Казнить нельзя помиловать

Казнить нельзя помиловать

Фото - Яндекс

Сегодня «Чита.Ру» опубликовали новость о том, что  прокуратура запросила пять лет исправительной колонии бывшему главе Александрово-Заводского района Сергею Акулову, которого судят за превышение полномочий при строительстве дамбы на реке Газимур. «Дамба оказалась некачественной» - пишут в информагентстве, ссылаясь на исполняющего обязанности прокурора Александрово-Заводского района Архипа Ильина.

Ни на чем не настаиваем, но есть и другая версия происходящего.

Экс-главу Александрово-Заводского района Сергея Николаевича Акулова обвиняют в превышении должностных полномочий, по этой статье ему может грозить наказание вплоть до 10 лет лишения свободы. Однако свидетели суда виновным его не считает. В чем обвиняют и за что судят прокуратура, следственный комитет и районный суд Алек-Заводского района пенсионера? Попробуем разобраться.

Дамба

Все мы ещё помним паводок лета 2022 года. Тогда подтопило села, размыло дороги, многие забайкальцы остались даже без жилья - настолько было испорчено водой их имущество. Пострадал от воды и Алек-Заводский район. 

30 июля 2022 года на основании решения комиссии ЧС и ПБ Правительства Забайкалья был введен режим ЧС в шести районах. Органам местного самоуправления рекомендовано было проведение аварийно-спасательных работ по отсыпке насыпи, укреплению берегов рек и их расчистке. Главным распорядителем средств на проведение аварийно-восстановительных мероприятий в крае было определено Министерство природы. 

В тот же день комиссией администрации Александрово-Заводского района было принято решение о возведении временной дамбы. Глава администрации С.Н. Акулов, исполняя решение комиссии ЧС и ПБ, направил заявку о возведении временной дамбы на реке Газимур в Минприроды Забайкалья.  

Вначале было слово…

3 ноября 2022 года в бюджет Алек-Заводского района было распределено 7 млн 994 тыс. 156 руб. на возведение временной дамбы из Резервного фонда РФ. В это время глава администрации Акулов находился в отпуске, контракт о возведении временной дамбы составлял юрист, а подписывал заместитель Акулова. Как выяснилось позже, в контракте было пропущено слово «временная», и это стало основанием для судебных тяжб и обвинений, которые последовали через два года после устройства временной насыпной дамбы.

«Пока я был в отпуске работы по устройству насыпи контролировал мой зам. и заместитель министра Минприроды Забайкалья П.В. Павленко. В декабре 2022 года работы были окончены, я только вышел из отпуска, принял работы, подписал акт выполненных подрядчиком Е.А. Чипизубовым работ. Спустя год, и два, и три насыпь успешно выполняет свои функции – защищает жителей района от подтоплений. Летом 2023 года районная прокуратура проверяла документы и состояние дамбы. Никаких нареканий не было,» - считает С.Н. Акулов.

Дамба не дамба? 

Однако в ноябре 2023 года очередная прокурорская проверка выявила в контракте отсутствие слова «временная». Было возбуждено уголовное дело на Акулова Н.С. А в декабре 2024 года следственные органы Алек-Заводского района передали уголовное дело в суд. По мнению прокуратуры, Акулов построил объект капитального строительства гидротехническое сооружение - дамбу на реке Газимур. Основанием послужило наличие подозрений в превышении должностных полномочий и предъявили обвинение в том, что вместо временной насыпной дамбы ему следовало возвести капитальное гидротехническое сооружение. Интересно, как бы это он умудрился на такие средства возвести капитальный объект? 

На протяжении месяцев Сергей Николаевич доказывает следственному комитету, прокуратуре и суду, что насыпная дамба, которую можно посмотреть и потрогать, это насыпная дамба, а пропущенное слово в контракте – лишь техническая ошибка.

Средства на устройство дамбы были выделены из Резервного фонда Российской Федерации - из этого фонда средства могут идти только на временные сооружения, а не на возведение капитальных объектов. Этих средств не хватило бы на возведение капитальной дамбы, даже если бы Акулов очень постарался. Как объект временный на балансе в администрации района дамба не состоит, в госреестре не зарегистрирована, собственностью администрации не является.

