​Корневая система заработка

  • 29 авг. 2019 г.
​Корневая система заработка

Лихорадка по заготовке корней сапожниковии растопыренной охватила Забайкалье ориентировочно в 2016 году. Сначала, конечно, группы копателей, орудующих преимущественно вдоль трасс, не вызывали ничего кроме любопытства. Однако спустя годы их деятельность сильно увеличилась в масштабах и обеспокоила практически всех. Однако принятые на краевом уровне меры мало повлияли на ситуацию.

О том, как началась охота за корнями сапожниковии растопыренной (в народе ее называют дикой морковкой или дикой петрушкой), «Вечорка» писала уже не раз. Интерес к сырью проявил наш восточный сосед — в китайской медицине сапожниковия считается эффективным средством от многих недугов. Сложно объяснить, чем была вызвана вспышка интереса именно в это время — ведь раньше скромная травка была совершенно не востребована.

Энциклопедия лекарственных растений: В составе многокомпонентных смесей корни и стебли применяются в качестве болеутоляющих, отхаркивающих, жаропонижающих и потогонных средств. Отвар и настой, приготовленные на основе корней и стеблей этого растения, показаны к применению при поносе, ревматизме, различных болезнях печени, анемии, гипертонической болезни, параличах, нефрите, метеоризме и ветряной оспе. Местно же такие лекарственные средства следует применять при конъюнктивитах. Порошок на основе этого растения используется для лечения лепры в составе лекарственных смесей, а местно в виде аппликации такой порошок применяется при опухолях.

Но начало ее массового сбора пришлось на 2017 год. В это время даже появились вербовщики, которые нанимали людей, вывозили их в палаточные лагеря и на месте принимали корни. Как это часто бывает, наемных сборщиков обманули с зарплатой, и они обратились в «Вечорку». Очевидно, эта схема показалась слишком тяжеловесной, из-за этого позже ее перекроили. В сезоне-2018 край заполонили объявления о скупке корня. К этому времени ситуацией обеспокоились краевые власти. В июне прошлого года состоялось заседание Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов Забайкальского края. На мероприятии было озвучено, что, по оценке ученых, учитывая размах заготовок, следует ожидать, что в ближайшие несколько лет ресурсы сапожниковии будут подорваны по всей забайкальской части их ареала. Кроме того, следствием бесконтрольного выкапывания корней ученые назвали эрозию почв, нарушение среды обитания (произрастания) соседних видов животных и растений, нарушений всей экосистемы в целом. В итоге с августа 2018-го растение было внесено в региональную Красную книгу, что означало запрет на его добычу. С этого момента, по закону Забайкальского края об административных правонарушениях, копателям грозит штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей. Однако реальной защиты растение так и не получило.

За дело берется прокуратура

— Растение внесли в Красную книгу год назад, однако работу по ее защите не вели по сей день. Меж тем только в нашем районе ситуация такова — ежедневно приезжают люди из других районов Забайкалья, особенно много их из Могойтуя. Они выкапывают корни около сел Илим, Закаменка, Олинск — там, где природа практически не тронута и трав на полях растет много. Сюда же едут приемщики, которые встают с весами на трассах, а то и прямо на поля выезжают и скупают корни у заготовителей. Местные жители этим очень недовольны, потому что они живут в основном за счет скота, а копатели орудуют на их пастбищах и покосах. Обстановка конфликтная вплоть до того, что люди друг другу угрожают вилами и острыми копалками, — рассказала «Вечорке» заместитель прокурора Нерчинского района Елена Рыжинская. С ее слов, 5 августа прокуроры выехали на поле и вызвали там сильный переполох. Люди разбежались, поэтому в отношении копателей было составлено пять протоколов. На следующий день прокуроры приехали уже с полицейскими, задержали и доставили в прокуратуру большее количество народа. Все 26 протоколов направлены в Минприроды Забайкальского края, так как только это ведомство имеет право выносить решение о назначении штрафа. Кроме того, идет работа над возмещением ущерба, который тоже оценивают специалисты министерства. Стоимость одного корешка оценивается в 40 рублей, в килограмме насчитывается от 50 до 100 штук.

