В сентябре 2019 года Александр Осипов выиграл губернаторские выборы в Забайкальском крае, набрав 89% голосов избирателей. С новым главой (если учитывать год в статусе врио) край прожил уже три года. Что успел сделать за это время руководитель Забайкалья — читаем отчет губернатора через призму личных отношений «Вечорки» с «высшим должностным лицом».
С Дальнего Востока… на Дальний Восток
Александр Михайлович Осипов родился в 1969 году в Ростове-на-Дону. Исполнять обязанности главы региона Путин отправил его в октябре 2018-го — как раз перед тем, как край «перевели» из Сибирского федерального округа в Дальневосточный.
Путин, очевидно, намеренно подобрал Забайкалью губернатора из дальневосточных госчиновников — Осипов перед назначением пять лет работал первым заместителем министра РФ по развитию Дальнего Востока.
Когда решался вопрос о назначении Осипова, Забайкальский край и Бурятия еще считались Сибирью. После переезда исполняющего обязанности в Читу мы на федеральной карте переместились на Дальний Восток.
Это дало эффект — регион тут же включился в дальневосточные программы и получил поддержку мощного лоббиста — полномочного представителя Президента Юрия Трутнева.
Неспящие в Чите
Журналисты любят рассказывать, что свет в губернаторских окнах краевого Правительства не гаснет почти всю ночь. Это можно было бы отнести на счет любви коллег по цеху к ярким образам и гиперболе — в любом другом регионе, но не в Забайкалье.
В 2019 году я часто за полночь возвращался с работы мимо дома номер восемь на улице Чайковского. И сам видел не только свет, горящий в окнах «высшего должностного лица», но и заходящих и выходящих министров.
Край как раз выполнял суровое поручение Путина — ликвидировать последствия привычных уже степных пожаров, несчастливо совпавших с традиционными наводнениями.
Утром на оперативных совещаниях на лице Осипова отчетливо читался недосып, но на работе это не отражалось — новый губернатор не терял нити основных докладов, ловил подчиненных на небрежностях. Но отчитывал за промахи спокойно, без крика и нервов. Хотя нервничать было от чего — вместе с федеральными деньгами край получил четкие сроки их освоения. Путин, специально приземлившийся в читинском аэропорту, к октябрю поручил восстановить все сгоревшие чабанские стоянки.
Эти цели Осипов — и худо-бедно собранная им команда — достигли.
На здоровье!
Иллюстрировать достижения действующей власти статистикой просто, но не очень правильно — кому нужны эти цифры? И самое обидное — мало кто может понять, сколько работы за ними скрывается.
«Финансирование медицинской помощи в 2020 году составило 28 миллиардов рублей, на 4 миллиарда больше, чем в предыдущем…» Это значит, что на здравоохранение Забайкалье потратило сумму, почти равную трети регионального бюджета. На эти деньги край приобрел 433 единицы оборудования.
«315,8 миллиона рублей направлено на обеспечение 36 медицинских организаций передвижными медицинскими комплексами — ФАПами, маммогрофами, флюорогрофами. 254 миллиона рублей потрачены на вылеты санавиации. На сумму 383 миллиона рублей отремонтировано 26 организаций, в том числе 17 детских поликлиник, — говорится в губернаторском отчете. — Приобретено 56 квартир для медиков — 66 врачей и 20 фельдшеров заступили на свои должности в сельскую местность по программе «Земский врач» и «Земский фельдшер, доктор».
Федеральное внимание, свалившееся на наши головы вместе с Александром Михайловичем, помогло развернуть в больницах края больше двух тысяч коек и четырнадцать ПЦР-лабораторий. На койках от новой заразы вылечились 25 тысяч человек. А лаборатории протестировали половину жителей Забайкалья.
По диким степям
В 2019 году в разгар выборной кампании в Читу приехал Юрий Васильев — корреспондент федерального СМИ «Взгляд.Ру».
«Осипов как будто робот, — поделился он впечатлениями от «исполняющего обязанности». — Лишь бы продержался…»
Юрий Васильев напросился в губернаторский кортеж — другого времени взять интервью не было. Сел в машину с Осиповым и на несколько дней исчез в горячих еще даурских степях и сопках.
Вернулся журналист через несколько дней довольный поездкой и полный впечатлений от забайкальской глубинки. Кортеж добрался до Нерчинско-Заводского, Газимуро-Заводского, Калганского районов, куда губернаторская нога если и ступала, то очень редко.
Юрий Васильев забежал в «Вечорку», выпил с редакцией чаю и улетел в Москву, откуда на следующий день прислал репортаж с заголовком «Что заставляет плакать забайкальского губернатора».
После разрухи
Плакать Осипова заставил рассказ матери-одиночки, растящей семерых детей в условиях совершенной разрухи — подобной той, что случилась в России после Гражданской войны сто лет назад.
