Фото ИА «Краснокаменск без формата», пресс-службы Правительства Забайкалья
В 2024 году началась огромная работа по реновации дальневосточных городов. Общий объем необходимых вложений только в Забайкалье составит 4,4 трлн рублей. Это работа не на год — долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития городов рассчитаны до 2030 года.
Они предусматривают строительство соцобъектов, обновление жилищного фонда, благоустройство, модернизацию транспортной и коммунальной сетей, развитие туристических и курортных зон.
25 городов
Реализация долгосрочных планов комплексного социально-экономического развития дальневосточных городов обсуждалась 26 апреля этого года на заседании совета Дальневосточного федерального округа, прошедшего под руководством зампреда Правительства РФ — полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева.
В настоящее время на основе разработанных мастер-планов утверждено 22 долгосрочных плана комплексного социально-экономического развития городских округов и городских агломераций ДФО. Планы развития охватывают 25 городов, среди них — города Забайкалья.
Краснокаменск
Краснокаменск — второй по величине город в Забайкалье. Социально-экономическое положение города напрямую зависит от действующего градообразующего предприятия. Мастер-план Краснокаменска в Забайкалье стал одним из утвержденных планов долгосрочного развития городов Дальнего Востока. Губернатор Забайкалья Александр Осипов подчеркнул, что в Краснокаменске планируют до 2030 года обновить жилье, модернизировать ЖКХ, капитально отремонтировать детские сады и учебные заведения, а также больницу.
Численность населения Краснокаменска активно сокращается, за последние 13 лет — со средним темпом в 352 человека в год. Жителей Краснокаменска волнует состояние дорог и транспорта, качество медицинских услуг (низкая обеспеченность кадрами), отсутствие инфраструктуры свободного времени, отсутствие возможностей для трудоустройства в городе. В рамках мастер-плана к 2030 году в городе будут запущены новые крупные инвестиционные проекты, создающие в сумме не менее пяти тысяч рабочих мест.
Развитие и модернизация инженерной инфраструктуры откроют новые возможности для реализации инвестиционных проектов и будут способствовать устойчивому развитию города. В Краснокаменске планируется реконструкция ТЭЦ, строительство станции водоподготовки, магистрального водопровода и канализационно-очистной станции.
Развитие транспортных связей с ближайшими муниципальными районами позволит реализоваться Краснокаменску как центру межрайонного обслуживания, а реконструкция улично-дорожной сети города повысит качество жизни населения в нем. Запланированы капитальный ремонт автомобильной дороги Краснокаменск — Мациевская, реконструкция автомобильных дорог маршрута Краснокаменск — Приаргунск.
В Краснокаменске будет построен автовокзал, дворец водных видов спорта, крытый каток, модернизирована Краевая больница № 4.
Повысить индекс качества городской среды позволит благоустройство общественных пространств, строительство музейно-выставочного центра, культурно-образовательного центра творческих индустрий. Также будут строится жилые дома.
Всего по долгосрочному плану комплексного социально-экономического развития города Краснокаменска в период до 2030 года включено 35 мероприятий (+28 подмероприятий), на реализацию которых потребуется 109,7 млрд рублей.
Новый арт-объект — мурал с изображением кота-манула появился в Краснокаменске в преддверии празднования 55-летия города по инициативе местной администрации и Приаргунского производственного горно-химического объединения имени Е.П. Славского.
Арт-объект создали Алексей Литвинец и творческая студия «ACSEL ART».
Мурал с котом-манулом является четвертым по счету, установленным в Краснокаменске в преддверии юбилея города в рамках творческой программы «Месторождение».
Уличные художники Данила Шози, Александр Демкин и Сергей Акрамов украсили три дома. Они изобразили шахтеров, 3D-абстракцию — взгляд в небо, а также пейзаж с багульником.
Летом прошлого года в Краснокаменске появился мурал высотой в девять этажей с изображением шахтера-уранщика к 55-летнему юбилею Приаргунского производственного горно-химического объединения.
Чита
Чита — крупный региональный центр Дальнего Востока, столица и главный сервисный центр богатого ресурсами региона. В Чите сосредоточены основные административные функции Забайкальского края, а также ключевые учреждения образования и здравоохранения.
Мастер-план Читы стал самым масштабным, сложным и дорогим по сравнению с мастер-планами других городов в Дальневосточном федеральном округе. Его начали разрабатывать с осени 2021 года специалисты консалтинговой компании «Стрелка». 14 марта 2023 года Владимир Путин одобрил проект мастер-плана Читы.
Глава Забайкалья Александр Осипов отметил, что ряд острых проблем Читы — это изношенная коммунальная инфраструктура, проблемы загрязненности воздуха, не расселенные аварийные дома, острая нехватка спортивных объектов, недостаток рабочих мест, что порождает отток молодежи.
