И вдруг район стал округом…

  • 18 мая 2022 г.
И вдруг район стал округом…

Два года назад в Забайкалье нагрянули серьезные изменения — депутаты краевого Заксобрания поддержали и приняли муниципальную реформу. В этом материале мы попытаемся объяснить вам, наши читатели, что такое муниципальный округ и с чем его едят.

Но для начала вспомним, что именно в 2020 году в регионе появились первые муниципальные округа — ими стали Каларский и Приаргунский муниципальные округа.

В Каларском половина населения сосредоточена в Новой Чаре, для практически вахтового района такая организация управления вполне приемлема. Приаргунский тоже не жалуется — в округе увеличился бюджет, стало больше возможностей для участия в программах, и грантовая поддержка для округов выше, чем для муниципального района.

На этом муниципальная реформа не остановилась — 19 апреля этого года депутаты Заксобрания приняли соответствующий проект и Тунгокоченский район также будет преобразован в муниципальный округ.

Что такое муниципальный округ?

Муниципальный округ — это один из видов муниципальных образований наряду с сельскими и городскими поселениями, городскими округами, муниципальными районами. По сути, это аналог городских округов на территориях, где есть сельские населенные пункты. В муниципальном округе так же как и в других муниципалитетах имеются глава, местная администрация, депутаты, контрольно-счетный орган. С одной только разницей, что администрации сельских или городских поселений будут являться территориальными отделами администрации округа.

По данным сайта Министерства юстиции Российской Федерации, динамика изменений, произведенных в 2020 году, подтверждает ранее выявленные тенденции по уменьшению общего числа муниципальных образований (минус 635 к 2019 году). Тогда как число муниципальных округов, наоборот, увеличивается (плюс 74).

На вопросы о муниципальных округах нам ответила заместитель начальника государственно-правового управления губернатора Забайкальского края — начальник отдела правовой работы с органами местного самоуправления и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Наталья Куземская.

— Зачем проводятся преобразования из муниципального района в муниципальный округ?

— По сути, это централизация власти внутри одного района. Сейчас очень много проблем, связанных с определением, к какому уровню относится то или иное полномочие, поскольку нередко идут споры между районной властью и поселенческой о том, кто и как решает вопросы местного значения. Ведь за период после введения с 2003 года двухуровневой системы (муниципальный район — поселение) значительно увеличился набор полномочий местной власти, при этом четкого разграничения до сих пор нет. Ситуация усугубляется тем, что каждый год районы передают часть полномочий на поселение и поселение в район, в этом случае всем сложно — и органам власти, и в первую очередь гражданам — понять, кто решает тот или иной вопрос в конкретном муниципальном районе.

Например, куда обращаться за получением разрешения на строительство или вводом здания в эксплуатацию. Муниципальный округ по аналогии с городским округом, который, кстати, всегда был одноуровневой системой, призван эти противоречия снять. Ведь при создании округа полномочия органов структурируются, определяются функции отраслевых и территориальных отделов, выстраивается вертикаль в полномочиях, ответственность сотрудников за каждый участок работы.

— Как проходит преобразование?

— Пока процедура преобразования проходит в соответствии с действующим Федеральным законом № 131-ФЗ. Вместе с тем в настоящее время в Государственной Думе второе чтение проходит проект федерального закона о местном самоуправлении в системе публичной власти, который может изменить подходы к процедуре преобразования.

Сейчас вопрос о создании муниципального округа как правило инициируется главой района, проводятся публичные слушания, имеющие рекомендательный характер, далее советы депутатов поселений должны принять решения о согласии на объединение. При этом законом допускается, что если одно поселение будет против, то объединение в округ также проходит.

На следующей стадии Законодательное собрание Забайкальского края принимает закон о преобразовании, который предусматривает момент создания округа, порядок формирования органов (как избираются совет, глава, создается администрация), правопреемство, переходный период, в течение которого принимаются необходимые муниципальные акты, формируется единый бюджет, и другие вопросы. В практике Забайкальского края в среднем по времени преобразование занимает до 2-х лет с момента инициативы главы. Очень много зависит от скорости принятия указанных решений.

— Какие шаги осуществляются после принятия закона о преобразовании?

— После вступления в силу закона о преобразовании муниципальный округ считается созданным, при этом органы и должностные лица района и поселений продолжают работать. Совет района утверждает план мероприятий по реализации закона, в котором детально расписываются со сроками и ответственными лицами, когда принимается устав муниципального округа, как передается имущество, как формируется бюджет округа и т.д. Формируется временная структура администрации до момента утверждения ее советом депутатов округа.