И до сих пор еще в эфире центральных каналов Забайкалье появляется только в дни технических или природных катастроф. А так наш край был для остальной России (и ее власти) настоящей «черной дырой». Предшественники Осипова старались, как могли, но федеральные и дальневосточные деньги пришли в край только с новым губернатором.
В итоге в 2020 году инвестиционные расходы бюджета — а это важная подпорка для прихода частных денег! — достигли 5,5 миллиарда рублей. И тут же — от государственных и частных вливаний — объемы строительства выросли на 40%. И сократилась убыль населения — с 6,8 до 4,8 тысячи человек в год.
В край пришли государственные программы — федеральные деньги и средства для развития Дальнего Востока. Регион смог построить 34 фельдшерско-акушерских пункта, школу — детский сад, 24 ясельных учреждения, две модульные библиотеки. В районах края поставлены 22 спортивные площадки, 215 спортивных и 325 детских площадок. За прошедшие три года отремонтированы 15 детских поликлиник, пять больниц, 18 школ и 17 спортзалов в них, три детских сада, 15 домов культуры, четыре дома спорта, бассейн и ледовый дворец, стадион.
Инвестиционный рост
В Министерстве Дальвостокразвития Александр Михайлович отвечал за «снижение административных барьеров для бизнеса и защиту прав инвесторов». Проще говоря, помогал запуску добывающих и обрабатывающих производств на Дальнем Востоке — ресурсов у нас много, а вот инвесторов приходится заманивать…
Согласно губернаторского отчета, в 2020 году (не самом благополучном) инвестиции в Забайкалье достигли суммы в 125,4 миллиарда рублей. Это больше, чем в 19-м, на 20,5%. И больше годового бюджета региона.
Инвесторов Осипов заманил «территориями опережающего развития» (ТОСЭР или ТОР) — экономическими зонами, где предпринимателям предоставляются налоговые льготы. ТОРы первыми потащили вверх показатели инвестиционных вкладов в Забайкальский край.
Сегодня у нас есть два ТОРа — «Забайкалье» и «Краснокаменск». В первый два десятка инвесторов вкладывают 126 миллиардов рублей и создают около пяти тысяч рабочих мест. Инвестиции в ТОР «Краснокаменск» пока оцениваются в 43,7 миллиардов и дают немногим больше одной тысячи вакансий.
Термороботы из Карымского
По результатам 2019 года экономика региона впервые за долгое время показала положительную динамику. Индекс физического объема ВРП вырос на 2,5%, а валовой региональный продукт на душу населения увеличился с 317,8 до 343 тысяч рублей.
«Больше 70 миллионов рублей направлены в литейное производство поселка Первомайский, производство погрузчиков и железобетонных изделий в Чите, термороботов в поселке Карымское», — отчитывается губернатор.
Термороботы — звучит таинственно и грозно. На деле это современные автоматические котлы, с помощью которых уже несколько лет котельные отапливают читинские и карымские квартиры.
В 2020 году в Забайкалье впервые прошли первенства ДФО по тайскому боксу, настольному теннису и спортивной аэробике, реализованы крупные новые проекты «Тренируемся дома», фестиваль уличных культур Encore Fest, турнир по боксу на призы чемпиона мира Александра Бахтина собрал около ста лучших боксеров России. Было построено 28 открытых спортивных площадок, семь площадок ГТО, установлено 46 тренажерных комплексов.
Приобретены и установлены 37 комплектов уличных тренажерных комплексов, 50 хоккейных коробок, 145 воркаут-площадок, построено 20 универсальных спортивных площадок с искусственным покрытием в районах края, проведено девять капитальных ремонтов значимых спортивных объектов для массового посещения жителями края.
Большие…
Осипов войдет в историю Забайкалья и России еще и тем, что при нем начались совершенно понятные работы на Удоканском месторождении меди. Освоить крупнейшие в России запасы меди и построить для этого комбинат мечтали сразу с момента открытия Удокана — с 1949 года. Сейчас первые производственные мощности готовы более чем на 60%, а объем инвестиций уже достиг 1,8 миллиарда долларов.
Среди других крупнейших краевых инвесторов — горно-обогатительный комбинат «Наседкино», компании «Хорт-В», «Золотая гора», «Дальцветмет». Кроме них в крае активно работает «Росатом», уверенно себя чувствует «Норникель», активно (но не без проблем) входит в Красночикойский район компания российского олигарха Дерипаски.
… и малые проблемы бизнеса
Уже в 2019 году Забайкалье вошло в десятку российских регионов с самыми серьезными объемами поддержки малого и среднего предпринимательства.
После небольшого роста 2019 года оборот розничной торговли в крае снизился на 3,9%, оборот общественного питания — на 16,4%, объем платных услуг населению сократился на 11,4%.
