О мирном атоме замолвите слово

  • 8 окт. 2025 г.
О мирном атоме замолвите слово

Фото - Яндекс 

Помните, как почти двадцать лет назад власти начали скармливать населению тогда еще Читинской области волшебную сказку о разработке богатств юго-востока Забайкалья, строительстве там волшебной железной дороги в Нарын-Лугокан и несметного количества горно-обогатительных комбинатов? Усилились эти разговоры в преддверии объединительного референдума, а сразу после него… 

… фактически сошли на нет, как будто их и не было вовсе. Правда, дорога осталась и пока она худо-бедно, но работает. Но сегодня речь не о референдуме и не о самом проекте по развитию Забайкалья, обещавшем строительство на юго-востоке аж пяти ГОКов, сотни миллиардов рублей инвестиций и высокое звание региона-донора, а о том, почему он рухнул. Причин называлось много — от нежелания коммерческих структур тратить миллиарды на освоение «диких» территорий до мирового экономического кризиса и упавших цен на полезные ископаемые. Все верно! Можно даже сказать — да, так и было, к 2008-2010 годам, когда и должна была начаться реализация проекта, в мире сложилась не самая благоприятная конъюнктура. Те минералы и металлы, на которые делалась ставка, упали в цене, и в конечном итоге никто не захотел рисковать — ни государство, ни крупный бизнес. У разбитого корыта остался лишь Забайкальский край.


Но была еще одна причина, о которой тогда особо не говорили. Речь идет об энергетике. При осуществлении планов по строительству пяти ГОКов электричества попросту не хватило бы никому — ни промышленным предприятиям, ни населению. Если уж и нужно было начинать проект по освоению юго-востока Забайкалья, то в первую очередь надо было строить мощные электростанции, которые бы с запасом покрыли нужды развивающейся промышленности, и чтобы еще хватало для экспорта в соседние Китай и Монголию. Но тогда об этом почти не говорили.

К пониманию важности электроэнергетики пришли несколько позже. Если говорить образно — только вчера, и то только потому, что завтра электроэнергии уже не будет хватать.

Энергии много не бывает

На высоком уровне о дефиците энергомощностей в Забайкалье активно начали говорить в 2023 году. Так, полпред Президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, находясь в Чите с рабочей поездкой, рассказал журналистам, что для реализации шести новых проектов не хватает 1 ГВт электроэнергии.

«Если говорить о Забайкалье, то сегодня основной проблемой инвесторов, к сожалению, становится недостаток электроэнергии. Когда мы начинали создавать преференциальную оболочку, чтобы приходило много новых инвестиций, мне энергетики говорили: «Вы, главное, обеспечьте увеличение спроса на электроэнергию, мы снизим тарифы, все будет хорошо». Хорошо не становится, тарифы не снижаются, возникает очевидный дефицит энергии: шесть проектов, которые мы сегодня смотрели, с общим объемом инвестиций 1 триллион рублей, требуют 1 ГВт электроэнергии, а ее не хватает», — сказал тогда Трутнев.

Полпред также напомнил, что ранее председателю Правительства Михаилу Мишустину внесли на рассмотрение предложение о новой энергетической стратегии для Дальнего Востока. Однако Юрий Трутнев считает, что ждать нет времени.

«Она обязательно нужна, она должна выходить на 2030, может быть, 2032 год, но нам нужны меры сейчас. Мы не можем остановить реализацию проектов, тем более мы видим — многие из них продолжают реализовываться, вкладываются деньги. Мы не можем сказать — подождите, коллеги, остановитесь, мы с энергетикой разберемся. С энергетикой надо разбираться быстрее, постараемся эту работу провести», — подчеркнул полпред.

По данным на 1 января 2022 года в операционной зоне филиала АО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Забайкальского края» находилось 10 объектов генерации суммарной установленной электрической мощностью 1643,8 МВт. В течение прошлого года были введены в работу вторая очередь Читинской СЭС установленной мощностью 15 МВт и Черновская СЭС мощностью 35 МВт. Цифры, как мы видим, сильно не дотягивают до показателя в 1 ГВт.

