.
Население Забайкалья упало ниже психологической отметки. Что дальше?

Меньше миллиона

Полтора года назад завершилась очередная Всероссийская перепись населения. Двенадцатый по счету масштабный демографический срез Российской Империи / СССР / Российской Федерации проходил с 15 октября по 14 ноября 2021 года, Времена были пандемийно-ковидные, и все проводилось в несколько сжатом режиме, но пищу для ума и основания для дальнейшего анализа все-таки дало.

Самым главным и, увы, неутешительным итогом прошедшей переписи для Забайкальского края, про который уже написал ряд информационных агентств, стало падение постоянной численности населения региона ниже психологической отметки в 1 миллион человек. Это произошло впервые в истории. Согласно итогам переписи, теперь в Забайкальском крае на территории в 431 тысячу квадратных километров проживает 992 тысячи человек.

Какие еще статистические тенденции показала недавняя перепись населения? В этом пыталась разобраться «Вечорка».

 

Везде плохо

В советские годы показатель в 1 миллион человек для городов являлся вожделенным. Достигнув таких размеров, населенный пункт не только получал гордое имя «мегаполис», во времена развитого социализма чаще заменяемое на синонимичное определение «город-миллионник», но и мог претендовать на разного рода материальные блага. Например, на получение метрополитена. И хотя для регионов таких правил никогда не было и нет, падение населения ниже знаковой цифры с шестью нулями все равно является серьезным имиджевым ударом. Мы прекрасно помним, как в конце 90-х и начале 2000-х годов тогдашнее руководство Читинской области, сравнивая нас с соседними регионами, гордо отмечало, что ни в Бурятии, ни в Якутии, ни в Амурской области нет миллиона человек, а у нас есть. Теперь вот все демографические различия стерлись, а Якутия на несколько тысяч человек нас еще и обогнала.

Анализ численности населения районов Забайкалья за последние 20 лет, покрытых вниманием статистиков, показывает, что все на самом деле плохо. Прямо от слова «вообще».

Если верить вольной онлайн-энциклопедии «Википедия», которая знает все и обо всех, за последние два десятилетия численность населения выросла лишь в двух муниципальных образованиях региона. Читинский район с 2002 по 2021 годы вырос с 62 до 71 тысячи человек. Население краевого центра за это же время увеличилось почти на 20 тысяч человек, достигнув почти 335 тысяч.

По всем остальным районам Забайкальского края фиксируется большое и прогрессирующее падение населения. Кое-где и вовсе почти в полтора-два раза.

Такое, например, фиксируется в Кыринском районе, который за два десятилетия «усох» с 16 до 10 с небольшим тысяч человек, в Нерчинско-Заводском (было около 13 тысяч человек, стало чуть больше 7), Оловяннинском (с 49 до 31 тысячи), Ононском (с 13,6 до 8,7), Приаргунском (с 27 до 16) и Шелопугинском (почти с 10 тысяч до 6).

Проседают и немногочисленные центры сосредоточения экономической активности региона. В Краснокаменском районе с его мощным комбинатом ППГХО, входящим в число крупнейших налогоплательщиков края, депопуляция стала безостановочной — за 20 лет размер населения здесь снизился с 71 до 56 тысяч человек. Приграничный и сравнительно благополучный Забайкальский район, который, по логике вещей, должен неуклонно развиваться, тоже просел по населению, правда, довольно незначительно — с 20,3 тысяч до 19,8. Население Газимуро-Заводского района с его мощным кластером горнодобывающих предприятий тоже медленно, но неуклонно идет вниз — было 9,5 тысячи человек, стало 7,6. В последнем случае причина лежит на поверхности. При ставке крупных предприятий на вахтовый метод работы многочисленное население в окрестной местности особо и не нужно.

