Фото автора
В районе станции Чита-1 выше улиц Карла Маркса и трех Кооперативных, на склоне горы находится дачный кооператив с благозвучным названием «Яблонька». На возвышенности цепочкой там построены дома. Инна (имена изменены) со своей семьей живет здесь уже с 2018 года в самом крайнем из них. В августе 2022 между ней и ближайшими соседями втиснулся еще один «дачник» и построил двухэтажный дом без разрешения на строительство.
Новые соседи Инны оказались индивидуальными предпринимателями. Муж занимался бизнесом в области строительства и комплексного обслуживания помещений. Он купил земельный участок у предыдущей хозяйки и оформил его на жену. Строительство новые жители начали, нарушая не только права и законные интересы соседей, но и правила и законы строительства.
Они вышли за пределы своего земельного участка, отсыпали дорогу так, что Инне приходится ездить к своему дому по чужой территории, где участок был уже разграничен, но строительство еще не началось. Ограждение они установили так, что часть территории, на которой находится высоковольтная линия электропередач, попала на их участок. Таким образом, Лисовы — новые соседи — используют не только земли, которые принадлежат им по праву собственности, но и занимаются самозахватом. Кроме того, неудобства создает насыпь, которая находится выше забора Инны, а постройки на соседском земельном участке также расположены не в соответствии с кадастровым планом.
Вместо того чтобы мирно решать все вопросы, Лисов сразу заявил соседке: «У нас все схвачено».
И схвачено, видимо, действительно многое. В сентябре 2022 года договор на аренду жилья, по сведениям департамента земельных отношений, у Лисовых заканчивался. Департамент сначала потребовал расторгнуть с Лисовыми договор аренды земли и освободить территорию, а потом вдруг поменял требования, и вопреки множеству нарушений Лисовы договор продлили до 2025 года. В то время как другой сосед Инны, просрочив аренду лишь на несколько дней, уже несколько лет не может вернуть свой участок.
«Почему у нас одним позволено все, а другим ничего?!» — спрашивает Инна.
Департамент земельных отношений фактически самоустранился от участия в деле, в то время как Инна доказывает суду, что участок отдан Лисовым в собственность не на законных основаниях при имеющихся нарушениях.
«В документах из департамента есть ложная информация о том, что на участке Лисовых еще до приобретения ими участка стоял недострой в 2019 году. Но ничего там не было. Был пустырь!» — говорит Инна.
Кадастровый инженер 10 июня 2023 года обозначил нарушения Лисовых: «За территорией, не принадлежащей собственнику, им отсыпана площадка и дорога высотой 1,5-3 метра. Площадка и дорога отсыпаны в охранной зоне высоковольтной линии. Собственником участка за территорией построен септик, расположенный в овраге, в шести метрах от колодца водоснабжения соседних участков. Отсыпанной дорогой нарушен естественный отток воды, что может привести к затоплению участков. Лисовы ведут строительные работы, не соблюдая права и законные интересы соседей, создали свалку рядом с домом, засыпают грунтом колодец с питьевой водой. Септик создает угрозу заражения воды», — написано в документе.
Судом в сентябре 2023 года были удовлетворены все требования Инны. Лисовых обязали убрать мусор, перенести септик, убрать забор и насыпь. Но они, спустя уже более чем полгода, так и не выполнили требования суда, убрав лишь часть строительного мусора.
Противостояние продолжается. Апелляционный суд уходит в сторону от вопроса истца и требует объяснений не от ответчика, а от истца. Судья говорит, что если убирать кучи насыпи Лисовых, то у них «поедет» дом, и Инну же заставляет сделать строительную экспертизу по дому соседей. Но ведь по закону, если дом построен в неположенном месте, его вообще должны снести, не правда ли?
Не смущает органы власти и то, что вместе с Инной проживает ребенок-инвалид, чьи права также нарушаются действиями соседей.
Также из департамента земельных отношений в суд пришли документы, что с 2019 года на объект недвижимости, то есть дом, которого в то время еще не было, Лисовыми была оформлена собственность.
«Откуда этот документ появился? Они начали закладывать фундамент только в 2020 году. Явная фальсификация. В суде не хотят ничего слышать, защищают интересы ответчика. Как вообще они могли оформить дом и участок, если там столько нарушений?» — говорит Инна.
Не хотят и слышать то, что при имеющихся нарушениях подъезд к дому Инны пролегает через чужой участок, который рано или поздно будет отдан в чью-то собственность. И как она должна будет проезжать к себе домой, неизвестно. Даже при наличии заключения кадастрового инженера и ответа из отдела архитектуры Инне приходится доказывать, что соседской дорогой перегорожен путь к ее дому. Казалось бы, все понятно и законом она защищена, но ответ на ее вопрос кроется, видимо, глубже.
Она называет имена известных в Забайкалье политиков и чиновников, которые покрывают самоуправство Лисовых, некоторых из них она видела возле построенного дома соседей.
Она обращалась в прокуратуру, отдел архитектуры, энергосбыт, Министерство охраны природы, но, кроме отписок, ничего не получила: живите, как хотите.
«Бумаги в некоторых ведомствах теряются, как в Бермудском треугольнике», — разводит она руками, мол, везде круговая порука.
Лилия СВЕРДЛОВА