Тепловые электростанции — это, конечно, хорошо. Угля в регионе много, но сколько их нужно построить, чтобы покрыть все потребности? Вопрос отнюдь не риторический, от ответа на него во многом зависит будущее региона.

И тут в повестке дня появились атомные электростанции. «Росатом» заявил, что в ближайшие годы планируется строительство двух атомных электростанций малой мощности (АСММ) для решения проблемы энергетического дефицита в Забайкалье, который, по прогнозам, будет нарастать. Потребности региона в электроэнергии к 2027 году возрастут как минимум на 400 МВт.

На протяжении последних лет рассматривались самые разные варианты решения энергетических проблем, и некоторые представители власти даже говорили о необходимости строительства крупной АЭС поблизости от Читы. Также существует теоретическая возможность возведения АЭС в районе озера Умыкий, южнее Краснокаменска.

Атомные станции малой мощности (АСММ) могут стать отличным решением для региона. Как заявили в «Росатоме», реализация подобного проекта в Забайкалье позволит начать работу только после достижения необходимых соглашений и завершения пилотного проекта — в 2028 году в поселке Усть-Куйга в Якутии будет введен в эксплуатацию первый блок АСММ мощностью 55 МВт с реактором РИТМ-200. Таким образом, абсолютно новые атомные станции малой мощности в Забайкалье могут появиться не раньше 2033 года.

Поэтому любая информация, любое совещание у Президента или в Правительстве РФ по атомной энергии представляют большой интерес для жителей Забайкалья. Но тут надо помнить, что атом — это не только самая экологически чистая и, главное, недорогая электроэнергия, но еще и самое мощное и разрушительное оружие, когда-либо созданное человеком.

 

Атом мирный и не очень

22 сентября Владимир Путин провел оперативное совещание с постоянными членами Совета безопасности РФ. Одно из главных заявлений Президента касалось Договора по стратегическим наступательным вооружениям, срок действия которого истекает 5 февраля 2026 года. Россия готова еще в течение года придерживаться ограничений, предусмотренных договором.

Заявление Президента было направлено не только США, но и всем странам НАТО, которые закатили истерику после якобы пролета российских самолетов над территорией Эстонии. В сторону России посыпались угрозы сбивать любой российский самолет, залетевший в воздушное пространство НАТО, хотя на подобные случаи существуют международные протоколы, и уничтожение самолета — это самый крайний случай, это инцидент, разделяющий мир и войну. Эстонцам и иже с ними на всякий случай напомнили, с кем они имеют дело и чем для них будет чреват любой инцидент в воздухе, на море или суше. Если судить по тому, что вой на эстонских болотах после этого сошел на нет, до натовской шатии-братии что-то все-таки дошло.

Но давайте продолжим разговор о мирном атоме. В отличие от европейцев, Россия сделала ставку именно на атомную энергию. Евросоюз, напротив, отказывается от атомных станций в пользу «зеленой энергетики».

На минувшей неделе эта тема получила неожиданное продолжение. Выступая на Генассамблее ООН, президент США Дональд Трамп подверг жесткой критике действия европейцев в двух вопросах: миграции и «зеленой энергетики». С миграцией все понятно, по словам Трампа, Европа стремительно превращается в помойку. А вот с энергетикой все оказалось сильно неожиданно, и такого поворота никто не ожидал: «Утверждения об изменении климата — величайшая ложь, а зеленая энергетика — надувательство и мошенничество», — заявил Трамп во время выступления в ООН.

Если сказать, что у европейцев после этих слов полезли глаза на лоб, значит не сказать ничего. Проще говоря — на них напал столбняк и паралич.