 

Точки роста

При неуклонном снижении численности населения в районах края у нас все же есть населенные пункты, где народ, наоборот, прибывает. Их немного, но они есть, и не назвать их мы не можем. Из 876 городов, поселков, сел, поселков при станциях, хуторов и разъездов с 2020 года до момента проведения Всероссийской переписи население выросло в 79-ти. Помимо уже упомянутого краевого центра в это число вошли райцентры Акша, Борзя, Дульдурга, Забайкальск, Новая Чара, Нерчинск, Оловянная, Приаргунск, Тупик, Улеты и Чернышевск. Интересно, что в списках растущих населенных пунктов оказались пять сел с населением меньше 10 человек. Это Саранай (8 человек), Часовая (5), Аникино (5) и Блок-пост Красавка (4). Сюда же вошло родное село писателя Константина Седых Поперечный Зерентуй, которое он описали в романе «Даурия». В населенном пункте, считающимся полностью обезлюдевшем с 2010 года, по результатам переписи населения 2021 года проживал 1 (один) человек.

В число благополучных поселений, где народ не убывает, а, наоборот, прибывает, также попали Новоорловск, Судунтуй, Амитхаша, Хойто-Ага, Тохтор, Ложниково, Ургучан, Новоширокинский, Икабья, Средний Калар, Верхний Калгукан, Большая Тура, Новодоронинск, Поселье, Урульга, Капцегайтуй, Конкино, Мостовка, Стеклозавод, Гавань, Ерама, Ортуй, Уронай, Харганаша, Андронниково, Приисковый, Сенная, Шивки, Олочи, Широкая, Золотореченск, Степь, Ясногорск, Катаево, Усть-Оборское, Кути, Усть-Начин, Тупик, Дровяная, Глинка, Сарантуй, Улястуй, Алеур, Арчикой, Бушулей, Налгекан, Щебеночный завод, Атамановка, Смоленка, Засопка, Маккавеево, Угдан, Сивяково, Карповка, Арахлей, Береговой, Кука, Амодово, Верхний Нарым, Ручейки, Дом инвалидов, Богданово, Средняя Шахтама, Байцетуй, Онон и Уненкер.

 

И как быть?

Никаких новых выводов из беглого анализа демографической ситуации в Забайкальском крае мы не сделали. Да их просто не может и быть. Все давным-давно понятно и разложено по полочкам. Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше. По этой причине люди бегут из небольших и малоперспективных сел, предпочитая группироваться там, где больше возможностей и выше уровень комфорта и качества жизни. Интересно, что в это число почти не попали населенные пункты тех районов, где ведут свою деятельность ГОКи, крупные добывающие предприятия и другие резиденты ТОР «Забайкалье». Причины этого мы уже затрагивали выше. При основной ставке на вахтовый метод работы персонал выгоднее завозить издалека, нежели развивать окружающие населенные пункты, удерживая там постоянное население.

Зато магнитами для населения продолжают оставаться немногочисленные теперь военные гарнизоны Забайкалья, населенные пункты вдоль Транссибирской магистрали и ее Даурской железнодорожной ветки, а также ближний и дальний пригороды забайкальской столицы, ну и сама Чита тоже. Растущие ряды частных жилых домов на окраине города и вокруг него впитывают в себя в первую очередь сельских жителей, переезжающих сюда в поисках лучшей доли и работы. Денег на благоустроенную квартиру, пусть даже со вторичного рынка, у этих людей, как правило, не хватает.

Подобная тенденция, и это совершенно очевидно, будет сохраняться и дальше. Число населенных пунктов с каждым годом будет сокращаться. И это данность. Как бы это кощунственно ни звучало, но сеть поселений, сформированная еще в XVIII-XIX веках, является архаичной и не соответствует реалиям текущего времени. Забайкалье давно не преимущественно аграрный регион, где распаханы все свободные и годные для этого земли, а по ним разбросаны тысячи (было раньше) и сотни (сейчас) небольших деревень. Сегодня другие реалии, а значит, люди будут жить не на земле, а там, где комфортно, выгодно и есть достойная зарплата. Впрочем, окончательно забайкальская деревня совершенно точно не обезлюдит. Ведь помимо объективной реальности есть еще нечто иррациональное, что можно описать пословицами «Где родился, там и пригодился» и «На чужбине и калач не в радость, а на родине и черный хлеб в сладость».

 

Афанасий СОПУНОВ

Фото из архива «Вечорки»