Начало и конец Борисены

  • 7 июл. 2017 г.
Начало и конец Борисены

Этот человек не был королем преступного мира Читы. Его именем не щеголяли молодые ауешники, им не пугали коммерсантов. Однако в преступной иерархии он имел значительный вес за счет своей хитрости, грамотности, умению придумывать выигрышные схемы и уходить от ответственности.

Речь сегодня пойдет о Николае Борисенко, получившем известность после нашумевшего дела «черных риелторов». «Вечорка» впервые расскажет о послужном списке бандита.

Два неотомщенных милиционера

Чем занимался Коля Борисенко в 90-е, история умалчивает. Источники «Вечорки» говорят, что он планировал связать свою жизнь с медициной, но, увы, подвизался с криминалом. Впервые под суд он попал в начале 2000-х, но чудом смог избежать наказания.

Апрель 1999 года. В подъезде дома на улице Чайковского бандит Вячеслав Иванов (Слава Читинский) и его брат, сотрудник угро Сергей, напали на двух женщин, торговавших на рынке. Били торговок страшно — рукояткой служебного пистолета милиционер Иванов содрал с головы одной из женщин кусок кожи. На крики из соседнего дома прибежал сотрудник вневедомственной охраны Александр Голенко. В ходе драки он сумел снять маску со своего коллеги Иванова, но был тяжело ранен в живот. Оборотня отважный Голенко опознал и стал ключевым свидетелем по делу. Его не удалось ни испугать, ни подкупить, поэтому дуэту Ивановых грозили долгие сроки. Через год вопрос решили радикально — молодого милиционера застрелили на пороге дома.

Под подозрение попал Борисенко. Его выдавала не только связь со Славой Читинским, но и показания знакомой, видевшей, как он пристреливал пистолет в лесу. Поняв, что оказался на крючке, Борисена исчез из Читы, с ним же пропала и свидетельница. Парочку задержали в Краснодарском крае, и Борисенко попал в СИЗО. Прямых доказательств его причастности к убийству Голенко собрано не было, но дело все-таки попало в суд. Каким-то образом обвиняли его не в убийстве милиционера, а только в незаконном обороте оружия. Однако сидеть Борисене не пришлось — из зала суда его освободили, учтя проведенное в СИЗО время.

Этот эпизод очень хорошо иллюстрирует преступную карьеру Борисены — уходить от ответственности он умел очень хорошо. Еще через несколько лет с рук ему сойдет нападение на другого милиционера, которому он во время задержания сломал челюсть. От тюрьмы его спасет амнистия.

Наколядованные смерти

Январь 2007 года. Борисенко с семьей готовится встретить Рождество дома, в 1-м микрорайоне Читы. В его дверь стучится подвыпившая компания колядовщиков, перепутавших квартиры. В подъезде завязывается перепалка, один из мужчин падает на заплеванный пол подъезда — Борисенко, числившийся сотрудником ЧОПа, выстрелил в него из служебного пистолета.

На место, опережая медиков и милицию, прибывают бандиты. Свидетели запуганы, преступление выдается за оборону своего дома — погибший якобы напал на жену Борисенко. Однако один из свидетелей — Александр Захарченко, не соглашается с этой версией. По информации источников «Вечорки», он не только давал правдивые показания, но и грозился отомстить за смерть товарища.

И то, и другое Борисене очень не нравилось. Очевидно, вспомнив, как решился вопрос с Голенко, он хочет убрать и Захарченко. Но к тому времени он стал хитрее, поэтому нанимает Анатолия Зинина и Владимира Игошина — известных киллеров Зину и Утюга. Показав им будущую жертву и пообещав заплатить 100 тысяч рублей, Борисенко с семьей укатил в Китай. В апреле киллеры выследили Захарченко, застрелили его в гараже, а затем на его же машине увезли тело в лес под Читой. Исполнив заказ, убийцы тоже рванули в Китай — отчитываться и заметать следы.

Но несмотря на ухищрения, Борисенко оказался в СИЗО, поэтому вместо денег киллерам достался лишь наган и восемь патронов к нему. Это убийство долгое время было нераскрытым, а в какой-то момент его списывали на членов ОПГ «Осиновские».

— Изначально Борисенко судили именно за убийство. Суд первой инстанции приговорил его к 10 годам, но апелляционная жалоба позволила изменить статью — вместо «десятки» за убийство Борисенко получил 1,5 или 2 года за превышение пределов самообороны. То есть с рук ему сошел еще один покойник. Стоит отметить, что юридически Борисенко очень хорошо подкован, он пишет жалобы, на которые приятно посмотреть — все там разложено по полочкам, учтены все тонкости законодательства, — рассказал «Вечорке» источник, знакомый с преступным путем Борисены.

Сегодня кент, а завтра — труп

Выйдя на свободу в 2009 году, Борисенко организовал ту самую банду «черных риелторов», давшую ему известность. В свое время «Вечорка» подробно писала о ней, поэтому сейчас историю стоит вспомнить лишь для того, чтобы напомнить об опасности связей с бандитами.

Май 2010 года. Следователи начали распутывать убийство пожилого жителя Читы, квартира которого непонятным образом оказалась в собственности другого человека. Было установлено, что с регистрационного учета мужчину сняли в поселке Могзон, потому паспортистку администрации по фамилии Шурыгина пригласили на беседу. Следователям ничего вразумительного она не сказала, а выйдя из кабинета, позвонила Борисене — похвастаться, что не раскололась.

