Дороги: и ни туда, и ни сюда!

  • 1 окт. 2024 г.
Дороги: и ни туда, и ни сюда!

Фото автора

Накануне недавних выборов губернатора на головы избирателей Забайкальского края обрушились тонны цифр. Так, целый пласт их касался дорог — из приведенных показателей следовало, что каждый год в регионе ремонтируется от 300 до 500 км дорог. Казалось бы, хорошо, но не факт.

На первый взгляд, цифра впечатляет: «полтыщи» км — это же как от Читы до Китая, еще и хвостик останется. Но в масштабах Забайкальского края этого крайне мало. 500 км в год сравнимы с одной лопатой песка в масштабах Чарской пустыни.

Об этом же говорили и главы некоторых районов на «круглых столах» в рамках проекта «Герои. Победы. Будущее». Денег на регион федеральный центр выделяет достаточно, но районов-то у нас более тридцати, вот и приходится эти средства буквально размазывать по всем дорогам тонким слоем.

Если ремонтировать забайкальские дороги такими темпами — по 500 км в год — то процесс займет много лет, наши внуки будут продолжать дело, начатое дедами, но к завершению ремонта так и не подойдут. А ведь речь не только о ремонтах, кроме этого необходимо еще и строить новые современные трассы, которые бы соединяли районы Забайкалья между собой.

Так, например, до сих пор нет дороги, которая бы надежно и круглогодично соединяла Сретенский и Чернышевский районы. Теоретически дорога есть, даже две — одна идет через село Кулан, вторая — от Усть-Наринзора. Обе выходят в Чернышевском районе к селу Курлыч. Но это даже не дороги, а направления. В один день вы по ним проедете, а после «дождичка в четверг» они станут непроезжими.

До сих пор даже в планах нет и дороги до Каларского района. Есть нарисованные на карте зимники, которые использовали еще советские геологи. Сегодня, чтобы доехать до той же Новой Чары на автомобиле, необходимо заезжать через Амурскую область, и далеко не факт, что до Каларского района вы доберетесь — можете застрять где-нибудь по пути. В итоге получается крюк в несколько сотен километров. Да, автомобильная дорога Чита — Новая Чара — это дело будущего, но думать о ее строительстве надо уже сегодня, иначе северный Каларский район так и будет оставаться отрезанным ломтем Забайкальского края.

Дороги дорогами, но забывать о дорожной инфраструктуре тоже нельзя — об АЗС, СТО, придорожных кафе, мобильной связи и многом другом. В 2010 году Владимир Путин, проехавшись на «Ладе-Калине» от Хабаровска до Читы, говорил об этом и настаивал на развитии инфраструктуры дороги. Связь, кстати, на ФАД «Амур» появилась, но не везде. Чтобы более-менее уверенно себя чувствовать в пути, необходимо иметь как минимум две симки в телефоне от разных операторов.

На автодороге от Карымской до Шилки, которая эксплуатируется уже несколько десятилетий и идет параллельно Транссибу, связь местами тоже отсутствует. Но, с другой стороны, радует, что на ней становится все больше асфальта, однако работы еще непочатый край, да и про связь необходимо помнить.

«Вечорка», как никакое другое СМИ региона, заинтересована в хороших дорогах — ездить журналистам приходиться очень много и часто. И если будет поставлена задача составить подробный атлас дорог, которые требуют первоочередного ремонта, то обращайтесь в редакцию газеты. Впрочем, об этом мы уже писали в одном из наших предыдущих номеров, поэтому двинемся дальше по нашим дорогам. 

Нерчинск, хунну и сяньби

На дороге до Нерчинска (через Карымскую и Шилку) водители «Вечорки» знают каждую яму — ездить по ней приходится очень часто. На минувшей неделе путь до Нерчинска осложнялся более поздним выездом из Читы и тем, что приехать надо было до закрытия Нерчинского краеведческого музея — необходимы были фотографии некоторых артефактов археологической коллекции музея.

Если говорить конкретнее — надо было сфотографировать уникальный пояс хуннского воина с двумя бляхами-пластинами, на которых изображена битва двух тигров с драконом. Уникальная, кстати, вещь, таких больше нет нигде в мире.

Дело в том, что за пару дней до поездки у автора этих строк вышел спор с одним весьма далеким от истории человеком, утверждавшим, что до прихода русских казаков в Забайкалье одни звери водились.

Я ему ответил следующим образом: «Известно ли вам, дорогой «любитель» истории, что примерно две тысячи лет назад, в первом веке нашей эры, в Забайкалье произошли события, которые дали толчок Великому переселению народов и тем самым повлияли на падение Римской империи, на формировании народов России и государств Европы. Если бы не гости из Забайкалья, то неизвестно еще, в какую бы сторону история завернула».

Ответ в стиле «быть того не может» я пропустил мимо ушей и продолжал:

«В конце I века н.э. многолетнее противостояние хуннского государства с государством сяньби привело к поражению первых. Артефакты того времени хранятся в Нерчинском музее, и с ними можно ознакомиться в часы работы музея.

Около 500 тысяч хунну двинулись из Забайкалья на запад, заставляя двигаться и другие племена на своем пути. Так хунну дошли до междуречья рек Волга и Кама, где застряли примерно на 200 лет. Ассимилировавшись с местными племенами, не потеряв своей воинственности и став гуннами, они двинулись в Европу — на Римскую империю. Это был самый мощный этап переселения народов. Нашествие гуннов запустило процесс формирования европейских народов и государств. Если бы хунну не ушли из Забайкалья, то ничего бы этого не было, и Европа, скорее всего, имела бы совершенно другой вид».

