Элиты Забайкалья: Розовые штанишки Гениатулина

  • 22 июл. 2020 г.
Элиты Забайкалья: Розовые штанишки Гениатулина

Правительство младореформаторов, и где они все сейчас

Летом 2008 года Равиль Гениатулин поменял правительство региона. Прошедшая накануне трансформация Читинской области в Забайкальский край требовала свежих управленческих решений, новой конфигурации власти и свежих лиц, еще не успевших набить оскомину забайкальцам.

Такой свежей кровью стали четыре молодых человека 34-36 лет отроду — Геннадий Чупин, Алексей Кошелев, Евгений Вишняков и Александр Холмогоров.

«Мальчики в розовых штанишках» читинского разлива

К этой команде молодых управленцев как нельзя кстати подходит определение из 90-х годов: «Мальчики в розовых штанишках». Таким хлестким, емким и креативным эпитетом первый и последний вице-президент в современной российской истории Александр Руцкой оценил министров правительства Егора Гайдара, многие из которых реально появились из ниоткуда.

«Биография всего две строчки: родился, крестился, министр. Ну так же не бывает», — басил в канун нового 1992 года в адрес команды младореформаторов Руцкой.

У членов «великолепной четверки» Гениатулина биография, конечно, была побольше, чем у ельцинско-гайдаровских «мальчиков в розовых штанишках», но все же всенародной известностью на момент своего назначения Чупин, Кошелев, Вишняков и Холмогоров похвастать не могли. К тому же к ним возникали вполне резонные, но не совсем приятные вопросы.

Заглянем в детали

Так, Александр Холмогоров и Евгений Вишняков в глазах многих обывателей выглядели мальчиками-мажорами, сыновьями влиятельных родителей, сумевших поймать кадровую птицу счастья за хвост исключительно из-за своего происхождения и принадлежности к известной фамилии. Частично это, действительно, было правдой. Их отцы — известный геолог и председатель Читинской областной Думы Виталий Вишняков и многолетний руководитель КП «Беклемишевское» Александр Холмогоров — даже после ухода на пенсию являются одними из самых уважаемых и авторитетных людей Забайкалья.

Хотя какой-никакой чиновничий опыт у младших Вишнякова и Холмогорова все же был.

Первый успел поработать в областном комитете промышленности и природных ресурсов, последняя должность — начальник отдела крупных инвестиционных проектов. Второй дослужился до заместителя председателя регионального комитета инвестиционной политики и развития инфраструктуры.

В итоге Вишняков стал курировать промышленность, энергетику, природные ресурсы и экологию, а Холмогоров фактически превратился в первого зама Гениатулина.

Бывший заместитель прокурора Читинской области полковник (или как там в надзорном ведомстве называется обладатель трехзвездных погонов — авт.) Геннадий Чупин до своего назначения на пост руководителя администрации губернатора курировал в ведомстве борьбу с коррупцией, а также представлял прокуратуру региона на всех заседаниях администрации и Думы области.

Помнится, что его назначение на третий по значимости (после Гениатулина и Холмогорова) пост в краевой власти стало причиной появления двух, прямо противоположных по смыслу, слухов из разряда теории заговора. Поговаривали, что, с одной стороны, принципиального прокурора этим назначением просто задобрили. С другой стороны, некоторым всерьез казалось, что Чупина могли специально внедрить в органы власти, чтобы присматривать за ними.

Меньше всего вопросов было к назначению Алексея Кошелева вице-премьером, курирующим финансовый блок. Да, молодой. Да, частенько общался в хамской, а где-то даже в самодурской манере. Зато голова у него — как компьютер. К тому же у него в активе было создание фактически с нуля Региональной службы по тарифам.

Чупин: полковник и адвокат

Геннадий Чупин

Геннадий Чупин запомнится нам эдаким обаяшкой с хорошо подвешенным языком и установкой на позитив. Говорить Геннадий Петрович умел и любил. Особенно перед журналистами, а еще лучше перед журналистками. Правда, Чупина иногда откровенно заносило.

