Щербина Забайкальского кинофестиваля

  • 4 июн. 2023 г.
Щербина Забайкальского кинофестиваля

Фото НИКОЛАЙ ГУЛАКОВ

Сейчас много пишут и ещё больше говорят, будто Забайкальский международный кинофестиваль – уникальное кинематографическое событие. Якобы он поддерживает культуру, традиции и даже этнографические особенности Забайкалья. Один из местных деятелей, комментируя проведение кинофестиваля во время идущей спецоперации на Украине, сообщил, что одно событие не отменяет другое. Это удивительная по глубине мысль, которая показывает, как сильно изменилась страна за время после Великой Отечественной войны.

Интересный сюжет для кино
Представьте себе: осень 1941 г., на экраны Читы выходит немецкий комедийный фильм 1941 года режиссёра Карла Фрёлиха «Газовщик» (Der Gasmann ).
Представили?

А теперь представьте ситуацию: осень 1941 г., перед выходом на экраны Читы немецкой комедии «Газовщик» в кинозале собираются секретарь обкома ВКП(б), председатель облисполкома, депутаты областного Совета и приветствуют ленту аплодисментами. Председатель облисполкома даже вылазит на сцену и прочувствованно говорит, мол, одно событие не отменяет другое, и вообще всё для фронта.
Получилось?

Ой, кажется, это был бы интересный сюжет для кино. 
А теперь ситуация, которую представлять не надо, она из каждого читинского интеренет-утюга: май 2023 г. США, вооружая Украину, затягивают конфликт, в ходе которого гибнут наши забайкальские пацаны. На конкурсе молодежных фильмов «Новый взгляд» Х юбилейного Забайкальского международного кинофестиваля зрителям на голубом глазу показывают «лучший фильм 2022–2023 годов производства США». Более того, имеет место некая международная премьера американской ленты «Инопланетяне похитили моих родителей, и теперь я чувствую себя покинутым» (Aliens Abducted My Parents and Now I Feel Kinda Left Out) Джейка Ван Вагонера.
Как говорится, «почувствуйте разницу».
Почувствовали?

Фильм «полный клише и неуклюжий»
Мы люди маленькие и тёмные, в кинематографе ничего не понимаем. Но в интернетах пишут, что премьера данной картины имела место в США на кинофестивале «Сандэнс» 2023 года, который проходил с 19 по 29 января 2023 года. Там ещё две есть пометы: «World Premiere. Available online». То есть мировая премьера вроде как прошла четыре месяца назад, тётенька. И фильма в сети доступная. Глянули мы трейлер в ютубе. Да, инопланетян хватает, Стивен Спилберг и Роберт Земекис нервно курят в сторонке.

Но на «Сандэнсе» лента не была отмечена никакими наградами (там у них, видно, свои программные директрисы). Утверждение, что это лучший американский фильм смахивает поэтому на нелепый домысел организаторов, которые бесцеремонно любят нам мозги. Может, даже держат за идиотов. Как говорится, утверждать безосновательно - не мешки ворочать. Причем за счет Фонда развития Забайкалья и в рамках поддержки этнографических особенностей региона. Рецензий на это кино в сети навалом, общее место: фильм «полный клише и неуклюжий». Вот, не зря же его на конкурс «Новый взгляд»-то затянули.
Есть и в поддержку культуры и традиций Забайкалья: «Фильм едва ли набирает достаточно доброжелательности, чтобы смотреть сквозь огромные дыры в сюжете и ленивое повествование, независимо от того, насколько Джейк Ван Вагонер пытается отвлечь свою аудиторию ностальгией по научным семейным фильмам 80-х». Это в дополнение тому, что конкурс «Новый взгляд» будто позволяет увидеть проблемы подрастающего поколения и предложить возможности для воспитания жизненно необходимых нравственных позиций. Некий M.N. Miller отзыв сочинил, очевидно, злыдень ещё тот.

Но фильма, как ни крути, думается, - явно не мировое достижение. Чтобы вывести за скобки, сколько наших сейчас гибнет от американского оружия, показывать ленту не первой свежести и небесспорного качества, да ещё при этом аплодировать... Как минимум, довольно неуместно, что бы про себя не думали председатель оргкомитета кинофестиваля Виктор Шкулёв и его программная директриса Мария Безенкова.

