Фото предоставлены автором
Поводом для этой статьи стало приглашение Музея военной истории Дома офицеров выступить на мероприятиях по случаю 55-й годовщины событий на острове Даманский.
Меня всегда интересовала тема событий 2 марта 1969 года. Мой герой — погибший в этот день юный забайкалец Николай Петров. Он ценой своей жизни сделал три знаменитых фото, благодаря которым мы можем понимать, что там на самом деле происходило.
В 2014 году к 45-й годовщине я выпустил книжку «Даманский: оглянуться без ненависти», которую посвятил светлой памяти наших земляков-пограничников, павших на Даманском, — читинца Сергея Гладышева, Анатолия Ковалева из села Бальзой Улетовского района и Виталия Шамсутдинова из Борзи.
Книжку грубо ругали в газетах «Пограничник Забайкалья» и «Культура Забайкалья», но это оказалось рекламой для моей работы. В библиотеке Музея военной истории моей книги не оказалось, я от имени нашей библиотеки подарил экземпляр этому замечательному учреждению, которое так много делает для патриотического воспитания. Если кому будет интересно, можете взять почитать.
Непонимание соседнего народа — слабость страны
Когда я готовился к выступлению, то пересмотрел свою небольшую библиотечку о Даманском. Есть такой автор — Дмитрий Сергеевич Рябушкин. Как библиотекарь, я всем настоятельно рекомендую его книгу «Мифы Даманского». В предисловии он, в частности, пишет:
«К сожалению, позицию умолчания занимают и многие руководители газет и журналов, отказывающиеся публиковать статьи о Даманском. Например, этой книге предшествовала большая статья, предложенная автором нескольким уважаемым российским изданиям… Общей реакцией всех изданий было гробовое молчание. Наконец, автор позвонил в один из журналов, и заместитель главного редактора прояснил ситуацию: «Мы ныне крепим дружбу с братским Китаем, а вы тут — с Даманским!»
Думаю, коллега Рябушкин где-то прав, сейчас в СМИ нет большого интереса к теме Даманского, видимо, и потому, что этот вооруженный конфликт как бы выпадает из контекста нынешних отношений стратегического партнерства России с Китаем. Это, кстати, касается и китайских СМИ. Я специально погуглил иероглифы 珍宝岛, никаких свежих новостных сюжетов не нашлось.
В этой ситуации мне представляется особенно ценной инициатива Дома офицеров Российской армии Забайкальского края отметить 55-ю годовщину Даманских событий. Соблазнительно видеть в российско-китайских отношениях исключительно позитивные моменты, но это не значит, что мы должны забывать историю или как-то ее искажать. Пришла пора осмыслить конфликт из-за этого острова, чтобы спокойно оставить его истории. За четыре века в отношениях России и Китая случалось всякое.
Непонимание соседних народов, незнание собственной истории и ее искажение — слабость страны. «Поворот к Востоку» вслед за смещением мирового экономического и культурного центра нужно осуществлять не только в экономике, но и путем изучения истории и развития российского востоковедения.
Во-первых и в главных, это наша дань уважения и памяти. Наши соотечественники, наши земляки, движимые чувством долга, оставались верны присяге.
Во-вторых, даманцы воевали и погибли за то, чтобы мы жили в мире с Китаем. Они остались верными своему призванию и исполнили то, что им велел их долг. История — это интегральный результат всей совокупности человеческих усилий, и трагическое развитие конфликта позволило нашим ядерным державам в 1969 году не переступить опасную черту.
За это и СССР, и Китаю пришлось дорого заплатить. Думаю, подвиг и жертва даманцев побудили премьеров Алексея Николаевича Косыгина и Чжоу Эньлая сесть за стол переговоров и договориться о возобновлении пограничных консультаций. Сейчас некоторые наши герои Даманского говорят, что кровопролития можно было избежать. И это действительно так, но история уже сложилась так, как есть.
В 1989 году мы нормализовали отношения с Китаем, с 1991 года между нами не осталось никаких пограничных проблем. И сейчас, в сложный период проведения специальной военной операции на Украине, наша страна опирается на стратегическое партнерство с Китаем.
Одной из составляющих фундамента этих исторических достижений является подвиг советских солдат и офицеров в конфликте на Даманском, это была великая жертва во имя мира. Низкий им за это поклон и светлая память.
И в-третьих, даманский сюжет — это напоминание о том, что дружба дружбой, а служба службой. Особо нам на Дальнем Востоке расслабляться тоже не надо.
