Зачем изобретать велосипед, или нужен ли Забайкалью кампус?

  • 24 февр. 2023 г.
Зачем изобретать велосипед, или нужен ли Забайкалью кампус?

На фото: Оксана Мартыненко представляет помощнику Президента России 
Максиму Орешкину, который 19 декабря прилетал в Читу, 
варианты проектирования нового кампуса вуза

Кампус с латинского — поле, открытое пространство. Называют так еще обособленную территорию, принадлежащую крупной компании, включающую внутреннюю инфраструктуру. Чаще это относится к университетским (студенческим) городкам с автономным управлением или к корпоративным университетам.

Впервые кампусом назвали территорию Принстонского университета (США) еще в XVIII веке, т.е. это веяние Запада, перед которым мы нередко преклоняемся (взять хотя бы Болонскую систему образования).

Кампус — университетский городок, располагающийся в рекреационной зоне, включает различные структуры — это помещения основных институтов или факультетов и их инфраструктуры (учебные аудитории и др.), научно-исследовательские центры, научные библиотеки, жилые помещения для студентов и преподавателей, спортивно-оздоровительный центр, объекты общественного питания, отраслевые музеи, концертный зал и многое другое, т.е. все, что необходимо для автономного существования университетского городка («город в городе»).

Такие кампусы есть и в России, а Минобразования РФ формирует профессиональную систему управления кампусами. Еще в 2015 году бывшим министром образования и науки Д. Ливановым был утвержден проект Минобразования России «5 Программ» в целях повышения качества и уровня образовательного процесса путем создания инновационной и технологической среды кампусов.

Примеры кампусов есть и у нас в ближнем окружении. Так, при Иркутском национальном техническом университете сформирован одноименный студенческий кампус. Но наиболее ярким суперсовременным кампусом является таковой в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ), созданном еще в 2011 году путем слияния (объединения) четырех вузов города Владивостока. Кампус, построенный с нуля на острове Русский на площади 245 га, считается одним из лучших в России, включая МГУ и Санкт-Петербургский университет, и одним из лучших в мире. Кампус поражает своим великолепием (набережная, мосты) и размахом строительства, на которое было затрачено 63,5 млрд рублей и еще на вспомогательные помещения 11,5 млрд рублей. В кампусе действует пропускной режим так же как, например, в Китае.

Очевидно, с таким замыслом и постройкой чего-нибудь подобного приехала молодая команда из Владивостока в Забайкалье во главе с теперь уже и.о. ректора ЗабГУ О. Мартыненко, которая обсуждала проект строительства и с побывавшем в Чите помощником Президента РФ Максимом Орешкиным в декабре 2022 года.

Безусловно, кампус, а проще студенческий городок, в Забайкалье при ЗабГУ нужен и необходим. Но существующие проекты (а их три) его осуществления весьма сомнительны и вызывают неприятие. Стройка планируется с нуля на новом месте без соответствующей инфраструктуры. Пример Владивостока не показателен, так как этот регион должен был стать привлекательным для всего Дальнего Востока и России, у него, безусловно, большое будущее и уже имеющийся экономический потенциал. Поэтому сюда были вложены немалые средства, а масштаб строительства был сопоставим с проведением Олимпиады в Сочи в 2014 году. Социально-экономическое же состояние Забайкалья оставляет желать лучшего, да и многие отрасли, например, машиностроение (становой хребет и стержень экономики и индустрии) сведены к нулю. Правда, весьма неплохо выглядит горнорудная отрасль из-за обилия здесь осваиваемых разнообразных полезных ископаемых, в связи с чем совершенно правильно ставится вопрос о создании Горной академии в Забайкалье и горной индустрии.

Федеральный центр планирует выделить для строительства нового кампуса при ЗабГУ 17 млрд рублей. Городок планируется разместить на новом месте с нуля, для чего выделяется (подыскивается) площадь в 37 га, где намечается создать всю инфраструктуру (учебные корпуса, жилье и многое другое). А что делать с уже действующей структурой? Федеральный центр хоть и планирует немалые деньги на строительство кампуса, но в сложившемся в стране социально-экономическом положении затяжного характера вряд ли целесообразно и возможно таковое даже в обозримом будущем (2030 г.). О выборе места для студенческого городка шла речь и с прибывшим в Читу с двухдневным визитом министром высшего образования и науки РФ В. Фальковым по случаю трехсотлетия горного образования в Забайкалье. Оценивалось и обсуждалось строительство кампуса в районе Каштакского кольца.

Представляется разумным такие вливания пустить на расширение уже имеющейся базы головного корпуса ЗабГУ на прежнем месте. Ведь пространства для возведения чего-то нового (например, плавательного бассейна, жилья для молодых специалистов и др.) здесь вполне хватает. И место в нагорной части города более экологичное и проветриваемое. Необходимо только решить вопрос со множеством деревянного жилья частного сектора, который, имея печное отопление, усугубляет и без того сложную экологическую обстановку и мешает реализации проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология». А Чита в этом отношении находится в весьма неудовлетворительном положении. Осуществляемый же в настоящее время масштабный проект газификации домовладений частного сектора Читы вряд ли в обозримом будущем коснется домов этого частного сектора в районе ЗабГУ. Ликвидировав эти постройки, можно в какой-то мере решить и экологическую обстановку. Выделенные же федеральным центром средства можно отчасти пустить и на строительство жилья для переселенцев.

В настоящее же время наблюдается неудовлетворительное отношение к уже имеющимся учебным корпусам и помещениям. Так, это нашумевшая передача учебного корпуса на Амурской, 15, планируемое перемещение известного в стране и мире геолого-минералогического музея, при переезде которого большая часть образцов будет потеряна. Ликвидированную же шлифовальную мастерскую (столь необходимую при геологическом музее) вполне можно было использовать для изготовления сувениров, в т.ч. рекламного характера, изготовление препаратов для научно-исследовательских и прикладных работ для действующих горнорудных предприятий. Т.е. шлифовальная мастерская была бы вполне самоокупаемой. Современное положение музея на ул. Горького, 28, хорошо вписывается в учебно-познавательный и туристический центр этой территории. Рядом расположены краеведческий и художественный музеи, храм при Медицинской академии. Здесь вполне можно проводить познавательные экскурсии для жильцов, гостей города и туристов. Неразумным следует назвать и сокращение издательской деятельности ЗабГУ: закрытие журнала «Аспирант» (а как при этом развивать аспирантуру?), существенное сокращение выпусков журнала «Вестник ЗабГУ».

Резюмируя изложенное, можно сказать, что не нужно изобретать что-нибудь новое на новом месте с нуля, демонстрируя строительство для далекого будущего, при немалых при этом затратах, а разумно использовать средства и уже имеющийся учебно-исследовательский потенциал и благоприятное расположение головного корпуса ЗабГУ. Здесь рядом удачно расположен весьма приличный Горный колледж имени М. Агошкова, который готовит начальное звено горных специалистов и специалистов прикладной геологии, а подготовку таковых высшего звена следует предусмотреть в студенческом городке. Кроме этого, здесь необходимо создать горно-геологический музей, в котором бы нашли отражение все этапы развития горнорудной отрасли: поисково-съемочные геологические работы, разведка и освоение месторождений, построение горнорудного предприятия и выпуск готовой (конечной) продукции.

 

Владимир Салихов,

доктор наук, профессор ЗабГУ

Фото Яндекс