Мой собеседник ответил в том духе, что он был в Нерчинском музее и никаких артефактов хуннского времени не видел, а раз так, то и хунну в Забайкалье не было. Пришлось ехать, фотографировать, дабы доказать человеку его неправоту.

В музей мы опоздали — он закрывался, смотрители и другие работники покидали его стены в тот момент, когда экипаж «Вечорки» пришвартовывался рядом с ним.

Но я всегда знал, что в Забайкалье живут самые добрые и отзывчивые люди в мире. Выслушав мой сбивчивый рассказ, смотритель музея Татьяна, несмотря на то, что спешила в детсад за дочкой, провела меня в зал археологии, включила свет и дала возможность сделать несколько снимков. Скажите мне, где еще вы встретите такое отношение к гостям?

Уверен, мой упрямый собеседник будет посрамлен. А все потому, что человек совершенно не знает историю региона, в котором живет, а ведь здесь столько интересного было, понадобится труд сотен ученых, которым придется написать десятки научных томов, чтобы осветить хотя бы половину того, что происходило в Забайкалье на протяжении последних пяти тысяч лет. А что будет, если копнуть еще глубже?

Нерчинск — Балей — Шелопугино

В эту поездку «Вечорка» напирала на видеоконтент, загляните в наш ТГ-канал «Газета-V-Вечорка» — за неполных три дня там было выложено более 50 роликов, в которых показали почти все дороги, по которым проехали за три дня.

Не оставили мы без внимания и улицы населенных пунктов — это тоже дороги, и они требуют пристального внимания и ремонтов. Забегая вперед, скажу — дорожное покрытие улиц всех районных центров в Забайкалье, без исключения, просто ужасно. А это ведь райцентры, представляете, что творится с дорогами и улицами в селах?

В Нерчинске центральные улицы производят более-менее приятное впечатление, но как только вы с них съезжаете, то забудьте о комфортной езде — яма на яме, кочка на кочке. Когда за спиной утомительное путешествие, езда по таким улицам изматывает и даже бесит.

Незадолго до губернаторских выборов и перед приездом Осипова открыли подъездную дорогу к Балею. До этого в город приходилось заезжать по разбитой в клочья дороге.

Но, опять же, если говорить о дорогах в пределах Балея, то положительных эпитетов будет крайне мало — ухабы, кочки, разбитый асфальт, глубокие ямы и прочие прелести. В районе Отмахово состояние улиц такое, что складывается впечатление — они не ремонтировались с советских времен.

«Зато в Балее самые высокие «лежачие полицейские». Сейчас-то они немного пообтесались, а год назад постоянно «брюхом» их цеплял», — говорит Валера.

«Лежачих полицейских» в Балее сделали из того, что было, — из асфальта. И, по всей видимости, делали на глаз, чутка переборщив с их высотой. Вот и приходится машинам всякий раз чесать о них свои днища.

Конечно, все улицы даже небольшого поселка невозможно отремонтировать в одночасье, но хотя бы центральные и улицы с самым интенсивным движением можно же сделать?

В далеком 1984 году я работал в геологической партии в Балейском районе. Всякий раз, приезжая в райцентр, мы попадали под красный свет единственного светофора. Сейчас в городе светофоров вообще не осталось. Но это так, к слову.

Всю весну и лето на дороге Балей — Шелопугино работают ремонтники — кладут асфальт. Местами не дорога, а сказка. Правда, пока уложено около трети всей дороги, но лиха беда начало, глядишь, через несколько лет Балейский и Шелопугинский районы будут соединены надежной трассой.

В пользу того, что дорога эта нужна, говорит и возросший поток автотранспорта. Еще несколько лет назад можно было проехать от Балея до Шелопугино и встретить всего пару-тройку машин. Сегодня на дороге достаточно интенсивное движение. Она начинает жить полноценной жизнью.

На увеличение грузопотока сразу же откликнулся малый бизнес, и, о чудо, в Шелопугино появилась своя «заежка». Пока это небольшой вагончик на пять столиков, с таких начинались в 90-х все придорожные кафе на дороге от Читы до Забайкальска, но поток клиентов постоянный, и значит, кафешка в Шелопугино должна расти и развиваться, а это очень хорошо.

А вот подвижек в деле ремонта улиц в Шелопугино крайне мало. В минувший четверг там начали снимать асфальт на одной из улиц, видимо, будут укладывать новый. На следующей неделе «Вечорка» съездит и посмотрит — что же там удалось сделать?

На «круглом столе», что проходил в июле в Нерчинске, глава Шелопугинского района Маргарита Пыж докладывала о таком значимом достижении, как начало работ по освещению части улиц в райцентре. Это, конечно, хорошо, но как быть с дорожным покрытием улиц в Шелопугино? По селу реально местами ехать страшно.

Пока в рейтинге «Вечорки» село Шелопугино входит в тройку населенных пунктов Забайкалья с самыми плохими дорогами. В одном из следующих номеров мы постараемся дать полный список и надеемся, что читатели газеты нам в этом помогут!

Олег ТОПОЛЕВ