На одном заседании он вдруг заговорил языком публики, с которой боролся в бытность свою следователем, заявив, что для него «коррупционеры хуже опущенных» («опущенные» — осужденные с пониженным социальным статусом — авт.). Фраза вмиг вошла в заголовки местных СМИ.

На другом — подверг жесточайшей критике обладателей красивых автомобильных номеров, которые стали жертвой магии чисел, то ли забыв, то ли думая, что журналисты никогда не узнают, что на личном авто Геннадия Петровича в тот момент красовался номер с цифрами 777.

Главным скандалом, в который был вовлечен наш герой, стало увольнение с приходом Ильковского большей части гениатулинской команды. Поговаривают, что это было сделано явно не без участия Чупина, который в благодарность был оставлен на своем посту и при втором губернаторе Забайкальского края. В общей сложности он занимал пост руководителя администрации в течение восьми лет — с 2008 по 2016 годы, проработав и с Гениатулиным, и с Ильковским, и со Ждановой.

Многим до сих пор непонятно, что стояло за выборами Чупина в 2014 году атаманом Забайкальского казачьего войска. Хотя нам логика событий как раз понятна.

Забайкальское казачество с момента воссоздания в 1990 году находилось в череде междусобойчиков, распавшись на огромное количество не дружащих с собой кланов и мелких группировок. Видимо, Ильковскому, как и любому губернатору, было нужно сильное казачество, и он таким вот образом решил усилить ЗКВ равноудаленным от всех дрязг атаманом, делегировав туда главу своей администрации.

После увольнения в 2016 году, неожиданно для всех, Чупин получил статус адвоката. Однако в Забайкалье блистать ему, похоже, было не с руки. Геннадий Петрович, как поговаривают, перебрался на постоянное место жительства в Екатеринбург, хотя в качестве адвоката бывший глава администрации трех забайкальских губернаторов до сих пор зарегистрирован в Чите. А еще Чупин запомнился тем, что подписал письмо в поддержу Игоря Мельничука (Красный) из «осиновской» преступной группировки. Правда, как потом оправдывался Геннадий Петрович, он защищал его не как бывший прокурор, а ныне чиновник бандита, а как боксер боксера.

Холмогоров: прожектер и строитель

Александр Холмогоров 

Александр Холмогоров в бытность своего вице-губернаторства умудрился попасть в жуткое ДТП. Произошло это под Борзей. Никто не погиб и не пострадал, а вот машину — старенький «Крузак» с номерами «р 002 рр» — пришлось списать, восстановлению она уже не подлежала. Видимо, чтобы не грустил, Холмогорову быстренько купили «Крузак» новый, черный и сверкающий и ровно с теми же номерами, как и раньше.

Особыми достижениями Холмогоров не запомнился. Если смотреть новости рубежа 2000-х и 2010-х, то прекрасно видно, что многие его обещания до сих пор остались не выполненными. Вот что он обещал: открыть бассейн в Аксеново-Зилово, пустить электричку Чита — Забайкальск, охватить 90% Забайкалья цифровым телевидением уже в 2013 году и построить мост через Читинку на Школе-17.

Главной скандальной историй, в которую оказался втянут вице-премьер Александр Холмогоров, стала драка с криминальным авторитетом Дмитрием Ведерниковым (Ведера), автором книг «Зеркало», «Отражение» и JaaDoo. Произошло это осенью 2009 года во дворе одной из многоэтажек в центре Читы. Причиной стал конфликт из-за парковки. Ведера был крепким и отмороженным парнем, а с Холмогоровым в машине было трое дюжих мужиков. В общем, из правового поля ситуация вышла ненадолго. Потом приехала полиция, и все стихло. Ведерников потом отсидит несколько месяцев в СИЗО, а Холмогоров будет все отрицать.

Поговаривали, что после отставки в 2013 году он решил вспомнить свое детство, проведенное в селе Беклемишево, и занялся разведением коров, причем сразу в Испании. Оказалось, что занялся не сельскохозяйственным, а строительным бизнесом. Согласно открытым источникам, сегодня Холмогоров — один из соучредителей фирмы «АТОЛЛ» из Москвы, которая реализует в Чите проект жилого комплекса «Хороший» на берегу Кенона, а чтобы легче реализовывалась, вошедшей в число резидентов ТОР «Забайкалье».