— Борисенко, очевидно, понял, что признания женщины — это вопрос времени. Поэтому в Могзон поехал Зинин. Убийство паспортистки он совершил очень дерзко. Женщина с мужем пили чай, когда киллер постучал в их квартиру. Дверь открыл взрослый сын, и Зинин совершенно спокойно попросил позвать мать, а затем застрелил ее прямо на пороге. Кинувшегося вслед мужа он напугал оружием. Через несколько дней Зинин появился в доме предпринимателя, познакомившего Борисенко с Шурыгиной. Зинин стукнул мужчину по голове, а затем повесил его в кладовой, имитировав суицид. Однако вовремя пришли родственники и вытянули его буквально с того света. Никаких показаний он сначала не давал — был очень напуган, но потом из него по крупицам вытянули информацию, — вспомнил источник «Вечорки».

Борисена тесно сотрудничал с другим авторитетом — Константином Дубинниковым (Костей Татарином). По одной из версий, они были двумя головами одной группировки. В 2014 году Дубинников, подозревавшийся в 40 преступлениях, был готов пойти на сотрудничество со следствием и предложил сделать это Борисенко.

Борисена, по словам источника «Вечорки», не согласился: Коля не такой, Коля всегда по понятиям жил, а на досудебку идти — это западло. То, что он не одобрил поступок Татарина, могло стать толчком к суициду, который авторитет совершил в камере СИЗО.

Костя Татарин на читинском централе

Подвели «пальчики»

Наследив в Чите и Могзоне, Борисенко с Зининым «встали на лыжи» и были объявлены в международный розыск. Но если Зину задержали в мае 2012 года в Чите, то следы Борисенко практически потерялись, и у него были все шансы уйти от наказания. Найти его помог случай.

Февраль 2013 года. Сотрудники погрануправления ФСБ по Оренбургской области проводят спецоперацию по задержанию группировки, организовавшей незаконное пересечение российско-казахской границы. В приграничной зоне были задержаны два человека, передвигавшиеся на снегоходе. В отношении обоих ФСБ возбудила уголовные дела. Однако, когда пассажира, представившегося Семагиным и имевшего паспорт на эту фамилию, проверили по базе отпечатков пальцев, выяснилось, что в Казахстан направлялся читинский бандит Борисена. Вместо зарубежья ему пришлось ехать в читинский централ.

— Борисенко был уверен, что доказательная база по делу о «черных риелторах» слаба, его причастность к убийствам не доказана, от остального он надеялся отвертеться. Однако уже осужденные Зинин и Игошин в 2014 году пошли на сотрудничество со следствием. Вероятно, лидер банды этого совсем не ждал, так как киллеры его боялись и боятся до сих пор. Они знают, что человек он жесткий и не прощает никаких выпадов в отношении себя, — рассказал источник «Вечорки».

По его словам, еще одну черту Борисены — безжалостность к врагам — иллюстрирует случай расправы над водителем грузовика.

Ориентировочно, в 2009 году у бандитов, среди которых были Борисенко и Дубинников, возник конфликт с водителем грузовика «Фредлайнер» на одной из баз в районе Острова. Мужик оказался смелый и пригрозил бандитам помповым ружьем. После этого Борисенко вызвал к себе Зинина и Игошина, приказав им убить водителя. При этом он якобы сказал: «Я же не овца, чтобы меня ружьем пугать».

Киллеры поехали за грузовиком в направлении Иркутска, но по дороге посчитали, что смерть — слишком высокая плата за амбиции босса. Вернувшись, они пожаловались, что не нашли грузовик, однако Борисена рассмеялся и сказал, что водитель припарковал «Фредлайнер» под окнами его квартиры. Ночью Зина и Утюг облили грузовик бензином и подожгли, водитель и его жена в последний момент успели выскочить из кабины.

По делу «черных риелторов» Борисенко соскочить не удалось. За ряд преступлений, в том числе убийства, мошенничество и дачу взятки суд приговорил его к 24 годам лишения свободы.

Оборотни на трассе «Амур»

Новый срок грозит Борисене за дела давно минувших дней, происходившие в Могочинском районе Забайкалья. В середине 2000-х там базировалось несколько предприятий, строивших трассу Чита — Хабаровск. Имущество этих организаций привлекло бандитов, действовавших под началом вора в законе Георгия Углавы (Тахи). Помимо Борисены и его верного соратника Андрея Колычева (Колыча) в ней состоял Константин Дубинников (Костя Татарин). В тесной связке с ними находились сотрудники милиции — начальник отделения ГАИ Владимир Малов, опера Игорь Крупа (позже они погибли от рук пьяных дембелей-дезертиров), Александр Барсуков и экс-милиционер Владимир Колобов (материал про него вышел в № 24 «Вечорки»). Их роли не ограничивались прикрытием и предупреждением бандитов. В некоторых случаях менты сами ходили «на дело», как это, например, было осенью 2005 года.

Ориентировочно, в сентябре Колобов присмотрел на базе предприятия «ЗБСМ-142» несколько грузовых автомобилей. С предложением похитить их он пришел к Колычу, который, в свою очередь, пригласил Борисену и еще нескольких подельников. В ночь на 10 сентября бандиты напали на базу, сторожей избили, напугали принесенным Борисеной пистолетом, а затем связали скотчем. Лишившись помех, бандиты завели два КамАЗа — автокран и вахтовку, к одному из которых алчный Колобок прицепил и дизельную электростанцию. Машины бандиты отогнали сначала в лес под Могочей, а потом перепрятали около поселка Кудеча. Общая стоимость похищенного составила около 2,5 миллионов рублей в ценах 2005 года.

Финита ля комедия

В мае суд начал рассмотрение дела Николая Борисенко по обвинению в незаконном обороте оружия, разбое и нескольких убийствах. Уйти от ответственности, как это было в прошлом, ему не удалось.

Отдел расследований
Фото из архива «Вечорки»

На фото: Колыч, Садык, Слава Читинский и Борисена (крайний справа)