Фото: Яндекс
Страна намерена перевернуть мировой рынок в данной отрасли, а пограничный городок Маньчжоули станет местом торговли. Это открывает коммерческие возможности для сопредельного Забайкальска, но там, похоже, пока не спешат заделаться «Находкой № 2».
Экспорт растет «стремительным домкратом»
Индустрия экспорта подержанных автомобилей Китая постепенно расширяется. С момента запуска пилотной программы по этому направлению в 2019 году объем экспорта увеличился многократно. В 2022 году он вырос на 350 процентов за год — с 15 тысяч автомобилей в 2021 году до 69 тысяч в 2022-м.
Причем транспортные средства на новых источниках энергии (NEV) составляют значительную часть экспорта — более 70 процентов от общего объема вывоза подержанных авто в бондовых зонах страны.
Целевые рынки для китайских подержанных автомобилей также были расширены, сейчас это 140 стран и регионов мира. Главными направлениями экспорта являются пять стран Центральной Азии, Африка и некоторые страны Юго-Восточной Азии.
С 2022 года Россия также стала важным рынком для экспорта подержанных автомобилей из Китая. Процедуры экспорта китайских подержанных авто были упрощены, а промышленная система улучшена.
Масштабному развитию экспорта из Китая способствует мощная политическая поддержка. Производство и продажи автомобилей в Китае превышают 30 миллионов единиц в год. Машины соответствуют необходимым стандартам качества.
В сопредельном с нашим Забайкальским краем Автономном районе Внутренняя Монголия экспортом подержанных автомобилей тоже занимаются 29 предприятий. С января по апрель Внутренняя Монголия экспортировала 1928 подержанных автомобилей на сумму 31 млн долларов. Это в 2,4 раза больше, чем за тот же период 2023 года.
Чтобы способствовать развитию экспорта подержанных машин, министерство торговли Китая 7 февраля 2024 года выпустило уведомление о необходимости осуществлять продажу авто зарубежным покупателям по всей стране — раньше это было возможно на ограниченном числе территорий.
«Маня» своего не упустит
Учитывая, что спрос на автомобили на российском рынке остается высоким, власти китайского пограничного городка Маньчжоули и там организовали продажи машин. На данный момент шесть компаний в городе Маньчжоули прошли конкурс на экспорт подержанных автомобилей и получили соответствующие лицензии.
По данным китайской таможни, с января по апрель 2024 года через автодорожный порт Маньчжоули-Забайкальск уже было экспортировано 496 подержанных автомобилей стоимостью 252 миллиона юаней. Это в 23,8 раза больше, чем за тот же период прошлого года. 25,8% автотехники составили легковые автомобили.
Заместитель секретаря горкома Компартии Китая и мэр Маньчжоули Юэ Годун провел обследование базы по экспорту подержанных автомобилей в Маньчжоули. Он осмотрел автомобильный выставочный зал торговой базы. Свободные торговые зоны — это районы, где действует особый налоговый и таможенный режим. Предприятия, образованные в таких районах, имеют право вести международную торговлю, пользуясь режимом льготного налогообложения.
И не зря Юэ Годун туда съездил. Уже в мае была введена в эксплуатацию комплексная зона, которая объединяет функции выставки и торговли с возможностью реальных транзакций, технического обслуживания, ремонта и апгрейда. Здесь же можно протестировать авто, получить сертификат, оформить все необходимые таможенные документы.
В дальнейшем город Маньчжоули намерен в полной мере использовать свои географические и политические преимущества, чтобы развивать инфраструктуру местной индустрии экспорта подержанных автомобилей. Пользуясь возможностями китайско-российского экономического и торгового сотрудничества, городок продолжит предоставлять поддержку предприятиям, стремящимся открыть «новый голубой океан» экспортной торговли в России.
Ау, Забайкальск, просыпайся!
Несмотря на стремительно растущие объемы продаж, этот бизнес в Китае сейчас находится на ранних стадиях развития. Китайцы говорят о необходимости перенять успешный опыт и практику таких стран, как Япония и Южная Корея, в поисках лучших бизнес-моделей.
Да, экспорт подержанных автомобилей в Китае только начинается, и стране потребуется время, чтобы догнать более авторитетных игроков. Те же США экспортируют в год около 800 тысяч подержанных автомобилей, и эта цифра остается относительно стабильной с 2013 года. Японский экспорт приближается к 1 миллиону автомобилей в год.
Вполне логично, что их хочет догнать и перегнать Китай. Во-первых, запасы авто там растут. В стране зарегистрирован самый большой автопарк в мире, и перепродажа авто из него — лишь вопрос времени.
Качество китайских автомобилей также улучшилось до такой степени, что многие потребители в развивающихся странах вполне могут выбрать их как более дешевую альтернативу подержанным Toyota. Понятно, что Китаю необходимо следить за тем, чтобы у китайских авто была хорошая репутация за рубежом. Экспортная эволюция китайского пограничного городка Маньчжоули дает хорошие коммерческие возможности и нашему Забайкальску. Не похоже, однако, что там об этом всерьез задумываются.
В долгосрочной перспективе Китай будет продавать больше подержанных автомобилей, чем кто-либо другой, и его экспортный бизнес неизбежно станет крупнейшим в мире.
Александр Тарасов