Поездка по дороге, которой нет!

  • 28 авг. 2024 г.
Поездка по дороге, которой нет!

Фото автора

Забайкальские дороги — это, пожалуй, самая любимая тема «Вечорки». О них мы пишем часто, еще чаще по ним передвигаемся и в каждую такую поездку проверяем на себе их качество. Вот и в этот раз в путь журналистов «Вечорки» позвал телефонный звонок, в котором говорили о дороге и ее плохом состоянии.

Далеко ехать не надо было — наш пункт назначения находился в Читинском районе, на правом берегу реки Оленгуй, где-то между селами Елизаветино и Сыпчегур. Расстояние от редакции от силы 50 км. Но на деле все оказалось гораздо сложнее.

Немного истории

В советские годы в пос. Новокручинский через Ингоду был перекинут капитальный деревянный мост. Он не только соединял две части поселка, от него начиналась знаменитая лесовозная дорога. Она до сих пор указана на картах как «грунтовая дорога без покрытия», и кого-то это может сегодня ввести в заблуждение — от дороги сегодня почти ничего не осталось, и журналисты «Вечорки» убедились в этом лично.

Шла лесовозная трасса по правому берегу Оленгуя до самого Сыпчегура. Тогда полноценным хозяином этих мест был местный леспромхоз, он и следил за дорогой. И, надо сказать, хорошо следил — грунтовая дорога в любое время года находилась в отличном состоянии. 100 км/час по ней не было пределом. Но разгоняться до таких скоростей опасались, потому что тяжелогруженые лесовозы тоже летали с такой же скоростью, а тормозить они не любили по определению.


Трасса была широкой — встречные лесовозы спокойно разъезжались — и хорошо наезженной. По ней в летние месяцы за ягодой, грибами и за диким зверем ехали и местные жители, и читинцы.

Наш путь

Звонившая нам Татьяна Александровна рассказала, что добраться к ним можно двумя путями — либо переехать Оленгуй вброд и затем выехать на лесовозную трассу, либо по дороге на Курорт-Дарасун, надо только не пропустить отворот на Сыпчегур после Кумахты.

Женщина пояснила, что Оленгуй сейчас небольшой и вброд его можно переехать на обычной легковушке. Это обнадеживало. Но, с другой стороны, настораживал тот факт, что звонила нам Татьяна Александровна как раз из-за плохого состояния лесовозной дороги. Не так давно по ней не смогла проехать машина «скорой помощи».

Сможет ли проехать машина «Вечорки»? Ведь «Джимник» сейчас «на войне», в наличии только паркетники и пузотерки. Но ответить на эти вопросы можно было, только пройдя этот путь до конца.

«Вечорка» отправилась в путь. В этот раз за рулем был сам главред Владимир Кантемир — Валерий на редакционном автомобиле завершал еженедельный развоз газеты.

Вброд и по бездорожью

Дорога до Елизаветино особых проблем не вызывает. Разве что на АЗС возле села Александровки нет 95-го бензина. Если поедете по следам «Вечорки», имейте это в виду и постарайтесь заправиться под крышку заранее.

Первое препятствие — брод через Оленгуй. Кантемир остается в машине, а автор этих строк идет в разведку. Глубина — не выше колена. Течение не сильное. Вода прозрачная и очень приятной температуры.

Оленгуй «Хонда» прошла без проблем, но за бродом пошла классическая лесная дорога с лужами, грязью, зыбучим песком, ямами и буграми. Машина тяжело продвигалась по непривычной для нее поверхности, а лесовозная дорога никак не появлялась.

Когда автомобиль все-таки на нее выехал, стало понятно, что от лесовозной трассы осталось только название да узкая ленточка на карте Забайкальского края.

Сегодня некогда широкая и ровная трасса похожа на заброшенную и редко посещаемую лесную дорогу. Разница между воспоминаниями из 90-х годов и нынешним состоянием была настолько велика, что не покидали сомнения — а правильно ли мы едем? Как назло исчезла связь.

Но тут навстречу по дороге подъехал молодой парень на мотоцикле. Выражение его лица, когда он нас увидел посреди леса на этой дороге, соответствовало крайней степени удивления. Если бы перед ним стояла летающая тарелка, удивление было бы меньшим.

— Это лесовозная дорога? По ней мы к Татьяне Александровне проедем (называем главный ориентир)? — спрашиваем.

— Да, — отвечает парень и после некоторой паузы задает нам вопрос, который, по всей видимости, не давал ему покоя с самого начала: — А вы как сюда проехали?

— Вброд!

Поговорили еще пару минут, угостили мотоциклиста сигаретой, и каждый поехал своею дорогой — парень в Елизаветино за трамблером для УАЗа, а мы к своей цели.

Лесовозная трасса серьезно ужалась. Если раньше на ней без труда разъезжались два лесовоза, то сегодня и две легковушки не разъедутся, кому-то придется сдавать назад или съезжать с дороги.

Во многих местах дорога размыта. Там, где дорогу пересекают ручьи, размывы более серьезные. Видно, что периодически подкладывают доски, бревна и камни, но помогает это мало. Приходится выходить из машины и проверять, пройдет ли машина.

В одном таком месте пришлось застопориться минут на двадцать. Ранее закопанную в качестве водостока трубу вывернуло на поверхность и сильно потрепало. Вместо ровной поверхности — сплошь ямы, поверх накиданы доски, обрезки бревен, камни. «Хонда» вроде бы проходит, но уже на самом выезде цепляется низкими порогами за грунт и повисает на брюхе. Кое-как проезжаем это место и двигаемся дальше. Связи по-прежнему нет.