После тридцати лет продвижения «зеленой энергетики», миллиардных трат на этот проект, его назвали обманом с самой высокой трибуны в мире. И что теперь после этого делать европейцам? От АЭС Германия отказалась полностью, закрыв последнюю пару лет назад. Готовятся повторить эту глупость и некоторые другие страны Евросоюза. Бóльшая часть угольных электростанций в Европе также закрылась. Дешевого российского природного газа в ЕС больше нет, приходится покупать значительно более дорогой у США и… у России.

А теперь оказывается, что «зеленая энергетика», все эти ветряки и миллионы квадратных километров солнечных панелей — обман! Лично мне плевать, как будут европейцы выбираться из этой ситуации, больше волнует судьба российской энергетики.

Несколько десятилетий назад идеологи «зеленой энергетики» настоятельно советовали российскому руководству сделать ставку на экологически чистую энергию, но «Росатом», и надо отдать ему должное за эту стойкость, пошел своим путем. Сегодня в вопросах атомной энергетики мы вновь впереди планеты всей.

Начнем с того, что Россия обладает самым мощным и многочисленным атомным ледокольным флотом. Это означает, что без России никто в Арктику не сунется — не хватит сил, чтобы проломить многометровые арктические льды.

Кроме этого, у России уже есть и успешно работают плавучие атомные электростанции. Одна из таких — на Чукотке в Анадыре. К работе готовятся еще две подобных станции. Для освоения Арктики подобные АЭС незаменимы. Без них невозможно подобраться к богатствам региона.

Судите сами — подобную мобильную АЭС можно подогнать практически к любому месту на побережье Арктики и от нее запитать находящиеся там месторождения. Это гораздо дешевле, чем тянуть к ним из континентальной части линии электропередач и строить всю сопутствующую инфраструктуру.

Но самый большой шаг вперед российские атомщики сделали в обработке ядерного топлива. Помните, в 90-е годы в прессе пылали ожесточенные дискуссии на предмет захоронения в России отработанного ядерного топлива (ОЯТ), полученного с европейских АЭС. Противники этой идеи говорили о том, что Россию хотят превратить в ядерную помойку, но прошло 20 лет, и оказалось, что «Росатом» всех переиграл и уничтожил.

Напомню, Россия принимала и продолжает принимать от европейцев ОЯТ за немалые деньги. Вот только хоронить отходы мы и не собирались — «Росатом» придумал технологию, когда ОЯТ превращается в нормальное топливо и вновь используется в атомном реакторе. И в России уже несколько лет работает подобный реактор на Белоярской АЭС в Свердловской области. Скоро в строй вступит новая АЭС в Томской области, на которой все реакторы будут способны работать на отработке.

По своей сути, новое топливо, полученное на основе ОЯТ, это такое «полено», которое можно использовать в печке несчетное количество раз: протопил печь, достал полено, и после некоторых манипуляций оно вновь готово гореть жарким пламенем. Это ли не топливо будущего?

Вы представляете, какие перспективы сулят подобные технологии? Урана на Земле с каждым годом становится все меньше и меньше, очень скоро практически все его запасы в виде ОЯТ будут сконцентрированы в России. Хочется увидеть лица французов и немцев, когда они поймут, что скоро в России атомные реакторы будут работать на топливе, которое они сами же «Росатому» и отдали, причем не просто так, а еще и заплатили за это.

Успехи в атомной энергетике не говорят о том, что в России поставили крест на «зеленой энергетике». Все развивается, но везде должен присутствовать здравый смысл. Солнечные батареи и ветряки бесполезны в условиях Крайнего Севера, полярная ночь властвует по полгода, а ветры свирепствуют такие, что ни один ветряк не выдержит. Такую энергетику хотели нам предложить добрые европейцы!

Что же касается Забайкалья, то очень хочется, чтобы вопросы энергетики были не только в приоритете, но и как можно быстрее решались, это жизненно необходимо для всех забайкальцев.

Олег ТОПОЛЕВ