Элиты Забайкалья: Крутое пике «Единой России»

  • 30 сент. 2020 г.
Элиты Забайкалья: Крутое пике «Единой России»

На фото: Нижний ряд: крайний справа — Саклаков, следом — Бутыльский. Во втором ряду снизу вторым сидит главарь «Осиновских» Игорь Осинцев (Осина), сразу за ним выше сидит Игорь Мельничук (Красный) — второй отец-основатель «Осиновских».

Во что превратилась в регионе «партия власти», и осталась ли у нее эта власть

То, что на федеральном уровне партия «Единая Россия» переживает далеко не самые лучшие свои времена — это секрет Полишинеля, понятный любому, кто мало-мальски интересуется политикой.

После неприятной эпопеи с повышением пенсионного возраста 2018 года, встреченной всей страной во вполне ожидаемые штыки, дела у «партии власти» пошли до такой степени невесело, что Москва почти отказалась от практики выдвижения новых губернаторов от «Единой России».

Но география проекта «Элиты Забайкалья» очерчена границами конкретного региона, поэтому говорить мы сегодня будем о том, во что со временем в Забайкалье превратилась «Единая Россия» и продолжает ли она до сих пор обладать реальной властью.

 

Брак трех партий

Начиналось все достаточно резво и мощно. В декабре 2001 года партия «Единство» (тогдашний лидер — Сергей Шойгу) объединилась с движениями «Отечество» Юрия Лужкова и «Вся Россия», которое возглавлял тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

Первоначально, сегодня это мало кто помнит, новая политическая сила полностью называлась «Единство и Отечество — Единая Россия». С таким длинным и неудобочитаемым названием главная политическая сила страны просуществовала почти два года. До двух слов бренд партии официально сократили лишь на IV партийном съезде 24 декабря 2003 года.

В Чите новый политический союз был оформлен весной 2002 года. Объединительная конференция проходила в зале Читинского института Байкальского государственного университета (Нархоз), на тот момент одном из самых шикарных в областном центре.

Первой крупной избирательной кампанией в регионе, в которой принял участие бренд «Единая Россия», были выборы в Читинскую областную Думу 2004 года. Для партии они прошли с почти феноменальным успехом.

Депутатские мандаты тогда получили люди, которые со временем стали основными тяжеловесами «Единой России», в буквальном смысле слова ее физическими символами, брендами — Романов, Жиряков, Кон, Канунникова, Лиханов, Никульшин, Никонов и т.д. Численность партии в регионе росла активными темпами: открывались отделения в районах, первички в организациях, проводились десятки мероприятий социально-политического плана, огромным 50-тысячным тиражом выходила партийная газета.

В какой-то момент партия стала настолько большой, что в ней, как это часто бывает с большими социальными общностями, начали формироваться отдельные группировки, весьма недобро смотрящие друг на друга. На рубеже нулевых и 2010-х двумя крупными центрами силы, образовавшимися в кулуарах забайкальского «ЕдРа», стали тогдашний федеральный инспектор Попов с одной стороны и депутаты Романов и Кон с другой.

Поговаривают, что именно внутрипартийные разборки стали причиной снятия в 2010 году с поста председателя Читинской областной Думы Анатолия Романова. В нормальных условиях историю с продажей мест в партийном списке ему, глядишь, могли бы и простить. Но недруги постарались раздуть искру недовольства в пожар партийного негодования.

На фото: Анатолий Романов 

Криминальные скандалы

На фото: Экс-депутат краевого Заксобрания Андрей Никонов (стоит слева) и действующий депутат Юрий Кон (сидит третий слева) в компании с одним из отцов-основателей «Осиновских» Игорем Мельничуком (Красный) (стоит справа), которого нашли повесившимся в СИЗО.

Если копать недалекую историю Забайкалья, то в партийном шкафу «Единой России» можно найти не просто множество криминальных историй с ощутимым бандитским душком. Это можно объяснить статистическим путем — в самой большой партии и скандалов больше всего будет. Можно объяснить и с социальной точки зрения. Был период, когда в ЕР основные финансовые тузы региона шли чуть ли не строем. Нельзя забывать, что большие капиталы, особенно заработанные в 90-х и начале 2000-х годов, были густо замешаны на криминале. Отмыться от такого бэкграунда до конца практически невозможно.

Не смогли это сделать молодые депутаты регионального парламента Юрий Шкретов и Дмитрий Непомнящий. Первому, несмотря на его серьезные губернаторские амбиции (а может быть, и благодаря им — авт.), припомнили убийство на его базе криминального авторитета Свиридова, совершенное за год до его депутатства. По приговору суда получил 10 лет. Отбыл семь. Сейчас на свободе.

Молодой партиец Дмитрий Непомнящий, едва ли не официально провозглашенный восходящей звездой «Единой России», через 10 лет после ухода из депутатов и разрыва связей с партией был объявлен судом одним из бригадиров «ключевской» группировки и лидером группы киллеров. Получил по полной программе — 25 лет лишения свободы.

Их коллега — депутат Читинской городской Думы — член ЕР Алексей Гуськов в криминальную хронику и вовсе попал дважды. В 2005 году его задержали и осудили за хранение большой партии оружия и боеприпасов. Срок отсидел от звонка до звонка, а в 2020 году сел повторно за соучастие в целой серии убийств. Показательно, что когда Гуськова взяли в первый раз, партия поспешила откреститься от него, заявив, что такого единоросса не существует в природе.