Чтобы нам лучше понимать наших китайских соседей, я покопался на китайских сайтах и блогах, посмотрел фильмы и другие медиаформы, чтобы узнать, о чем пишут по этому поводу соседи из Поднебесной, и хотел бы вам рассказать о том, что собой представляет Даманский сегодня.
Национальная база патриотического воспитания в Китае
Остров Чжэньбао — Даманский — жемчужина и загадочное место на китайско-российской границе, широко известен в Китае из-за драматических и трагических событий в марте 1969 года. Сейчас остров Чжэньбао/Даманский — это национальная база патриотического воспитания в Китае.
Островок входит в административные границы уезда Хулинь провинции Хэйлунцзян, с которой наш Забайкальский край поддерживает дружеские отношения. Он охраняется китайскими пограничниками и имеет множество исторических памятников. Я всегда хотел побывать на острове, даже просил журналистскую визу, но китайцы отказали. Вообще я не слышал, чтобы кто-то из граждан России бывал там после марта 1969 года.
Говоря об острове, китайцы, понятно, вспоминают свою версию событий — пограничные войска КНР на острове Чжэньбао/Даманский предприняли контратаку самообороны, защитившую территорию страны и достоинство китайской нации. По этой версии Народно-освободительная армия Китая в контрнаступлении в целях самообороны, чтобы защитить территориальную целостность и суверенитет КНР, добилась победы, разместив на острове Чжэньбао/Даманский пограничную заставу для круглогодичной охраны.
В августе 1969 года там была построена первая казарма площадью 20 квадратных метров. Это каменное строение, разделенное на общежитие и кухню.
Погранзастава Чжэньбаодао
В настоящее время на острове Чжэньбао/Даманский сохраняется военно-административная зона, здесь расположена застава Чжэньбаодао пограничной бригады на северном театре военных действий, это бывший Шеньянский военный округ.
Три основные дорожки на острове получили названия «Пекинская улица», «Шанхайская улица» и «Нанкинская улица». Каждый день командир заставы по цементной дороге вокруг острова ведет солдат на проведение физподготовки, они пробегают два круга, что составляет ровно 5 километров.
С этой цементной дороги шириной в два метра до недавнего времени настоятельно не рекомендовалось сходить в сторону. Советско-китайский конфликт в марте 1969 года оставил на этой небольшой отмели площадью 0,74 квадратного километра более 2000 противопехотных и противотанковых мин.
Прошло много десятков лет, но река часто затапливала островок, что сильно затрудняло эффективное разминирование. Поэтому на острове было много предупреждающих знаков — «Мины».
Еще одним незыблемым пунктом в графике офицеров и солдат, охраняющих сейчас остров Чжэньбао/Даманский, является подъем государственного флага КНР каждое утро точно в 9:17 пекинского времени. Именно в этот момент 2 марта 1969 года прозвучал первый выстрел. Даже в сезон разлива реки Уссури, а это бывает каждый год в сентябре, когда первые этажи зданий затапливаются рекой, на острове каждое утро в то же время поднимается национальный флаг КНР. В офицерах и солдатах, которые охраняют остров Чжэньбао/Даманский в настоящее время, поддерживается дух поколений прошлого: «Не бояться лишений и не бояться смерти».
Мемориальный зал
В мае 2003 года на втором этаже в одной из казарм погранзаставы с полукруглыми окнами на втором этаже был создан Мемориальный зал Чжэньбаодао.
В мемориальном зале представлены портреты десяти китайских солдат, которые были награждены званием героя Народно-освободительной армии Китая, в том числе пятеро — посмертно. Стенд оформлен очень скромно: портрет, краткая биография и описание подвига. На фото 1969 года бойцы одеты в обмундирование со знаками различия. Они простейшие — красная звезда на кепи-восьмиклинке и красные петлицы на отложном воротнике, у всех без чинов и рангов.
Один из стендов называется «Позорный конец агрессоров» (入侵者的可耻下). На нем помимо прочего размещены фото погибших советских пограничников. В частности, названы командир заставы Нижне-Михайловка старший лейтенант И.И. Стрельников и командир 57-го Иманского погранотряда полковник Д.В. Леонов. На стенде найдена ошибка: подпись под одним из фото — «Убитый нами подполковник Яншин». На самом деле командир мотоманевренной группы 57-го Иманского погранотряда Е.И. Яншин выжил в тяжелом бою 15 марта. На фото изображен другой человек.
