«Ваши деньги — это и есть наша идея» Бизнес под ширмой политической борьбы

  • 4 янв. 2018 г.
«Ваши деньги — это и есть наша идея» Бизнес под ширмой политической борьбы

Со страниц романа «Золотой теленок» всем известна бессмертная фраза, которую произнес великий комбинатор Остап Бендер, уговаривая владельца автомобиля Адама Козлевича совершить деловое путешествие на его машине: «Бензин ваш — идеи наши!»

Если бы водитель Адам Казимирович был менее наивен, он мог бы догадаться о подлинном смысле этого предложения: «Именно ваш бензин является нашей идеей!»

Почти девяносто лет миновало с того момента, как Ильф и Петров написали свой роман, но до сих пор не переводятся наивные Козлевичи, готовые предоставить собственный «бензин» под сомнительные чужие «идеи».

В данном случае такой весьма сомнительной идеей стали потуги небезызвестного оппозиционера Навального втиснуться в предвыборную кампанию на пост — ни много ни мало — главы государства. Эта попытка с негодными средствами заранее обречена на провал, поскольку предпринявший ее господин не имеет законного права претендовать на президентское кресло. Ведь у него незакрытая судимость по делу о хищении бюджетных средств у предприятия «Кировлес».

Однако ни самого Навального, ни его приспешников на местах это обстоятельство не смутило. Они вовсю открывают избирательные штабы, во главе которых ставят зеленых студентов, и имитируют бурную деятельность. Пожалуй, единственное, что они пытаются делать по-настоящему — выкачивать деньги за свои так называемые агитационные материалы.

То есть тем людям, для которых предназначены эти самые агитки, предлагают заплатить за них свои кровные. Возникает ощущение, что именно деньги являются основной целью всей этой возни читинского штаба Навального.

Если сама избирательная кампания организована по шаблону про- писных истин, то в сборе денег тут применяют новации, достойные лучших маркетинговых практик. Деньги собирают по всем возможным технологиям: с помощью интернета, видеоэфиров, социальных сетей, печатной продукции. Но, конечно же, лучшим маркетинговым ходом, изобличающим всю сущность псевдокампании, является продажа агиток. Триста рублей за двести пятьдесят газет, организация фандрайзингового магазина с продажей наглядной агитации — это высший пилотаж для маркетолога, но не для политтехнолога, который разрабатывает агитационные мате- риалы для привлечения избирателей, а не для извлечения прибыли.

 На западе понятие фандрайзинга хорошо известно. Само это слово можно перевести как «привлечение средств», «поиск активов». В широком смысле это поиск и привлечение ресурсов под различные цели. Похоже, читинским навальнятам не дают покоя лавры Трампа с его фандрайзинговым магазином по торговле знаменитыми красными кепками.

В соцсетях на странице читинских навальнят около двух десятков призывов о денежной поддержке. Продажа агитационных материалов и реклама интернет-магазина агитационной продукции занимают основное место. Очевидно, что созданием громких фраз-постов занимаются профессиональные маркетологи Навального, а распространение на всех страницах региональных штабов является обязательной установкой для местных координаторов.

Среди приемов по выманиванию денег у забайкальцев используются не только откровенное попрошайничество в стиле «помогите рублем, кто сколько может», но и установка- условие: «Если хотите жить лучше, помогите нам», а то и давление на жалость — в период ареста Навального разместили фразу: «Помогайте нашей кампании и вы! Сейчас это особенно важно».

Выманивание денег в соответствии с инструкцией центра позволяет предположить, что на собственные инициативы у читинских навальнистов просто не хватает знаний, опыта и таланта. Это с одной стороны. А с другой стороны, федеральный штаб Навального, похоже, не слишком доверяет своим читинским помощникам. Оно и понятно, достаточно посмотреть на страницу читинского штаба в известной социальной сети, чтобы поржать над убогостью политической борьбы оппозиционеров местного разлива.

Чего только стоят фотоотчеты о работе штаба: «С самого утра сегодня в штабе кипит работа» на фоне развалившихся на удобных пуфиках навальнят с последующим чаепитием. Или «Ветер и снег не помешал нашим волонтерам прогуляться по городу и раздать информационные газеты и листовки читинцам» на фоне читинских сподвижников, уютно расположившихся в кафе.

Все это можно, конечно, списать на молодость, недостаточность знаний студентов, отсутствие политологических дисциплин в учебных планах студентов-активистов читинского штаба А. Навального и, как выяснилось, возможное их полное отсутствие у главаря — некоего Михаила Файзрахманова — координатор читинского штаба, будучи «несистемным» оппозиционером, является систематическим прогульщиком занятий.

 Не менее противоречиво выглядит выпрашивание канцтоваров, принтера и сканера для нужд штаба, расположившегося практически в центре города с соответствующей ценой за аренду. И совсем уж мило смотрится хвастовство мебелью с намеренным подчеркиванием бренда. Любое такое творчество подается под соусом неописуемого восторга и оптимизма в духе неумелой пародии на веру советских пионеров в светлое будущее.

Вышеизложенное позволяет пред- положить, что никакая это не избирательная кампания, а бизнес под ширмой политической борьбы: «Бензин ваш — идеи наши!»  

Виктор ЛАНЦОВ, фото автора

Опубликовано в «Вечорке» № 52 (397) от 27 декабря 2017 года