Гора Палласа — туристический бренд Забайкалья

  • 17 июл. 2024 г.
Гора Палласа — туристический бренд Забайкалья

Фото автора

 (В сокращении. Полный вариант статьи опубликован в газете "Вечорка" №№ 25, 26)

Привлекательность  Забайкалья с туристических позиций можно существенно усилить таким уникальным объектом как «Мировой водораздел» с единственной в мире Водораздельной горой, на который обратил внимание замечательный ученый и путешественник Петр Симон Паллас, пересекая хребет Яблоновый еще в 1772 году, путешествуя по бескрайним просторам Российской Империи.

 П. Паллас родился в Берлине и по приглашению Екатерины Великой оказался в Санкт-Петербурге, столице огромной империи, где ему было предоставлено место действительного члена и профессора естественных наук Императорской Академии наук. К тому времени, в возрасте 23 лет, он уже был членом Лондонского королевского общества и членом кайзеровской Леопольдино-Каролинской академии естествоиспытателей, что, конечно, было неслыханной честью для молодого исследователя.

По поручению Екатерины II Паллас в 1766 году возглавил руководство большой экспедицией в Сибирь, вглубь обширной неведомой страны, включая маршрут на востоке Забайкалья (Даурия). Здесь им выявлено местоположение великого водораздела истоков 3-х крупнейших рек Азии: Енисея, Лены и Амура, несущих свои воды в Тихий и Ледовитый океаны. Этот исток находится в верховьях речек Домны, Кадалы и Грязнухи Яблонового хребта. Паллас отмечал: «Реки, в Байкал и в Лену текущие, отделять от Амурских». Точка великого водораздела на карте найдена учителем географии из села Кусочи Могойтуйского района Т.У. Жалсарайном, а впоследствии определена топографом и краеведом А. Шипицыным. Эта невысокая гора с отметкой 1236 м объявлена памятником природы площадью 28 га краеведом Ю. Руденко, а краевед А. Шипицын предложил увековечить имя П.С. Палласа названием горы его именем.

Безусловно, эта гора, расположенная в 35 км к северо-западу от Читы, должна войти в реестр туристических достопримечательностей нашего края, что существенно повысит туристический имидж региона. Но для этого необходимо облагородить место, проложить к нему туристическую тропу (или тропы) с описанием маршрута, а на самой горе соорудить смотровую вышку высотой 25-30 метров, чтобы туристы могли воочию убедиться в наличии Водораздельной горы. На горе нужно установить памятник П. Палласу, он, безусловно, заслуживает этого. Ведь единственный в мире памятник ученому и путешественнику в советское время установлен в Нижнем Поволжье, в местах, куда Паллас совершил свое второе большое путешествие, уже на юг России — Волгу, Прикаспий и Крым в 1793-1794 годах.

Конечно, огорчает отсутствие должного интереса и понимания значимости Палласа у руководства нашей науки и органов власти, что справедливо отмечает Лев Боркин, председатель правления Палласовского фонда. Однако такой интерес более проявлен на местном уровне, свидетельством тому служит выпущенная недавно известными учеными книга «Маршрутом Палласа» (Г. Юргенсон, С. Синица, Е Вильмова, Чита, 2011). В книге описаны геологические, геоморфологические аспекты и другие негеологические особенности по маршруту Палласа: Чита — Ингода — Агинское — Тура — Иля — Акша — Торейские озера — Адун-Челон — Онон — Ага — Ингода — Чита. Обращается внимание на недостаточную изученность объектов, слабое изложение сведений о них в современной литературе и игнорирование в туристических маршрутах.

В связи с этим существующему в Забайкальском крае региональному Агентству по туризму и входящему в него Туристическому информационному центру среди множества направлений туризма (а их более 50) необходимо выделить проект «Наследие Палласа», включающий маршруты Палласа и Мировой водораздел (гору Палласа). Заслуживает внимания и другой забайкальский феномен — пульсирующие Торейские озера, периодически появляющиеся и таинственно исчезающие. Причину такого явления многие ученые ошибочно связывают с климатическими периодическими изменениями. Действительная же причина кроется в недрах Земли (торейская котловина — центр эндогенной активности), а пульсация озер связана с циклами солнечной активности, в которой строгой периодичности не наблюдается (от 8 до 14 лет), что также сказывается на цикличности Торейских озер, а отсутствие строгой периодичности солнечной активности объясняется воздействием других катаклизмов, коих немало во Вселенной.

Чтобы усилить сферу туризма в Забайкалье, необходимо на должный уровень поставить также камнерезное и шлифовальное дело, а материалов для такого производства в Забайкалье более чем достаточно. Забайкалье справедливо считается крупнейшей камнесамоцветной провинцией, на что обращал внимание «певец камня» А.Е. Ферсман, неоднократно посещавший Забайкалье. А такой сувенирный дар, как, например, самоцветы Забайкалья, будет очень востребован у туристов и не только.

Учитывая, что Забайкалье — известный горнорудный регион России, необходимо и в дальнейшем совершенствовать промышленный туризм.

Возвращаясь к наследию Палласа, недостаточному его изучению, нужно подчеркнуть значимость Палласа как ученого, путешественника и мудрого исследователя. Историки науки нередко сравнивают Палласа с Михаилом Ломоносовым, символом нашей науки. Паллас внес вклад как минимум по 14 ее направлениям. А академик В.И. Вернадский так отзывался о трудах Палласа: «Они лежат до сих пор в основании наших знаний о природе и людях России. К ним неизбежно, как к живому источнику, обращаются геолог и этнограф, зоолог и ботаник, геолог и минеролог, статистик, археолог и языковед… Паллас до сих пор не занял в нашем сознании того исторического места, которое отвечает его реальному значению».

Выделяя среди многих направлений туризма в Забайкалье проект «Наследие Палласа», мы можем отчасти смягчить упрек Вернадского, а сам проект может найти место (и федеральное финансирование) в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

Владимир Салихов, геолог