Забайкалье колониальное: население в резервации, кипрские воротилы в шоколаде

  • 14 июн. 2015 г.
Забайкалье колониальное: население в резервации, кипрские воротилы в шоколаде В Могочинском районе пришлым бизнесменам продан не только лес. Самый богатый по запасам золота уголок Забайкалья сегодня имеет от добычи драгоценного металла жалкие крохи.

Более полутора десятков предприятий сегодня ведут добычу золота в могочинской тайге. Ежегодно тут из недр извлекается более двух тонн песка и самородков. Это — половина всего, что добывается по краю в целом. Причем, как сообщил глава районной администрации Дмитрий Плюхин, существуют устойчивые перспективы роста объемов добычи. Все более активно начинают разрабатываться богатые рудные месторождения. И хотя сегодня большая часть металла добывается открытым способом — из россыпей, ежегодный оборот всех предприятий района превышает четыре с половиной миллиарда рублей.

Однако в районный бюджет от этот гигантской суммы капает жалкий ручеек в тридцать с небольшим миллионов рублей. А тем временем старатели распахивают гигантские таежные территории, меняют русла ручьев и речек, гоняют по нетронутой тайге на тяжелой гусеничной технике. Вчерашние ягодники, грибные места и охотничьи угодья превращаются в промышленные полигоны, где с мая по октябрь рычат дизеля промприборов.

Основная часть прибыли уходит вон из России. Практически все золотодобывающие предприятия (кроме одного-двух) имеют московское руководство и счета в оффшорных зонах, в основном на Кипре. Жители Могочинского района на свои нужды получают менее одного процента от стоимости добытого металла. Иначе как подачкой аборигенам это не назовешь. Даже индейцы, согнанные в резервации колонистами Северной Америки, получали за уход со своих исконных территорий куда большую долю.

Кому выгодно такое законодательство, и кто лоббирует законы, позволяющие колонизаторам грабить недра Забайкалья? Какой ущерб несет природа края? Что происходит с водоемами, и какую воду пьют жители Могочи? Почему сегодня выгодно быть черным старателем? А также — до каких пор закавказские диаспоры будут безнаказанно травить население района, а энергетики — доводить до инфаркта могочинских пенсионеров?

Ответы на эти вопросы ищите в материалах по итогам могочинского рейда в «Вечорке», № 24, который выйдет в свет уже 16 июня.

На фото: Главный редактор «Вечорки» держит в руках бутылку с водой из Малого Амазара, которая питает могочинский водоканал. По цвету она больше напоминает мочу. Только официально на этой речке орудуют три артели.