В одной программе с ложью о действиях Вооруженных сил России
Зато на фестивале «Сандэнс» 2023 года награду Audience Award: World Cinema Documentary получил украинский фильм «20 дней в Мариуполе» (20 Days in Mariupol / Ukraine). Мы его трейлер смотреть не стали, потому что, судя по логлайну картины, в ней распространяется то, что по действующему законодательству является ложью о действиях Вооруженных сил России. И, знаете, фильм «Инопланетяне похитили моих родителей» был на фестивале «Сандэнс» в одной программе с этой лабудой «20 дней в Мариуполе».

Учитывая данное обстоятельство, демонстрация этой картины в рамках того, что пытаются называть крупнейшим культурным событием Забайкалья, представляется неприемлемым. Даже, если такие крупнейшие деятели культуры как В.М.Шкулёв и М.В.Безенкова считают по-другому. Мы не станем порицать ни их, ни лицемерие региональных политиков, которые видят программу фестиваля русским по белому и наперегонки заполняют залы его мероприятий. Если кому-то по душе роль полезного В.М.Шкулёву идиота, то это дело, думается, очень личное.
Мы люди маленькие, у нас в служебных помещениях даже портретов Президента Путина нет, не по чину. Но он говорил недавно, обращаясь к Федеральному собранию, что «теперь через представителей НАТО подают сигналы, а по сути выдвигают, ультиматум: вы, Россия, выполняйте всё, ...а мы будем вести себя, как заблагорассудится. Мол, нет никакой связи между ...скажем, конфликтом на Украине, другими враждебными действиями Запада в отношении нашей страны, как и нет громогласных заявлений, что они хотят нанести нам стратегическое поражение. Это или верх лицемерия и цинизма, или верх глупости».

В смысле включения американской ленты с такой фестивальной историей в программу провинциального кинофестиваля, мы всё-таки склоняемся к версии лицемерия и цинизма. И поймём тех, кто посчитает, что деятели, которые устроили эту уродливую мизансцену, по сути выступили против нашего государства. Оно, может, и не всем нравится, но другого у нас нету. Что касается тех, кто хлопает этому в депутатские ладошки... Мы, конечно, большая страна и можем себе позволить некоторое количество дебилов, занятых «развитием гражданского общества», но время сейчас для этого очень неподходящее.

Cosmopolitan против Гантимура
В заключение необходимо отметить, что, в этот раз на Забайкальский кинофестиваль заявлялся «Гантимур» - фильм о тунгусском князе, который стал русским дворянином». Он, понятно, посвящён Гантимуру – участнику ключевого события в истории России XVII века – пограничного размежевания с Китаем в Забайкалье. Переход тунгусского князя Гантимура, роду которого принадлежали земли на рекам Ингода, Шилка и верховьях Амура, под руку русских царей и принятия православия сыграло большую роль в деле закрепления нашего края за Россией.
Знаем, что В.М.Шкулёва и М.В.Безенкову умоляли включить картину хотя бы во внеконкурсную программу фестиваля прямо вышеизложенными словами. Но они - кремень, отказали. Знаете, позиция г-жи М.В.Безенковой сильно смахивает на дискриминацию региональной тематики, но кому это интересно?

Что касается г-на В.М.Шкулёва, то он неплохо заработал на поддержке культуры, традиций и этнографических особенностей Забайкалья, продавая издания американского холдинга Hearst - Esquire, Harper's Bazaar, Good Housekeeping, Cosmopolitan и Men's Health. После февраля 2022 года Hearst «продал» свою долюшку в бизнесе самому В.М. Шкулеву, никого другого для этого деликатного дельца не нашёл. По словам господина Шкулева, которые приводит «Коммерсант», решение было принято «в максимально дружественном и ответственном формате». Хотя сумма сделки и не раскрывается, с «максимально дружественным и ответственным форматом» и так всё, вроде, понятно.

Редакция

P.S.
Мы конечно понимаем, что «крошить батон» на медиамагната В.М. Шкулева - не лучший выбор для нас, людей маленьких. 
Но, как сказал Димитрий, выпускник Киевского высшего танкового инженерного училища, митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский, «лучшая помощь нашим собратьям, которые сейчас воюют на передовой, — это честно исполнять свой долг. А если это будет с радостью — это будет еще лучше».
А кто мы такие, чтобы спорить с Димитрием?