Фото - Яндекс
Читинец Николай Вяткин погиб при загадочных обстоятельствах на реке Читинке в Чите в июне 2025 года.
В феврале 2024 года Николай решил отправиться на СВО, служил в штурмáх, в 36-й бригаде, был контужен, лечился в Амвросиевском центре реабилитации в ДНР, там врачи впервые поставили ему диагноз «инфаркт». В августе 2024 года Николай приехал домой, в Забайкалье, для прохождения военно-врачебной комиссии, но дома ему побыть не дали, отправили в Борзю, потом в 321-й госпиталь в Чите, обследовали в Краевой клинической больнице, где диагноз «инфаркт миокарда» подтвердили.
До мая 2025 года Николай был в госпиталях в ожидании ВВК, а когда ему поставили вердикт «годен», продолжать службу отказался, так как чувствовал себя плохо, терял сознание и нуждался в лечении.
4 июня он был осужден за отказ от службы, суд приговорил его к двум годам колонии-поселения. В тот же день Николай приехал из Борзи домой, к матери. 5 июня вечером он сказал маме: «Пойду погуляю с друзьями. Не был столько времени в Чите».
Ушел… И не вернулся.
6 июня мама Николая, Любовь Владимировна, забила тревогу и сама поехала искать сына. Она нашла женщину, с которой, как оказалось, в предыдущий вечер встречался Николай. Эта женщина рассказала Любови Владимировне, что они сидели на берегу, а потом она якобы ушла, а Николай остался пьяный в кустах возле реки.
Любовь Владимировна попросила показать это место, они приехали на 2-ю Шубзаводскую улицу, в место рядом с Читинкой, но Николая там не было. Было жарко и сухо, в пыли женщины увидели какую-то тряпку.
«Это его куртка», — сказала знакомая Николая.
Но мать не поверила, а когда подняла тряпку, увидела, что это действительно куртка сына, вывернутая наизнанку и вываленная в пыли. В карманах оставались ключи, банковские карты. На месте были следы борьбы, сломанное деревце. Обеспокоенная Любовь Владимировна вызвала полицию, и вскоре сотрудники приехали, осмотрели место и уехали.
«Я поехала за ними, но потеряла их машину из виду. А потом увидела «скорую помощь» и поняла — мой сын в беде. Я поехала за медиками. В это время вдоль реки как раз устанавливали дамбу, но место, куда подъехала «скорая», еще не было благоустроено. Я увидела сына, он лежал на возвышенности спиной в воде. Река в начале лета пересохла, заболотилась. Сверху он был сухой, сухая одежда, высохшая пена у рта», — вспоминает Любовь Владимировна.
По ее словам, это было примерно в 500 метрах от места, где валялась куртка, напротив, если перейти через реку по мосту, был дом его матери… Приехали криминалисты, сказали, что видимых повреждений нет, выдвинули версию «самоутопление». Женщина, с которой гулял в предыдущий вечер Николай, сказала, что он был пьян, но по анализам медиков Николай был трезв… Спустя 5 месяцев, 3 октября 2025 года, было возбуждено уголовное дело в связи с выявленными повреждениями на теле Николая: на лице и на ладонях его были ссадины, на задней стороне шеи кровоподтеки и пятна.
«Будто кто-то длительно удерживал его лицом в воде за шею, а он упирался ладонями в землю», — говорит Любовь Владимировна.
Мать пожаловалась начальнику следственного отделения за волокиту следователя, дело передали другому следователю. Но когда Любови Владимировне показали фотографии из материалов дела, она не поверила глазам.
«На фото тело Николая под водой. Читинка глубокая (какой она была уже в июле после обильных дождей), пасмурный день или сумерки, хотя на фото крупным планом лицо сухое, с высохшей пеной у рта, сухая толстовка, и день солнечный. Я перестала доверять следствию и попросила повторно допрашивать свидетелей в моем присутствии. Меня два раза приглашали на допросы, назначали время, я приезжала заранее, но свидетель оказывался у следователя, а протокол допроса был уже заполнен наполовину. Я считаю, что следствие фальсифицирует документы, подготавливает свидетелей, чтобы закрыть дело за отсутствием состава преступления», — говорит Любовь Владимировна.
Она просит откликнуться свидетелей. В июне на Читинке строили дамбу граждане Китая. Возможно, у них есть фото с места преступления.
Всех, кто знает что-то об обстоятельствах смерти Николая, просим сообщить в редакцию. Мы ни на чем не настаиваем, но просим следствие внимательно расследовать это дело.
15 лет назад Николая уже пытались убить тем же способом. Он был студентом, и несколько парней избили его, душили и бросили в реку. Это было в поселке Дарасун, там Николай жил в детстве, но он очнулся в воде, выплыл и остался жив. Спустя 15 лет история повторилась.
Тот, кто убивал Николая 16 лет назад, в настоящее время живет в Чите. Свидетели видели Николая в тот вечер не только с женщиной, но и с мужчинами. А спутница Николая говорит, что ничего не знает и ничего не помнит, как будто что-то скрывает. Помогите матери добиться справедливости.
Лилия СВЕРДЛОВА