То есть человеку, накопавшему кило, придется выплатить примерно 2-4 тысячи рублей. Надо отметить, что по итогам рейда в прокуратуре оказалось около полутоны сырья. Спустя две недели, 19 августа, рейды повторились, и число протоколов достигло уже 40. Причем некоторых заготовителей задержали на поле по второму кругу. Кроме того, в начале августа прокуратура установила два нелегальных пункта приема корней. Житель Могойтуя организовал его на одной из торговых баз Нерчинска. 2 августа у него, помимо сырья, было изъято и оборудование, использовавшееся в незаконной деятельности — весы, сеялку и мешки. Корней, со слов Елены Рыжинской, было немного, около 34 килограммов, однако по неподтвержденной информации мужчина принимал больше тонны сырья в неделю.

В отношении могойтуйца и четырех его клиентов, которые пришли с корнями во время рейда, составили административные протоколы. На следующий день прокуроры посетили еще один приемный пункт, которым заправлял бывший гражданин КНР. У его дома в Нерчинске была задержана машина, в которой находилось 11 мешков сырья общей массой около 230 килограммов.


Цена — не одна

В Забайкалье килограмм корня принимают за 300-400 рублей. Разумеется, оптовые партии, которыми оперируют скупщики, оцениваются в разы дороже. По неподтвержденной информации, в приграничном Забайкальске килограмм стоит уже около 1,5 тысячи рублей. За границей цена и вовсе взлетает до 3 тысяч рублей. Эта информация наталкивает на мысли о существовании налаженного канала контрабанды, по которому краснокнижное растение уходит из России. Как минимум таких каналов два — часть корней, по данным источников «Вечорки», в Забайкалье скупают предприниматели из Улан-Удэ. Возможно, это сырье остается в России, но также продается по очень заманчивым ценам. Так, нам удалось найти объявление, в котором 500 граммов корня предлагаются за 1 тысячу рублей.


По картинке, где корешки изображены в расписной тарелке, не очень понятно, в каком виде продавец отправляет товар. Однако на другом сайте можно увидеть 30-граммовую упаковку, которая стоит 280 рублей.


То есть килограмм оценивается почти в 10 тысяч рублей. Очевидно, что копатели, убивающие время и здоровье на полях, получают с барского стола лишь крохи, которые явно не стоят того вреда, который испытывает забайкальская природа.


В среде сборщиков и скупщиков сапожниковии существует немало мифов, оправдывающих ее уничтожение

    • Миф: Это растение — сорняк и не приносит никакой пользы природе.
    • Правда: То же самое можно сказать о любом растении или животном. Однако в науке есть такое понятие, как природная экосистема, устойчивость которой зависит от сохранения видового разнообразия. Никто не сможет сказать, как уничтожение какого-то вида скажется на экосистеме.
    • Миф: Сапожниковия — сорняк, который засоряет пашни.
    • Правда: Сорняком это растение не является. Как и другое растение, оно может расти на старых пашнях, но почти не встречается там, где растут настоящие сорняки.
    • Миф: Сколько ее ни выкапывай, меньше ее не станет. Дело в том, что из земли вынимаются только вертикальные корни, а горизонтальные остаются на месте и на следующий год дают жизнь новым растениям.
    • Правда: Корневая система у этого растения не такая — изъятие корня означает его гибель. Важно еще и то, что сапожниковия добывается в период цветения, когда растения не успели дать семена. Кроме того, сапожниковия, как и все зонтичные, не очень хорошо размножается семенами. Тем более что взяться им впоследствии будет неоткуда.

Ефим ДОБРЫНИН Фото Е.В. Рыжинской и скриншоты с торговых сайтов