Местами дорога все же напоминает ту старую лесовозную трассу, но только в сильно ужатом виде — по обочинам густо наросли молодые сосны, березы, осины. Еще лет десять — и природа окончательно отвоюет у человека эту дорогу и останутся от нее одни лишь воспоминания.

Лопата — наше все!

Журналисты «Вечорки» — люди тертые, прошли самыми сложными маршрутами и поэтому знают — в любую, даже самую короткую командировку, надо ехать максимально подготовленным. Хотя ехали на Оленгуй практически без подготовки, но в машине были все необходимые инструменты, а в рюкзаках — суточный запас пищи, плитка и баллон газа. Однако самой нужной оказалась саперная лопатка.

Уже перед самой целью «Хонда» попала в глубокую колею, оставленную большегрузной техникой, и основательно так повисла на брюхе. Пришлось откапываться, домкратить машину, подкладывать под колеса доски, бруски, поленья.

Битва с бездорожьем продолжалась примерно полчаса, но мы его победили и буквально через пять минут были на месте. Татьяна Александровна предупредила, что на дороге будет стоять тренога со старым номером «Вечорки». Так и было. От треноги в лес, в сторону Оленгуя, шла малозаметная дорога. Если бы не условный знак, мы бы ее пропустили.

Оленгуйские «Лыковы»?

Когда в просвете между соснами показалась голубая крыша, мы поняли, что приехали. Нас, похоже, уже перестали ждать — лишь после третьего сигнала на лужайке перед домом появилась Татьяна Александровна и ее муж Сергей.

У них глаза полезли на лоб, когда они увидели, на чем мы приехали. Еще не веря своим глазам, Татьяна Александровна спрашивает:

— Вы на этой машине приехали?

— Да!

— И через Елизаветино ехали? — вновь утвердительно киваем головами. — Надо было через Сыпчегур, там дорога все-таки полегче, — и качают головами.

В ответ мы лишь разводим руками. Главное же — доехали.

После короткого знакомства садимся чаевать с медом, малиновым вареньем, лепешками и только что выпеченным хлебом. Словоохотливая Татьяна Александровна рассказывает о своем житье-бытье.

Затем Владимир и Сергей уходят к озеру ловить карасиков, о рубрике «Уху евшие» «Вечорка» не забывает, а Татьяна Александровна продолжает свой рассказ.

Ровно 25 лет назад они приехали с мужем в эти места отдохнуть, и она буквально с первого взгляда влюбилась в этим места, а когда узнала, что местный совхоз распродает земельные участки, уговорила супруга купить здесь два гектара земли и переехать сюда жить.

— Местные-то землю не покупали, она им почему-то была не нужна, а вот мы купили участок. По тем ценам за 28 тысяч рублей. Сумма небольшая, но она местному совхозу позволила закупить солярку и провести уборочную. Вот так с 2000-го года здесь и живем.

За четверть века многим здесь занимались — и свиней разводили, и гусей, но к чему-то душа не лежала, что-то не пошло. Сегодня душу радуют пчелиные ульи. Мед у супругов действительно отменный, никакого сравнения с тем, что продают в магазинах и на выставках-продажах меда.

Тревожит не удаленность от цивилизации и даже не лесные пожары — с ними супруги научились справляться, да и пожарные не дремлют, но дорога сюда — это боль.

— И ведь, Олег, не знаем к кому обращаться! Кому эта дорога принадлежит? Раньше она была леспромхозовской. Помню, ехать по ней можно было со скоростью 120 км/час. Такая ровная была. И знаки все необходимые на ней стояли, а сейчас «скорая» не могла сюда заехать. Пришлось Сергею везти меня до размытого моста и там врачам передавать. А они только руками разводят — как мы, мол, проедем, у нас оборудование дорогое в машине, побьем все. И я их понимаю — там действительно очень сложно проехать, — говорит Татьяна Александровна.

За 25 лет жизни в долине Оленгуя многое изменилось: дорога практически исчезла, но вырос новый лес. Озеро, расположенное буквально в двух шагах от дома, вновь наполнилось водой, и теперь в нем ловится отменный карась. И это чистая правда — Владимир Кантемир не даст соврать. Он успел вытащить из озера карася на полсковороды. Словил бы больше, но начинало смеркаться и надо было прощаться с радушными хозяевами. Татьяна Александровна с Сергеем уговаривали остаться до утра, даже белье постельное приготовили, но у нас были дела с самого утра, да и кто его знает, какой будет погода завтра? А если дождь пойдет и сделает и без того малопроезжую дорогу совсем непроходимой? Забегая вперед, скажу — так и произошло, с утра зарядил дождь, и неизвестно, выехали бы мы из этих мест?

Путь домой

Обратная дорога получилась более легкой, хотя в двух местах она заставила нас изрядно понервничать — провалы на месте мостов были очень глубокими, и «Хонда» преодолела их, что называется, на тоненького.

На Оленгуе, как и на соседней Туре, добывают золото, и скоро территория добычи увеличится. Татьяну Александровну и Сергея этот факт, конечно же, беспокоит, но, может быть, золотодобытчики возвратят дороге прежнее состояние?

Олег ТОПОЛЕВ