Если об этих историях в свое время говорилось достаточно много, то вот о том, что половина «осиновской» преступной группировки имела корочки помощников депутатов-единороссов Никонова и Резника, почему-то осталось за кадром.

Про публикацию фотоархивов «Вечорки», на которых до сих пор видные единороссы Кон, Саклаков, Бутыльский и другие веселятся в обществе членов нескольких преступных группировок, уже даже говорить неловко. Сколько раз мы их публиковали, а внятной официальной реакции нет до сих пор. Оправдание героев снимков, что фотались они не с бандитами, а со своими друзьями, стоит принимать на веру ровно до той поры, пока не начнешь считать, сколько трупов за душой у этих «друзей».

 

Куда уходят тяжеловесы?

На сегодняшний день «Единая Россия» в Забайкалье практически полностью растратила тот богатейший человеческий капитал, который был накоплен в предыдущие годы. Уехали из Забайкалья в более теплые и комфортные для жизни края экс-директор «Нефтемаркета» Никульшин, бывший вице-мэр Читы Ибрагимов, экс-депутат Аникина и бывший замминистра сельского хозяйства Акулова, владелец крупной бизнес-империи Нагель и другие.

Добровольно ушли в политическую тень такие тяжеловесы, как Альханов, Гантимуров или Романов. Кто-то, как незабвенная Карина Владиславовна или директор силикатного завода Никонов, вовремя не осознав свою политическую токсичность, пошли на выборы и своими руками поставили крест на политической карьере.

Вслед за человеческим капиталом партия лишилась и имиджевого. На смену многочисленным и интересным проектам 2000-х годов пришли малочисленные и невнятные уличные мероприятия типа раздачи копеечных медицинских масок или пикетирования баров-наливаек. Вроде бы хорошо, нужно и почти злободневно. Вот только ходят на эти мероприятия одни и те же люди. Никакого резерва волонтеров у «Единой России» нет даже в Чите.

 

ЕР и дендро-террористы

Удивительно, у местной «Единой России», похоже, обнаруживается связь с дендро-террористами, которые просверлили (читай убили) больше 200 деревьев. Все погибающие деревья расположены возле рекламных конструкций ООО «Компьютер-Плюс», единственным участником которого является предприниматель Александр Конопасевич. На определенные мысли это наводит, хотя утверждать что-либо прямо мы пока не можем — идет расследование.

Так вот, этот самый Конопасевич водил тесную дружбу с руководителем исполкома «Единой России» Кочергиным, который в 2016-2018 годах возглавлял администрацию губернатора Забайкальского края, а сейчас сидит на аналогичной должности в Самаре. По этой причине именно через Конопасевича «Единая Россия» размещала свою наружную рекламу.

Размещала много (до 200 баннеров за раз) и, как говорят участники рынка, по завышенным даже для выборов расценкам. Кто знает, может быть, это помогло в 2018 году Конопасевичу вместе с другом Викуловым фактически узурпировать рынок наружной рекламы города. Поговаривают, что кто-то очень здорово помогал своими звонками. Кто-то, работающий в администрации губернатора, а до этого возглавлявший партийный исполком.

 

А кто остался?

Согласно официальному сайту, в состав Забайкальского регионального политсовета партии «Единая Россия» сегодня входят 48 человек. Но это не говорит ни о чем. Сайт, судя по всему, модерируется очень нечасто.

Например, Александр Филонич, давно передавший оперативное управление ОАО «Региональное управление строительства» своему старшему сыну, до сих пор значится на сайте как генеральный директор компании.

Чиновников всех уровней, депутатов, предпринимателей и нескольких известных пенсионеров, которые входят сегодня в состав регионального политсовета, конечно, можно назвать людьми статусными. Но их аппаратный вес не идет ни в какое сравнение с людьми из предыдущей главы. Хотя после того, как новым руководителем «Единой России» в регионе стал начальник ЗабЖД Александр Скачков, партийная жизнь в регионе немного оживилась, но в целом там все по-прежнему довольно серо и печально.

На последних выборах в Читинскую городскую Думу (осень 2019 года) «Единая Россия» едва смогла сформировать список участников для предварительного голосования. Дело в том, что популярная единороссовская забава требовала от 3 до 5 предварительных кандидатов по каждому из округов, из числа которых после праймериз должен быть выбран один кандидат, который и пойдет на выборы. Так вот, сколь-либо серьезных кандидатов на все округа у «Единой России» банально не хватило. Брешь пришлось закрывать никому не известными студентами 1998-2000 годов рождения. Все они, конечно, пролетели мимо кассы. Однако совершенно очевидно, что их ресурс будет задействован партией и в последующих кампаниях. К тому времени они хоть и повзрослеют, но заматереть явно не успеют. Отсутствие политического опыта им придется компенсировать уходом в радикализацию и популизм.

Понятное дело, что интерес и доверие к партии больше зависят от федеральной повестки. Только на это местным единороссам и остается уповать. Ни людей, ни смыслов в Забайкальском крае у «Единой России» почти не осталось. Хотя нет. В Интернете есть еще известный блогер-единоросс Роман Амплеев. Вот только за пределами «Фейсбука» его мало кто читает.

(Продолжение следует)

Соломон РАЗМАХНИН

Фото из архива "Вечорки" и Яндекс