Россияне смогут устанавливать самозапрет на получение кредитов с 1 марта 2025 года. Этот закон 26 февраля подписал Владимир Путин. Самозапрет будет распространяться только на потребительские кредиты и займы, но не будет касаться ипотеки, автокредитов и образовательных кредитов с господдержкой.
Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
«В 2022 году объем операций по переводу денежных средств со счетов клиентов российских банков, совершенных без их согласия, превысил, по данным ЦБ, ₽14 млрд. Более 50% от всех этих операций пришлось на хищения с использованием методов социальной инженерии, когда человек сам раскрывает злоумышленникам свои банковские данные либо переводит деньги под психологическим воздействием, пояснили в ЦБ.
В 2023 году объем операций без согласия клиентов увеличился по сравнению с 2022 годом на 11,48% на фоне роста объема денежных переводов с использованием карт (+10,54%, до ₽136,4 трлн)», - сообщает Банк России.
Начиная с 2023 года кредитные организации направляют в Банк России информацию о предотвращенных хищениях денежных средств. За прошлый год объем таких операций без согласия клиентов составил 5,8 трлн рублей. Благодаря работе антифрод-процедур кредитных организаций злоумышленникам не удалось совершить 34,77 млн мошеннических операций.
Самозапрет на кредитование — это ограничение, которое банк накладывает на онлайн-операции по заявлению клиента. Запретить можно как отдельно кредитование, так и другие банковские операции или ограничить их отдельные параметры — например, установить максимальную сумму для одного перевода или нескольких переводов, но на определенный период времени. Такая услуга призвана ограничить возможности оформления кредитов или выполнение операций с денежными средствами клиента без его ведома.
Такая мера может помочь не попасть в ловушку мошенников наиболее подверженным их влиянию гражданам, например пожилым людям, лицам, страдающим некоторыми психическими расстройствами, например шопоголизмом, при котором человек испытывает непреодолимое желание покупать все подряд и слишком подвержен влиянию рекламы.