Вишняков: несостоявшийся губернатор и арестант

Евгений Вишняков

Евгений Вишняков, самый тихий и незаметный среди «великолепной четверки», вполне мог заполучить самое большое политическое будущее. Мало кто знает, что он был в шорт-листе претендентов на замену Гениатулина в 2013 году. Администрация Президента даже приглашала его на «смотрины» в Москву. Поговаривают, что туда Евгений Витальевич стартовал прямо из Таиланда, где проводил свой зимний отпуск, смущая чиновников Старой площади совсем не зимним загаром. Но что-то пошло не так.

Однако Вишняков, как и Холмогоров, вставать в позу после увольнения не стал, а поехал за счастьем в столицу.

Какое-то время Вишняков трудился в структурах «Росатома», курируя работу холдинга Uranium One, объединяющего зарубежные проекты компании. Потом вдруг согласился занять пост вице-губернатора Приморского края, который он покинул летом 2017 года после того, как был арестован по подозрению в совершении махинаций. Вишняков, курировавший топливно-энергетический комплекс Приморья, необоснованно завысил стоимость контракта на газификацию Уссурийска на 50 млн рублей. Удивительно, но никакой информации о суде над чиновником до сих пор нет. В открытых источниках мы не нашли ничего. На этом фоне появился слух, что ему смягчили статью наказания, он вышел из СИЗО по отбытому сроку и сейчас якобы подался в лесной бизнес и даже имеет интересы в Забайкалье.

Кошелев: человек-компьютер

Алексей Кошелев

Алексей Кошелев обладал крайне необузданным нравом. О кидании в визави бумажками и телефонами, о надетой какой-то даме на голову корзине для бумаг и чуть ли не драке прямо в стенах правительства до сих пор ходят легенды.

Однако чего у Кошелева не отнять, так это глубины и аналитичности ума. Только за то, что он начал реформировать запутанную сферу межбюджетных отношений и начал наводить порядок в муниципальных финансах, где раньше был полный бардак, Алексею Геннадьевичу уже можно было поставить памятник.

Надо сказать, что Кошелев не только ударно работал, но и не менее ударно отдыхал. Он — регулярный участник популярных интеллектуальных игр «Мафия» и «Дозор».

Кошелев — единственный из всей четверки, кто не смирился со своим увольнением в марте 2013 года. Заручившись поддержкой олигарха Михаила Прохорова и его партии «Правое дело», он открыто заявил о своих губернаторских амбициях. Летом 2013 года запомнится читинцам бездарными баннерами с надписью «Кошелек-молоток» и внезапным, хотя и предсказуемым, снятием с выбором. Нет, даже не снятием. Крайизбирком просто не стал его регистрировать, мотивировав обнаруженными нарушениями при прохождении мутного муниципального фильтра.

В том же году Кошелев уехал в Москву, где быстренько нашел работу в структурах федеральной власти. Трудился в Минфине, потом в Пенсионном фонде. Нынешняя должность — заместитель председателя Фонда соцстрахования. В Читу, похоже, возвращаться не собирается. Хотя ходили слухи о том, что он всерьез рассматривался на пост губернатора в 2016-м и 2018 годах. Сам Кошелев все привычно отрицал. Впрочем, это у политиков игра такая. Любой другой на месте Кошелева ответил бы также.

Необходимое послесловие

В общем, из «великолепной четверки Гениатулина» через 12 лет в Чите не осталось никого (это не лишняя картинка к теме миграции из Забайкалья). Ни на что влиять в регионе эти люди в принципе не могут, поскольку порвали с краем все социальные связи, а ведь когда-то это была довольно влиятельная группировка забайкальской элиты.

В следующих исследованиях в рамках проекта «Элиты Забайкалья» мы поговорим и бизнес-империи Нагелей, о влиятельности забайкальских генералов, о темных лошадках среди депутатов Закса, о тайнах удельных князьков в районах и даже о «голубом лобби» в структурах власти Забайкалья, а их представителей там немало, даже среди тех, кто приехал после Осипова.

(Продолжение следует)

Соломон РАЗМАХНИН

Фото: Яндекс