Когда Путин запер Россию дома на первых ковидных «каникулах», антикризисный региональный штаб разработал пакет мер поддержки предпринимателей, которые первыми понесли потери от закрытия предприятий.
Регион поддержал малый и средний бизнес деньгами, кредитами на выплату зарплат или пересмотром платежей по другим займам, отсрочкой с уплатой налогов. Общий объем поддержки малых и средних предприятий достиг 7,1 миллиарда рублей. Мерами поддержки воспользовались 15 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса.
К финалу 2020 года 24,5 тысячи малых и средних предприятий края обеспечили работой 94,4 тысячи человек — это пятая часть всех рабочих мест в Забайкалье.
По нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство…» регион получил и потратил больше полутора миллиарда рублей. Край помог 544 предприятиям, примерно 10 тысяч человек получили помощь через центр «Мой бизнес».
11 тысяч предпринимателей смогли «бесшовно» заменить единый налог на вмененный доход упрощенной системой налогообложения (УСН).
Новичкам в бизнесе помогли обнулением налоговых ставок, и более того — перечень видов деятельности, с которых начинающие предприниматели могут два первых года не платить налоги, расширен в четыре раза.
Впрочем, от Осипова досталось не только малому бизнесу.
Для всего края
Медленно, но верно обновляется районная инфраструктура — то, что мы стараемся не замечать, и что в итоге формирует пресловутое «качество жизни».
«В 2020 году в районы направлены больше пяти десятков водовозных и ассенизаторских машин, закуплены 286 единиц теплового оборудования. Благоустроены 55 общественных мест, созданы 50 точек WiFi для жителей сел. Построено больше тысячи контейнерных площадок, установлено 8800 мусорных контейнеров», — говорится в губернаторском отчете.
Забайкальский край купил три десятка автобусов для Читы и десять для междугородних перевозок. По рельсам края пошли два новых пригородных состава. Каларский район стал доступнее — в аэропорт Новая Чара летают три дополнительных авиарейса.
В течение года в регионе велась работа по одиннадцати национальным проектам.
Сумма вложений федерального бюджета составила 6,5 миллиарда рублей, регионального — 1,7 миллиарда рублей. Еще 3,4 миллиарда рублей были освоены по планам социального развития ЦЭР.
Читаем в отчете: «…37 уличных тренажеров, 464 детских и спортивных площадки, оборудование для семи техникумов, 58 автомобилей скорой помощи, 31 единицу медоборудования, регион отремонтировал 21 учреждение социальной сферы…».
По первому классу
Полпред Юрий Трутнев на конференции в Чите в сентябре этого года отдельно оговорил важное обстоятельство — власть ДФО осознанно начала вкладывать деньги именно в экономику Дальнего Востока. Поэтому эффект от вложений жители края заметят не сразу.
«Строим мы ясли, ремонтируем ли дом культуры или детскую школу искусств, или ФАП — все должно делаться по самому высшему стандарту, — объяснял Александр Осипов корреспонденту телеканала «Россия-24». — Мы строили модульные библиотеки, по первому классу дома культуры и ФАПы, тщательно выбирали проекты и большое количество лечебных учреждений отремонтировали и оснастили — покупали первоклассные магнитно-резонансные томографы, компьютерные томографы, современные УЗИ-аппараты».
На берегу Кыры
В июле 2020 года «Вечорка» поехала на рыбалку в Кыринский район. И вместе с рыбой смогла поймать самого Александра Осипова. Губернатор отведал ухи, которую сварил редактор газеты. И ответил на вопросы журналистов и — самое важное! — читателей газеты.
Одну из читательниц волновали слухи об уходе Осипова — на рынках и в транспорте судачили, что губернатора Путин вот-вот заберет его в Москву на высокую должность в федеральном правительстве.
«Я сам никуда не ухожу. Читательнице, которая спрашивала об отставке, передайте, что Путин меня сюда прислал, и, слава Богу, мы работаем таким образом, что народ нас поддерживает. И работаем ради народа, мы слышим народ. Мы нацелены на работу только с народом, почему с вами сидим здесь, в Кыринском районе. При этом будущее для нас неизвестно. Что завтра произойдет, мы не знаем, но у меня твердое намерение, и я прекрасно понимаю, что труд мой сейчас нужен здесь, и я понимаю, что надо делать от самого маленького села до Читы», — ответил Осипов.
Следует признать, что если сегодня рейтинг Осипова и не достигает отметки в 89%, народ в губернаторе не разочаровался. В крае еще очень многое нужно исправить и поменять, и трех лет для этого мало.
Тем не менее для Забайкальского края Александр Осипов сделал уже немало — вот пусть и дальше работает. А мы будем писать об этом.
Николай ШЕЛЕПОВ
Фото из архива «Вечорки» и пресс-службы Правительства края