Кто не спрятался, я не виноват?

  • 9 окт. 2024 г.
Кто не спрятался, я не виноват?

 Фото Интернет

Возможно, когда-нибудь много лет спустя дата 25 сентября и состоявшееся в этот день заседание Совета безопасности России, на котором было объявлено об изменениях в ядерной доктрине России, станет исторической. Но это в будущем, в ближайшей же перспективе эти изменения могут стать краеугольным камнем всей мировой политики на ближайшие несколько лет.

В контексте этого события важными являются не только сами уточнения, о которых шла речь на заседании Совбеза, но еще и время, и то, как это было сделано.

УльтиМАТОМ НАТО?

Когда вы видели на наших телеканалах сюжеты о заседании Совета безопасности? Обычно все ограничивается устным сообщением и кратким, чаще всего неполным, перечислением обсуждавшихся вопросов. В этот же раз все федеральные каналы показали полноценные сюжеты с самого заседания, дали исчерпывающие комментарии о сути новой ядерной доктрины и подключили экспертов, в том числе и зарубежных. Иными словами, все было сделано так, чтобы было понятно — это очень серьезно. И речь в данном случае идет не о гражданах России, сюжеты в первую очередь были предназначены для западных политиков, а там, несмотря на все гонения на российскую прессу, очень внимательно смотрят сюжеты из России, особенно те, где главным ньюсмейкером выступает Кремль.

Второй очень важный момент: заседание Совбеза состоялось аккурат перед самым началом Генеральной Ассамблеи ООН, на которую обычно съезжаются главы большинства мировых государств. По известным причинам Владимир Путин в Нью-Йорк поехать не может и, как следствие, не имеет возможности подняться на трибуну мирового форума, поэтому и приходится прибегать к такой форме общения с мировым сообществом. Впрочем, эффект получился не меньший и сравним с эффектом разорвавшейся бомбы, пока только информационной. Очень хочется, чтобы до ядерной/термоядерной дело не дошло.

Третий момент не менее важен. Речь идет о разрешении Киеву бить дальнобойными ракетами вглубь России. На фоне этой темы, активно обсуждаемой на Западе, и состоялся анонс ядерной доктрины.

Именно за этим разрешением и за самими ракетами дальнего действия Зеленский и отправился в США. Первым делом, конечно, просроченный украинский президент хотел покрасоваться на Генассамблее. Вторым — получить еще «бабла». И третье, самое важное — получить от Байдена дальнобойные ракеты и разрешение бить по российским регионам.

Если США даст разрешение, то и европейские союзники должны будут сделать то же самое. Но это в теории. На самом же деле европейцы сильно боятся давать свои ракеты Киеву, чревато это самыми дурными для них последствиями. Ракеты-то до них из России быстрее долетят, чем до Вашингтона. Канцлер Германии Олаф Шольц, например, несмотря на нажим и со стороны Вашингтона, и со стороны некоторых своих соратников, категорически против передачи Киеву дальнобойных ракет «Таурус».

На Западе, и особенно в блоке НАТО, прекрасно понимают, по каким российским объектам собирается бить Киев. В первую очередь — по критической инфраструктуре, в том числе и атомным станциям, и военным ядерным объектам, чтобы нанести максимальный урон России. Постоянные атаки на Запорожскую АЭС и попытки захвата Курской атомной станции — яркое тому доказательство. Насколько это опасно и какими последствиями грозит всему миру, на Западе тоже понимают. Первый подобный удар может стать пересечением всех мыслимых «красных линий», о которых так много говорят в последнее время, и поводом для нанесения ответного удара. Фактически на заседании Совбеза Западу предъявили ультиматум: даете разрешение на применение своего оружия по территориям России — получаете «ответку» в виде «ядреной» бомбы!

Интересна еще одна небольшая деталь. За пару дней до исторического заседания Совбеза Путин провел встречу с главой Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаилом Ковальчуком. Официально — Президент знакомился с работой института, но, поверьте, Путин прекрасно, до деталей, знает, чем занимается институт.

На самом деле на встрече обсуждались детали деятельности «Курчатника» в свете новых положений ядерной доктрины России. Работы у института явно прибавится. Впрочем, речь шла не только о военных разработках, но и о мирном применении атома, что важно и для Забайкальского края, который уже сегодня начинает испытывать дефицит энергетических мощностей. Строительством тепловых электростанций эту проблему не решить. Необходимы либо каскады гидроэлектростанций, либо АЭС, и пока перевес на стороне последней, уж больно нестабильная в Забайкалье гидрологическая обстановка. А вот по части атомной энергетики у Курчатовского института и «Ростатома» есть очень перспективные проекты. Но о перспективах забайкальской энергетики мы поговорим в будущих номерах «Вечорки».

Что такое ядерная доктрина?

Вот так ее охарактеризовал Владимир Путин: «Наряду с Военной доктриной это документ, в котором официально определена и детализирована ядерная стратегия России. Прежде всего, зафиксирован базовый принцип применения ядерного оружия, а именно использование ядерных сил — это крайняя мера защиты суверенитета страны».