Учения каждую зиму
Укрепления 1969 года сохранились до сих пор, а траншеи глубиной около одного метра позже были окрашены в камуфляжные цвета и сейчас используются для тактических тренировок. Рядом с предупреждающим знаком «Не приближаться к минным полям» находится танковая траншея глубиной два-три метра, вырытая для блокировки советских танков.
Каждую зиму проводятся учения, начальство, по легенде маневров, отправляет армию синих «напасть на остров». Во время зимних учений бойцы в белых камуфляжных костюмах лежат на снегу при температуре более минус 30 градусов по Цельсию. Так было 55 лет назад — ранним утром 2 марта 1969 года китайские военные в засаде более девяти часов прятались в снегу, почти не двигаясь.
Дерево героя
Во время боя на острове Чжэньбао/Даманский 15 марта 1969 года у бойца Ян Линя была пробита правая ладонь и сломаны три пальца левой руки. Но он все равно продолжал вести огонь. После того как он подбил вторую советскую бронемашину, рядом с ним взорвался снаряд. С тех пор дерево на его позиции назвали «Деревом героя». Сегодня под «Деревом героя» скульптурный Ян Линь по-прежнему как бы в строю: он стоит прямо, высоко подняв голову, держит в руках снаряд и готовится зарядить им свое безоткатное 75-миллимитровое орудие.
Ежегодно утром 2 марта все офицеры и солдаты Островной роты Чжэньбаодао собираются под «Деревом героев», чтобы возложить цветы и почтить минутой молчания воинов Народно-освободительной армии Китая, погибших в боях на острове Чжэньбао/Даманский, а затем произнести военную присягу.
Китайцы считают своих павших мучениками
Мемориальный комплекс в память о павших героях Чжэньбаодао/Даманского и база патриотического воспитания провинции Хэйлунцзян с большим Мемориальным залом находятся в десятках километров восточнее острова. Зал был построен в 1969 году. В августе 2007 года был реализован проект реконструкции и расширения мемориала до 36 тысяч квадратных метров.
Здесь захоронены 68 павших китайских военных. Применительно к погибшим на острове бойцам НОАК используется слово «мученик», «павший герой» и выражение «герой, павший за дело революции».
Во время китайского праздника Цинмин — Дня поминовения, с 4 по 6 апреля, на мемориале проходит памятная церемония, присутствуют ветераны, участники тех событий на Чжэньбаодао/Даманском, их родные, школьники, буддийские монахи.
История второй половины XIX века трактуется в Китае как период национальных унижений и так называемого «захвата» царской Россией китайских территорий. А даманские события, по этой версии, показали, что Китай больше не будет уступать.
Туристический бум на даманском сюжете
В марте 2011 года Мемориал стал национальным туристическим объектом. Ежегодно более ста тысяч китайцев приезжает сюда почтить память своих героев.
Сейчас остров Чжэньбао/Даманский открыт для внутреннего китайского туризма. Маленький городок Хулинь — «Лес тигра» — на границе Китая и России через реку от российского города Дальнереченска в Приморском крае — это место с историческими объектами и красивейшими пейзажами. Туристы со всей страны приезжают сюда почти каждый день в течение золотого летнего сезона.
Место очень живописное, но китайцы приезжают сюда, чтобы вспомнить историю и своих героев. Думаю, для нас с вами в этом нет ничего обидного и тем более оскорбительного. Что поделать, конфликты между соседними странами случаются. Это были люди, волей судьбы оказавшиеся тогда на другой стороне.
Слабеть и глупеть не надо
В настоящее время российско-китайские отношения достигли уровня, который официальные лица обеих стран называют «лучшим за всю историю». В условиях затяжного противостояния с Западом Пекин и Москва превратились в главных политических партнеров друг друга.
Испокон веков слабые державы поглощались более сильными — это закон исторического развития. Рецепт может быть только один — слабеть и глупеть не надо. На нынешнем этапе развития Пекин смотрит на Россию как на источник стратегической силы.
Конфликт на Чжэньбао/Даманском является одним из важнейших событий в российско-китайской истории, он вписывается в эту концепцию непротиворечивым образом, ведь история — живая материя, она пишется ежедневно, и как именно — зависит от нас самих. Нам надо знать и понимать китайских соседей и при этом помнить свои интересы и чтить память павших советских солдат и офицеров. Мы, русские, воюем не для того, чтобы была война, а для того, чтобы был мир на выгодных для нас условиях.
Живя сегодня в мире с Китаем, нельзя не помнить жертву павших на Даманском во имя этого мира.
Александр Тарасов,
заведующий центром китайской культуры Забайкальской краевой научной библиотеки имени А.С. Пушкина