«Все перечисленные проблемы и имеющиеся возможности разрешаются разработанным мастер-планом Читы. Самое главное — Чита должна стать красивым, зеленым городом, с хорошим выбором работы, удобным для горожан и создающим возможности для его жителей», — сказал Александр Осипов.
Ключевыми вопросами он назвал создание рабочих мест, раскрытие транспортно-логистических и производственных возможностей Читы и края, создание международной ТОР, а также развитие железнодорожных и автодорожных погранпереходов. Второй важный блок — газификация Читы и региона, устранение энергетического дефицита, расселение аварийного жилья, реконструкция коммуналки, в первую очередь изношенных сетей, реконструкция автодорог, связывающих крупнейшие части города. Кроме того — реконструкция, обновление исторического центра и благоустройство набережных. Третий блок решений — для молодежи и развития экономики — создание горной академии с современным кампусом, строительство кадетского училища, центров единоборств и стрельбы, музея России.
Из-за отсутствия логистических мощностей в Чите ввозимые из Китая грузы обрабатываются в Москве, Екатеринбурге и Новосибирске и только затем попадают в ДФО. В городе будут созданы складская инфраструктура, сортировочные центры. Сборочные производства в сфере специализированного горного оборудования снизят издержки для предприятий ДФО и стоимость товаров для конечных потребителей.
Чита, к сожалению, — один из самых загрязненных городов России, он включен в проект «Чистый воздух» национальной программы «Экология». Причина — угольная генерация ТЭЦ, коммунальная теплоэнергетика, выбросы индивидуального жилого сектора, использующего печное отопление. В городе уже запущен процесс перевода 13 тысяч жилых домов на СПГ. По всем границам Забайкалья реализуются крупнейшие газотранспортные и газодобывающие проекты: Ковыкта, Чаянда, Сила Сибири, Сила Сибири — 2.
Первый заместитель председателя Правительства Забайкальского края Андрей Кефер назвал проект газификации Читы самым масштабным и амбициозным в России.
«Проекта такого масштаба в нашей стране еще не придумали. Его реализация позволит значительно улучшить экологическую ситуацию в городе, снизить количество выбросов», — подчеркнул Андрей Кефер.
В планах — провести газ в 13 тысяч 200 домохозяйств Читы.
Площадь аварийного жилья, требующего расселения, в Чите — 563 тысячи квадратных метров. То есть 12% населения города проживает в аварийных домах. Их расселение позволит качественно изменить условия жизни читинцев и облик города. В рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» в Чите планируется возвести 1,8 млн кв. м жилья.
Износ коммунальных сетей в Чите составляет 70-80%. Централизованная ливневая канализация отсутствует. Существующие мощности не могут обеспечить потребности нового строительства.
В рамках федеральной программы по объектам коммунальной инфраструктуры города Читы за счет средств специальных казначейских кредитов в краевом центре проводится модернизация системы теплоснабжения: ведется капитальный ремонт тепловых сетей и сетей ГВС, а также замена оборудования на центральных тепловых пунктах. В целом Забайкалью на эти цели впервые была выделена рекордная за всю историю сумма — около четырех миллиардов рублей, из них средства в размере 1,2 миллиарда рублей направлены на инфраструктуру Читы. В городе на сегодня реализуется более 180 мероприятий.
За летний период в Чите необходимо заменить более 35 километров внутриквартальных сетей и провести работы на центральном тепловом пункте.
В ближайшее время начнется строительство троллейбусной линии на КСК. Стоимость работ превышает 10 миллиардов рублей, работа разделена на 10 этапов. В 2024 году начнут строительство дороги в поселок за 1 миллиард 800 миллионов рублей. Также будут реконструировать и расширять улицы Кирпично-Заводская и Рахова. Завершить реализацию этого проекта должны к 2030 году. Центр Читы и район КСК связаны 8-километровой двухполосной дорогой с не соответствующими требованиям поворотами и развязками. Это место постоянных пробок. Новая четырехполосная дорога с троллейбусной линией принципиально изменит транспортную доступность поселка и снизит вредные выбросы.
В Чите сохранилось 365 объектов культурного наследия — это огромный потенциал для развития города и важнейший приоритет в новом этапе развития Читы. Возрождение уникального исторического облика Читы повысит привлекательность города для горожан и многократно увеличит поток туристов.
Чита — единственный в ДФО город, где отсутствует благоустроенная набережная, хотя город пересекают две реки. После благоустройства на участке набережной реки Читы длиной 10 км появятся зоны для активного и тихого отдыха, детские и спортивные площадки, велодорожка. Двухуровневая набережная на реке Чите протяженностью 13 километров будет создана в течение ближайших четырех лет.
Перенос исправительной колонии № 3 освободит 21 гектар территории города под инвестиционные проекты.
Реализация мастер-плана Читы уже началась. На нее будет потрачено 313,8 миллиарда рублей.
Алена ВИКТОРОВА