Возникает вопрос, какие убытки и какой вред нанёс Акулов администрации своего района? Истцом в суде считается именно администрация в лице С. В. Салошко, хотя финансовый отдел администрации, что следует из документов, к Акулову и проведённой работе по установке дамбы также претензий не имеет.

«Администрация никак от моих действий не пострадала. Временная дамба свою функцию выполняла и выполняет в настоящее время. Она не разрушена, не имеет прорывов. Все допрошенные в судебном заседании свидетели обвинения подтвердили, что если бы этой дамбы не было, то последствия от разлива рек Газимур, Кудикан и Талман в 2023 году были бы значительно хуже. И сам Салошко С.В. в своих показаниях суду пояснил, что дамба свою функцию выполняет и убирать ее нельзя», - говорит Акулов.

По его словам, опрошенный в ходе судебного заседания заместитель министра Павленко П.В.  пояснил, что действиями Акулова С.Н.  бюджету Забайкальского края ущерб не причинен.   Из ответа Контрольно- счетного органа Администрации МР «Александрово-Заводский район» денежные средства в сумме 7 944 156, 00 рублей израсходованы по целевому назначению. Министерство финансов Забайкальского края исковых требований к Акулову С.Н. не имеет, что подтверждается ответом на запрос адвоката, имеющийся в материалах уголовного дела и показаниями свидетеля Голышевой А.А. - заместителя министра финансов Забайкальского края, из которых следует, что потерпевшей стороной может быть признано только Министерство природных ресурсов Забайкальского края, но минприроды к Акулову претензий не имеет.  

Проведены три судебных экспертизы, две из которых - государственными компаниями – ООО «Забайкальская краевая лаборатория судебных экспертиз и ООО «Экспертно-криминалистический центр ЗОНЭС», которые подтверждают, что дамба на реке Газимур не является гидротехническим сооружением, а является насыпью. Третья экспертиза проведена коммерческой фирмой, которая дает заключение, что насыпь - это гидротехническое сооружение. Именно на эту экспертизу почему-то опирается суд. 

«Свидетель обвинения, подрядчик Е.А. Чипизубов, этим летом заказал ещё одну экспертизу в Министерстве юстиции Российской Федерации, в этой экспертизе также указано, что дамба - это насыпь. Чипизубов Е.А. в качестве доказательства своих показаний ходатайствовал о приобщении экспертизы к материалам уголовного дела. Но государственную экспертизу суд отказался приобщать к делу. Возникает вопрос почему прокурор и судья хотят посадить меня? Зачем? Если есть все доказательства, что я невиновен?», - добавил С.Н. Акулов.

Из акта  экспертного (строительно-технического)   исследования  от 31 июля 2025 года  №50/5-6-25 ФБУ Читинская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, проведенной по  объекту- дамба на реке Газимур в с. Александровский-Завод, следует, что дамба  на реке Газимур не является объектом капитального строительства, замена грунта является  согласованным действием между подрядчиком и заказчиком, замена грунта не является  критическим дефектом и денежные средства  выделенные Министерством природы Забайкальского края - как главного распорядителя бюджетных средств  Администрации  Александрово-Заводского района по соглашению №6-2022-МПР от 02.12.2022 года использованы по целевому назначению, т.е. на выполнение  работ по  устройству объекта некапитального строительства.

А судьи кто?

Сергей Николаевич Акулов родился в селе Шаракан, всю жизнь посвятил Александро-Заводскому району. Был директором совхоза, начальником управления сельского хозяйства района, директором Центра занятости и главой районной администрации.

«Какая цель у прокуратуры и суда? Может быть, оговорить, оклеветать меня? Ведь ни один их довод не подтверждается», - говорит Сергей Николаевич.

За месяцы следствия и судов он потерпел столько потрясений, что несколько раз попадал в больницы, врачи ставят диагнозы «ишемическая болезнь сердца», «гипертония».

«Я никогда ничем не болел, не ходил по больницам до всего этого. А на 24 сентября у меня назначена операция на сердце. Но, видимо, её не будет, потому что 18 сентября - суд», - говорит он. 

Повторюсь ещё раз, ему грозит реальный срок. А за что?