Подобные доктрины есть у каждого государства, обладающего ядерным оружием. А иначе нельзя — ракета, начиненная ядерными боеголовками, — это вам не пулемет и даже не крупнокалиберная пушка, это оружие колоссальной разрушительной силы, способное разрушать целые города и государства. От тех же Нидерландов, щедро снабжающих Киев оружием, в случае прилета всего лишь одной ракеты «Сатана» или «Сармат» мало что останется.

В США рассматривают возможность применения ядерного оружия только в крайних обстоятельствах для защиты жизненно важных интересов США или их союзников и партнеров.

Великобритания готова применить его «только в крайних обстоятельствах самозащиты», включая оборону союзников по НАТО. Аналогично свою политику определяет Франция — применение такого оружия «в чрезвычайных обстоятельствах законной самообороны».

В 2020 году Россия в Основах государственной политики в области ядерного сдерживания закрепила четыре пункта возможного применения такого оружия:

— Россия получает достоверную информацию о старте баллистических ракет, которые атакуют ее территорию и/или территорию ее союзников;

— противник применяет против России и/или ее союзников ядерное оружие или другие виды оружия массового поражения;

— противник действует против российских критически важных государственных или военных объектов, что может сорвать ответные действия российских ядерных сил;

— на Россию происходит нападение с применением обычного оружия, которое ставит под угрозу само существование государства.

Теперь же предлагается внести в эти пункты изменения:

— расширить категорию государств и военных союзов, в отношении которых Россия будет проводить ядерное сдерживание, и нападение на Белоруссию будет равносильно нападению на Россию;

— дополнить перечень военных угроз, для нейтрализации которых выполняются мероприятия ядерного сдерживания;

— агрессию против России со стороны любого неядерного государства (читай — Украины), но с участием или при поддержке ядерного государства (читай — США, Франции, Британии) предложено рассматривать как их совместное нападение на Российскую Федерацию.

Последний пункт в свете событий, происходящих в последние два с половиной года, представляется самым важным. Фактически Россия этим пунктом предупреждает всех нынешних спонсоров Украины и киевский режим — последует жесткий (ядерный) ответ. Ну а дальше — как в детской игре: кто не спрятался, я не виноват! Умные поймут намек и «шалить» перестанут. Те, кто поглупее, могут начать играть с огнем, а это уже опасно, смертельно опасно.

Хиросима, Нагасаки, Киев?

Первый вопрос, который возникает после обнародования положений новой ядерной доктрины России, звучит следующим образом: Существует ли возможность нанесения ядерного удара по Украине? Все прекрасно понимают, что изменения в доктрине в первую очередь связаны с Украиной.

Так, пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков не исключил, что предложенные уточнения к ядерной доктрине могут быть применены в украинском конфликте в зависимости от ситуации на фронте.

«Мы видим, что степень вовлеченности западных государств постоянно имеет тенденцию к росту. Они не включают какие-либо тормоза», — заявил он в интервью журналисту Павлу Зарубину.

По словам Пескова, необходимые корректировки в доктрину уже определены, сейчас они будут оформляться.

Как мы видим, прямого ответа на вопрос о применении не последовало, да и не тот человек Песков, чтобы отвечать на него в лоб. А вот в Госдуме на сей счет больше определенности.

По мнению главы комитета Госдумы по обороне Андрея Картаполова, по обновленной доктрине разрешение Киеву на удары дальнобойным оружием вглубь территории России может стать основанием для применения ядерного оружия, но… окончательное решение остается за Верховным Главнокомандующим, то есть за Путиным.

Ранее Президент России Владимир Путин заявлял, что страны НАТО активно обсуждают возможность использования Киевом западных дальнобойных вооружений, по сути, они принимают решение, вовлекаться ли напрямую в украинский конфликт. Прямое участие стран Запада в украинском конфликте, по мнению российского Президента, изменит его суть. Россия будет вынуждена принимать решения, исходя из создаваемых таким образом угроз для нее. И если судить по реакции Запада, послание России, облеченное в оболочку «новой ядерной доктрины», предельно четкое и однозначное. Нет сомнений, что оно достигло адресатов. 

Часы Судного дня

Показательно, но после заседания Совбеза РФ и обнародования новых положений ядерной доктрины Часы Судного дня не шелохнулись — до полуночи по-прежнему остается 90 секунд. Это самое близкое положение к полуночи, на которое устанавливалось «время» за всю историю существования часов. Сейчас они показывают «беспрецедентную опасность».

В 2017 году организаторы проекта «Часы Судного дня» сдвинули стрелки часов на 30 секунд ближе к полуночи из-за угрозы, которую, по их мнению, представляло избрание Дональда Трампа. Тогда их перевели на 23:57:30.

В 1984 году, в самый напряженный момент Холодной войны, стрелки часов находились на 23:57. В период с 2015 до начала 2017 года «Часы Судного дня» также остановились в трех минутах от полуночи.

Сегодня они в 90 секундах от полуночи, и совсем не хочется, чтобы стрелки часов начали свое движение по направлению к полуночи.

Роман ТВОРЦОВ