В течение переходного периода формируются органы власти округа: территориальной избирательной комиссией назначаются выборы депутатов совета, главы (если он избирается на муниципальных выборах).

После избрания депутатов, как правило это происходит в единый день голосования в сентябре, на первой организационной сессии принимается устав округа (до это момента проводятся публичные слушания по нему), организационные документы совета. После регистрации устава в Минюсте вносятся изменения в учредительные документы муниципальных учреждений, в нашей практике мы меняем в налоговых органах только учредителя в части его наименования, расформирование и создание новых муниципальных учреждений не проводится.

После вступления в должность главы округа он вносит на утверждение совета постоянную структуру администрации округа с уже включенными городскими и сельскими администрациями, главы поселения переходят на должности муниципальной службы — глав администраций. Все муниципальные служащие поселений и муниципального района переходят на должности муниципальной службы в администрацию муниципального округа. Никаких сокращений по должностям не проводится.

До конца года текущего года принимается бюджет округа на следующий год.

Имущество и неимущественные права поселений и района переоформляются в течение переходного периода в казну округа.

— Какие плюсы получает население от преобразования?

— Основным плюсом от преобразования для граждан является выстраивание вертикали власти на местах. Когда понятно, куда обращаться по различным вопросам, на местах остаются также муниципальные услуги по выдаче справок, оформлению нотариальных действий. Главы сельских администраций уже не остаются без внимания со своими текущими проблемами, могут оперативно их решать через главу округа, без излишних формализованных действий по передаче полномочий и т.п., в рамках должностных обязанностей.

При объединении в округ многие вопросы упрощаются: например, создание автотранспортного предприятия для обеспечения внутренних перевозок или создание предприятия по благоустройству и очистке территорий населенных пунктов, выполнению работ по жилищно-коммунальным услугам, заготовке дров. Сейчас такая возможность у главы района отсутствует, т.к. полномочия разделены между поселением и районом.

Кроме того, в округе имеется возможность усилить управленческий потенциал в конкретных сферах: например, в подготовке проектно-сметной документации для ремонтов, строек социальных объектов профессиональными лицами, что значительно снижает процент отказов для органов местного самоуправления при участии в конкурсах или федеральных проектах, качества работ.

Безусловно, в чрезвычайных ситуациях такая система более жизнеспособна, поскольку есть прямое подчинение глав администраций на местах главе округа, когда требуется принимать очень быстрые решения или доводить до граждан финансовую помощь. Данные финансы поступают из резервных фондов федерации или региона. Так, для доведения их до граждан в муниципальном районе требуется сначала принятие решения депутатами районного совета, потом депутатами поселений, что значительно затягивает решение по времени, тогда как в муниципальном округе достаточно лишь принять одно такое решение депутатами округа.

С учетом низкой плотности населения и большой территории Забайкальского края система муниципальных округов, по моему мнению, более мобильная и жизнеспособная, так как позволят индивидуально подходить по набору функций органов власти в конкретных населенных пунктах.

Изменения — это всегда страшно

Несмотря на то, что муниципальную реформу власти края анонсировали аж в 2019 году, Акшинский, Балейский и Нерчинско-Заводский районы сразу отреагировали на смену статуса положительно.

«Поддерживаю инициативу создания муниципальных округов, потому что 131 закон на территории нашего района показывает свою неэффективность. Нет строгой вертикали власти. На данный момент в Балейском районе 11 глав — это глава района, города и сельских поселений. При принятии каких-либо решений необходимы дополнительные согласования, начинается бюрократия. Законопроект о местном самоуправлении пресекает это, позволяет эффективнее решать какие-либо задачи. Мы будем иметь полный комплект специалистов, которые будут руководить округом в целом. Но те главы, которые сейчас есть, останутся в системе районной администрации. Люди смогут также к ним обращаться за помощью. Новая система имеет много положительных сторон. Систематизируются выборы власти в районе. Балейский район готов к этой реформе. И принимать решения будем с учетом мнения жителей. Даже сами люди задавали вопрос на встрече с губернатором Александром Осиповым о создании единой администрации в районе», — сказал глава Балейского района Сергей Гальченко.

Понятно, что все новое — всегда страшно, но надо полагать, что новая система будет более эффективна и полезна для забайкальцев.

Татьяна ЕСИКОВА
Фото Яндекс, архив «Вечорки»